Ακολουθίες
Вокруг богослужения и молитвы строится вся жизнь Московской духовной академии.
Каждый день перед завтраком читаются утренние молитвы. В последование входит чтение Евангелия дня. Все вместе студенты поют молитву Господню перед едой, а священник благословляет трапезу. Завершается завтрак, обед и ужин благодарственной молитвой, которую также поют все.
Любая пара начинается молитвой «Царю Небесный». В период двунадесятых праздников студенты поют тропарь праздника. И завершается занятие также молитвой: студенты хором поют «Достойно есть» или задостойник праздника.
День начинается с молитвы и ею же завершается. В 22:00 студенты собираются в Покровский академический храм. В темноте при двух свечах чтец читает вечерние молитвы. После них один из студентов обращается к присутствующим с проповедью. Кто и когда произносит проповедь — определяет график. После проповеди студенты расходятся по комнатам.
По средам вечером в академических храмах совершаются акафисты. В Покровском храме по давней традиции служат акафист Покрову Пресвятой Богородицы, в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника — акафист Иисусу Сладчайшему. Преподаватели и все студенты Академии собираются на пение акафиста. После акафиста сразу ужин, а потом — вечерние молитвы.
Центр жизни Академии — Евхаристия. В воскресный день преподаватели и студенты собираются в Покровский академический храм. Накануне вечером совершается всенощное бдение, утром — Божественная литургия. Обычно богослужения совершает ректор МДА. Преподаватели, сотрудники и студенты в священном сане сослужат ему. Большинство студентов причащаются Тела и Крови Христовых.
Все студенты проходят богослужебную практику. Первый год поступившие на бакалавриат выходят два раза в месяц пономарить: один раз — в Покровском храме, другой — в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. Кроме того, все студенты разбиты на певческие группы. Их двенадцать. Каждый день та или иная певческая группа поет вечернее богослужение, а на следующее утро — Литургию. За богослужениями студенты не только поют, но и читают. В воскресные и праздничные дни песнопения богослужений поют академические хоры.
Церковные праздники в Академии — дни выходные. На каждый праздник студенты и преподаватели собираются на вечернее богослужение и Литургию, на которой причащаются Святых Христовых Таин. Литургия занимает особенное, центральное место, потому что именно она объединяет людей вокруг Христа в таинстве Евхаристии.
Есть еще три неучебные недели в году, связанные с каждоневными богослужениями: первая неделя Великого поста, Страстная и Светлая седмицы. Первую и Страстную недели все учащиеся проводят в храме на богослужениях. На первой неделе вся Академия собирается утром на постовые богослужения, вечером — на чтение Великого канона св. Андрея Критского. В среду и пятницу студенты стараются причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров, в субботу — на Литургии свт. Иоанна Златоуста. Такой же распорядок и на Страстной седмице: первые три дня — постовые службы утром и вечером. В четверг утром Академия собирается на службу Воспоминания Тайной Вечери, а вечером слушает 12 Евангелий — молится на службе Воспоминания Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Служба Великой Пятницы проходит в храме сначала у Креста, потом у Плащаницы. Ректор, священники, преподаватели и студенты проходят Страстную седмицу и приближаются к Пасхе.
В субботу студенты помогают подготовить Академию к празднику. Украшается храм, готовятся облачения. Освящаются куличи и яйца. Ночью начинается крестный ход, и все молящиеся выходят на улицу. Ректор возглавляет службу, ему сослужат преподаватели, сотрудники, студенты Академии. Поют несколько хоров. На Пасхальном богослужении ректор поздравляет всех присутствующих в храме со Светлым праздником Воскресения Христова. После яркой Божественной литургии Академия собирается на праздничную ночную трапезу.
Богослужебная жизнь студентов не ограничена одним лишь Покровским храмом. Есть еще две церкви — верхний семинарский храм преподобного Иоанна Лествичника и нижний семинарский храм великомучениц Варвары и Анастасии и мученицы Акилины. В верхнем — службы совершаются регулярно. Пономарят студенты Академии, а читают и поют учащиеся регентского факультета. В нижнем — богослужения служатся реже, периодически на них поет византийский хор МДА.
И конечно, Лавра. Чтобы попасть из академического корпуса в семинарский и в общежитие, нужно пройти через Лавру. Студенты пользуются возможностью зайти по пути в Троицкий собор, приложиться к мощам покровителя учащихся — преподобного Сергия Радонежского, помолиться о грядущем дне.
На лаврских службах поют хоры, основу которых составляют учащиеся МДА. В Успенском соборе поет братский хор Лавры. Тот знаменитый хор, регентом которого с 1961 по 2009 годы был архимандрит Матфей (Мормыль). В Троицком соборе поет знаменный хор. Каждую Литургию в соборе он сопровождает знаменным или византийским пением.
В Лавру могут уйти желающие принять монашество. Постриг совершает наместник монастыря. Если же студент желает остаться монахом при Академии, то его постригает ректор МДА. Постриг проходит в Троицком соборе. Студенты приходят помолиться за товарища и брата, который выбрал непростой путь монашества.
Каждый вечер в Троицком соборе студентки регентского факультета поют молебен с акафистом у мощей преподобного Сергия. Две смены — в 17:00 и 19:00 — входят в их обязательные послушания. Смены поются по очереди, по два-три человека. Во время сессии студентки объединяются курсами и по собственной инициативе поют смену курсовым хором. Все знают, что лучший помощник во время сдачи экзаменов — преподобный Сергий.
В Свято-Троицкую Сергиеву Лавру пять раз в год приезжает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Его ждут на первой неделе Великого Поста, на Светлой седмице, в день Святой Троицы — престольный праздник обители и на праздники преподобного Сергия Радонежского — 18 июля и 8 октября. Святейший Патриарх — настоятель Троице-Сергиевой Лавры.
В обители студенты находят себе духовников. Под воскресные дни и праздники в Успенском соборе после всенощного бдения проходит исповедь. Исповедуют опытные монахи, лаврские духовники. Через них прошло много студентов. Большинство из монахов Лавры сами учились в Академии. Поэтому проблемы молодых людей им знакомы и известны. К ним всегда можно обратиться за советом и помощью.
Молитва занимает в жизни студентов Духовной академии первое место. Без нее человек не может стать настоящим служителем Христовой Церкви. То, что Академия находится в стенах Лавры, позволяет студентам прикоснуться к бесценному опыту молитвы. Благодаря этому Лавра становится для молодых людей духовным центром и ориентиром в жизни. Выпускники возвращаются сюда вновь и вновь, обращаются с молитвами к Преподобному и вдохновляются на служение Богу и Церкви.