Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В Московской духовной академии прошла Покровская конференция

Накануне праздничных торжеств Московских духовных школ, 12 октября 2022 года в Московской духовной академии прошла всероссийская Покровская академическая научно-богословская конференция «Епископское служение и монашество в жизни Церкви (к 600-летию обретения мощей преп. Сергия Радонежского)». Покровская конференция вновь объединила под сводами древнейшего учебного заведения церковных и светских учёных, профессоров и преподавателей высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, представителей учёного сообщества, аспирантов и студентов. В этом году конференция, с одной стороны, была приурочена к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, а с другой, она стала замыкающим мероприятием из серии научно-богословских дискуссий  соответствующей тематической направленности, проведённых в духовных школах Русской Православной Церкви в 2021–2022 годах.

Открыл конференцию ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл, обратившись к участникам мероприятия и гостям с приветственным словом:

«Всех вас рад приветствовать на нашей традиционной Покровской конференции в преддверии престольного праздника нашей Академии.

Тема нынешней конференции “Епископское служение и монашество в жизни Церкви”, конечно, весьма обширна, но для современности крайне важная. Мы знаем множество проблем, которые сегодня бушуют в церковной жизни, особенно на международном уровне в отношениях между Поместными Церквями. К сожалению, политика серьезно влияет на ситуацию как внутри самих Церквей, так и на межцерковные отношения. И это влияние создаёт целый спектр различных проблем во многих сферах церковной жизни. Проблемы, связанные с церковной иерархией, с осознанием значения этой самой иерархии в жизни Церкви, всегда занимали довольно важное место в дискуссиях на конференциях, научных и богословских площадках различного уровня. Особенно эти проблемы стали актуальны с XX века, когда дискуссии между разными инославными и православными учёными стали достаточно естественными и частыми. Неслучайно теме иерархического служения в Церкви была посвящена в своё время кандидатская диссертация предстоятеля нашей Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Чуть больше чем 50 лет назад, в 1970 году в стенах тогда ещё Ленинградской духовной академии он написал работу о становлении и развитии церковной иерархии. Опираясь на свидетельства из книги Деяний святых апостолов, из апостольских посланий, тогда иеромонах Кирилл подробно разбирал терминологию и различные взгляды на то, каково же происхождение и какое назначение каждой из иерархических церковных степеней. 

Действительно, если мы взглянем на тексты Нового Завета и раннехристианских произведений, то мы увидим, что терминология, обозначающая различные чины церковного служения, сложилась не сразу. Один из мужей апостольских святой Поликарп Смирнский говорит о Господе Иисусе Христе: “Он [Христос] стал диаконом (διάκονος) для всех”. Конечно, в русском переводе этот текст звучит иначе: “Христос стал служителем для всех”. В древнегреческом оригинале произведения святителя стоит именно слово “διάκονος”. Безусловно и в посланиях апостола Павла мы находим места, где он именует себя служителем, диаконом (διάκονος) (Кол.1:25). В текстах можно найти множество примеров, когда пресвитеры назывались епископами. Более того, апостол Петр называет себя сопресвитером (συμπρεσβύτερος) вместе с другими предстоятелями церковных общин (1Пет. 5:1). Были, конечно, и другие термины, которыми именовались старейшины и предстоятели первохристианских общин. Это тема непростая. При этом есть много свидетельств, которые указывают на то, что практически с самого начала существования христианской Церкви уже были три степени церковной иерархии. Например, святой Игнатий Антиохийский упоминает в своих сочинениях и диаконов, и пресвитеров, и епископов именно в нашем понимании. А это конец 1 — начало 2 века по Р.Х. Протестанты всячески пытались доказать, что послания святого Игнатия, которые сообщают нам о чётком разделении трёх степеней священства, являются подложными. Им не нравилось, что в этих сочинениях епископам усваивается высокий статус в церковной иерархии. По мнению протестантов Церковь, возглавляемая епископом, становилась монархической структурой. И эта структура вызывала у них негативное отношение.

Для наших студентов обозначу, что тематика нашей конференции весьма обширна. Те доклады, которые вы будете слушать, связаны с современностью, и это хорошо, потому что каждому из вас вскоре придется встретиться с реалиям нашей жизни, и то, что вы сегодня услышите, постарайтесь применить к вашему будущему служению.

Благодарю гостей, докладчиков, за подготовленные доклады».

На пленарном заседании, модератором которого стал доцент протоиерей Александр Задорнов, проректор по научно-богословской работе МДА, прозвучало пять докладов, которые затрагивали различные вопросы епископского служения в Церкви и практического их выражения, а также тему эвакуации мощей прп. Сергия Радонежского в годы Великой Отечественной войны. 

Игумен Дионисий (Шлёнов), заведующий аспирантурой МДА, первым огласил свой доклад на тему: «Кто является главой Церкви?». В нём докладчик постарался объяснить возможные варианты и ключевые представления о том, кого можно считать главой Церкви, основываясь при этом на множественных примерах святоотеческой письменности и проиллюстрировав наиболее важные из них на языке оригинала.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, ректор Смоленской духовной семинарии, кандидат богословия, кандидат юридических наук, представил доклад: «Архиерей с крупными коммунистическими связями. Архиепископ Сергий (Ларин) в годы “хрущёвских” гонений 1958-1964 гг.». В своём сообщении владыка затронул очень острую тему, рассказав о неординарной жизни архиепископа Сергия (Ларина) и его лояльном отношении к советской власти, которое способствовало ему занять важные административные посты в Русской Церкви. Митрополит Исидор заметил и акцентировал связь нравственной деградации архиепископа Сергия и его нечестности перед самим собой и перед Церковью с последствием таковых качеств, которые проявились не только в том, что архиепископ тем самым сохранил себе жизнь в годы безбожных гонений на Русскую Церковь, но и был повышен в административных должностях.

Профессор Алексей Константинович Светозарский, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории МДА, представил доклад на тему: «Архиереи — участники Поместного Собора 1945 года. Коллективный портрет». В своём докладе Алексей Константинович привёл многочисленные и разносторонние факты из биографий архиереев, участвовавших в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году, благодаря которым постарался дать оценку духовно-нравственного облика епископата этого времени.

Епископ Истринский Серафим, доктор теологии, кандидат исторических наук, доцент, председатель Синодального отдела по работе с молодёжью, выступил с докладом на тему: «Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) и Московская духовная академия: формирование монашеского и епископского образа». Владыка Серафим в своём выступлении уделил особое внимание рассмотрению жизни архиепископа Серафима (Остроумова) в Московской духовной академии сначала в качестве студента, а затем как преподавателя гомилетики, отметив особую её роль в контексте формирования архиепископа Серафима как монаха и епископа. Непростые отношения с профессорско-преподавательской корпорацией и студентами, которые были уже заражены бунтарскими настроениями, способствовали возрастанию духовно-нравственных качеств будущего архиепископа Серафима и не стали препятствием в исследовательской и научной деятельности иерарха.

В завершении пленарного заседания прозвучал доклад протоиерея Алексия Марченко, доктора церковной истории, профессора, начальника отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на тему: «Эвакуация мощей прп. Сергия Радонежского и ризницы Троице-Сергиевой Лавры на Урал в годы Великой Отечественной войны». В своём выступлении протоиерей Алексий Марченко познакомил всех слушателей с историей эвакуации мощей прп. Сергия в годы Великой Отечественной войны на Урал, где они пребывали с 1941 по 1944 гг. Докладчик также подчеркнул об особой роли в изучении этого вопроса архимандрита Андроника (Трубачёва), покойного профессора Академии, который обнаружил списки с подробной информацией об эвакуации мощей, что привело к возможности научного изучения данного вопроса и закрыло прежде остававшуюся в неведении страницу истории Троицкой обители.

Послеобеденные заседания включали в себя работу 10 тематических секций, посвященных богословию, библеистике, христианской письменности, церковной истории, каноническому праву, литургике, христианскому искусству.

На двух секциях, посвященных вопросам богословия, обсуждались как актуальные вопросы современной богословской науки, так и проблемные вопросы из истории богословской мысли. Несмотря на очно-дистанционный формат, все участники смогли не только представить результат своих исследований, но и обсудить эти результаты со своими коллегами из разных церковных и светских учебных заведений.

В рамках первых двух секций, посвященных актуальным вопросам богословия, модераторами которых выступили руководитель профиля «Православное богословие» МДА, доцент иерей Стефан Домусчи и старший преподаватель кафедры богословия МДА Александр Александрович Солонченко, прозвучало более 20 докладов различной тематической направленности: от размышлений над философскими системами отца Павла Флоренского и Николая Бердяева до выяснения церковной политики императора Зинона, от осмысления сути монашества на Западе до освещения дискуссии по актуальной теме суррогатного материнства и проблемам духовного образования с возможными шагами их преодоления. Также анализировались труды святых отцов, оставивших обширное письменное наследие на Руси такие как свт. Феофан Затворник, свт. Лука (Войно-Ясенецкий) и др.

В секции, посвящённой вопросам и проблемам канонического права, модератором которой выступила доцент кафедры Церковно-практических дисциплин Наталия Сергеевна Семёнова, приняло участие 8 человек. Первый блок докладов этой секции поднимал актуальную тему влияния политического дискурса на положение дел Церкви в государственном поле Европы и стран Балтии. Следующий блок тем заострил внимание на решении проблемы статуса женщин в Церкви и их возможностей в церковном служении.

Завершающим тематическим блоком секции стало рассмотрение вопроса взаимодействия Церкви и общества в современной действительности, в этой связи поднимался вопрос о принципах работы и возможностей православной миссии в интернете.

В рамках секции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», модератором которой стал научный сотрудник кафедры Библеистики иерей Сергий Фуфаев, прозвучало 5 докладов. На данной площадке исследователи познакомили слушателей со своими наработками в области экзегезы Священного Писания, на примере отдельных отрывков Писания показывали различие экзегетических и герменевтических подходов в интерпретации и выявлении смысла священного текста.

Широкая историческая тематика была представлена на трёх секциях, посвящённых церковной истории, одна из которых была подготовлена исключительно для дистанционных участников-исследователей по истории Церкви. Секции сопровождали следующие модераторы, преподаватели и ассистенты кафедры Церковной истории: иеродиакон Георгий (Рамазян), иерей Василий Равлик и диакон Вячеслав Масин. В этих секциях приняли участие около 30 исследователей, предметом исследований которых является церковная история. Широкая палитра поднимаемых тем на этих секциях касалась прежде всего основной тематики конференции, а именно – епископского служения в Церкви. Участники рассказывали о личностях многих архиереев, живших в XX веке. Некоторые даже делились своими воспоминаниями. Так, игумен Герасим (Дьячков), доцент кафедры Церковной истории, в рамках работы секции представил два доклада, в одном из которых поделился своими яркими и живыми воспоминаниями о митрополите Серапионе, что вызвало особый интерес у слушателей. А Одинцов А.М. рассказал о роли епископов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) в послевоенном восстановлении Троицкого собора Александро-Невской лавры, подготовив для иллюстрации своего доклада полноценную выставку о ходе реставрационных работ Троицкого собора, которая накануне была размещена в фойе актового зала Академии.

Традиционная для академических исследований секция, посвященная христианской письменности, модератором которой выступила старший преподаватель кафедры филологии МДА Людмила Вячеславовна Прохоренко, объединила исследователей самых разнообразных интересов, связанных с областью филологии, патрологии, философии и христианской письменности. В ходе работы данной секции прозвучало 7 докладов, тематика которой распространялась от рассмотрения вопроса участия философской школы III в. в борьбе за истину до выяснения роли свт. Иоанна Златоуста и свт. Феофана Затворника в учение о монашеском любомудрии. Кроме того, были произнесены доклады по литературоведению, лингвистике и других областей филологической науки.

Во время работы секции «Церковное искусство», модератором которой стала научный сотрудник кафедры Истории и теории церковного искусства Ирина Михайловна Зубренко, исследователи познакомились со способами выражения тех или иных богословских идей через изобразительное искусство. Особое внимание было уделено рассмотрению вопроса о каноне изображения святых монахов в росписях, а также влиянию традиций русского монашества на церковно-изобразительное искусство Руси. В рамках данной секции прозвучал доклад, приуроченный к памятной дате – к 145-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I, в ходе которого рассматривался вопрос о присвоении в 1970 году Церковно-археологическому кабинету Московской духовной академии имени Святейшего Патриарха Алексия (Симанского).

На секции «Литургика», модератором которой выступил научный сотрудник кафедры Церковно-практических дисциплин, доцент иеромонах Далмат (Юдин), было представлено 10 докладов. Большинство выступлений были посвящены вопросам литургической практики Русской Церкви и традициям славянского богослужения XIV–XX вв. Кроме того, два доклада касались вопросов преподавания и методологии литургической науки в русской традиции и их особенностей.

Работа каждой секции сопровождалась живой дискуссией и обсуждением, каждый из докладов вызвал живой интерес, вопросы и обсуждения участников конференции, присутствовавших очно и дистанционно.

Более подробно со списком выступающих и тематикой озвученных докладов можно ознакомиться здесь:

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας