![title image](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/prevju-1.jpg)
В Московской духовной академии прошла Покровская конференция
Накануне праздничных торжеств Московских духовных школ, 12 октября 2022 года в Московской духовной академии прошла всероссийская Покровская академическая научно-богословская конференция «Епископское служение и монашество в жизни Церкви (к 600-летию обретения мощей преп. Сергия Радонежского)». Покровская конференция вновь объединила под сводами древнейшего учебного заведения церковных и светских учёных, профессоров и преподавателей высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, представителей учёного сообщества, аспирантов и студентов. В этом году конференция, с одной стороны, была приурочена к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, а с другой, она стала замыкающим мероприятием из серии научно-богословских дискуссий соответствующей тематической направленности, проведённых в духовных школах Русской Православной Церкви в 2021–2022 годах.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0007-1.jpg)
Открыл конференцию ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл, обратившись к участникам мероприятия и гостям с приветственным словом:
«Всех вас рад приветствовать на нашей традиционной Покровской конференции в преддверии престольного праздника нашей Академии.
Тема нынешней конференции “Епископское служение и монашество в жизни Церкви”, конечно, весьма обширна, но для современности крайне важная. Мы знаем множество проблем, которые сегодня бушуют в церковной жизни, особенно на международном уровне в отношениях между Поместными Церквями. К сожалению, политика серьезно влияет на ситуацию как внутри самих Церквей, так и на межцерковные отношения. И это влияние создаёт целый спектр различных проблем во многих сферах церковной жизни. Проблемы, связанные с церковной иерархией, с осознанием значения этой самой иерархии в жизни Церкви, всегда занимали довольно важное место в дискуссиях на конференциях, научных и богословских площадках различного уровня. Особенно эти проблемы стали актуальны с XX века, когда дискуссии между разными инославными и православными учёными стали достаточно естественными и частыми. Неслучайно теме иерархического служения в Церкви была посвящена в своё время кандидатская диссертация предстоятеля нашей Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Чуть больше чем 50 лет назад, в 1970 году в стенах тогда ещё Ленинградской духовной академии он написал работу о становлении и развитии церковной иерархии. Опираясь на свидетельства из книги Деяний святых апостолов, из апостольских посланий, тогда иеромонах Кирилл подробно разбирал терминологию и различные взгляды на то, каково же происхождение и какое назначение каждой из иерархических церковных степеней.
Действительно, если мы взглянем на тексты Нового Завета и раннехристианских произведений, то мы увидим, что терминология, обозначающая различные чины церковного служения, сложилась не сразу. Один из мужей апостольских святой Поликарп Смирнский говорит о Господе Иисусе Христе: “Он [Христос] стал диаконом (διάκονος) для всех”. Конечно, в русском переводе этот текст звучит иначе: “Христос стал служителем для всех”. В древнегреческом оригинале произведения святителя стоит именно слово “διάκονος”. Безусловно и в посланиях апостола Павла мы находим места, где он именует себя служителем, диаконом (διάκονος) (Кол.1:25). В текстах можно найти множество примеров, когда пресвитеры назывались епископами. Более того, апостол Петр называет себя сопресвитером (συμπρεσβύτερος) вместе с другими предстоятелями церковных общин (1Пет. 5:1). Были, конечно, и другие термины, которыми именовались старейшины и предстоятели первохристианских общин. Это тема непростая. При этом есть много свидетельств, которые указывают на то, что практически с самого начала существования христианской Церкви уже были три степени церковной иерархии. Например, святой Игнатий Антиохийский упоминает в своих сочинениях и диаконов, и пресвитеров, и епископов именно в нашем понимании. А это конец 1 — начало 2 века по Р.Х. Протестанты всячески пытались доказать, что послания святого Игнатия, которые сообщают нам о чётком разделении трёх степеней священства, являются подложными. Им не нравилось, что в этих сочинениях епископам усваивается высокий статус в церковной иерархии. По мнению протестантов Церковь, возглавляемая епископом, становилась монархической структурой. И эта структура вызывала у них негативное отношение.
Для наших студентов обозначу, что тематика нашей конференции весьма обширна. Те доклады, которые вы будете слушать, связаны с современностью, и это хорошо, потому что каждому из вас вскоре придется встретиться с реалиям нашей жизни, и то, что вы сегодня услышите, постарайтесь применить к вашему будущему служению.
Благодарю гостей, докладчиков, за подготовленные доклады».
На пленарном заседании, модератором которого стал доцент протоиерей Александр Задорнов, проректор по научно-богословской работе МДА, прозвучало пять докладов, которые затрагивали различные вопросы епископского служения в Церкви и практического их выражения, а также тему эвакуации мощей прп. Сергия Радонежского в годы Великой Отечественной войны.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0012-1.jpg)
Игумен Дионисий (Шлёнов), заведующий аспирантурой МДА, первым огласил свой доклад на тему: «Кто является главой Церкви?». В нём докладчик постарался объяснить возможные варианты и ключевые представления о том, кого можно считать главой Церкви, основываясь при этом на множественных примерах святоотеческой письменности и проиллюстрировав наиболее важные из них на языке оригинала.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0021.jpg)
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, ректор Смоленской духовной семинарии, кандидат богословия, кандидат юридических наук, представил доклад: «Архиерей с крупными коммунистическими связями. Архиепископ Сергий (Ларин) в годы “хрущёвских” гонений 1958-1964 гг.». В своём сообщении владыка затронул очень острую тему, рассказав о неординарной жизни архиепископа Сергия (Ларина) и его лояльном отношении к советской власти, которое способствовало ему занять важные административные посты в Русской Церкви. Митрополит Исидор заметил и акцентировал связь нравственной деградации архиепископа Сергия и его нечестности перед самим собой и перед Церковью с последствием таковых качеств, которые проявились не только в том, что архиепископ тем самым сохранил себе жизнь в годы безбожных гонений на Русскую Церковь, но и был повышен в административных должностях.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0026-1.jpg)
Профессор Алексей Константинович Светозарский, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории МДА, представил доклад на тему: «Архиереи — участники Поместного Собора 1945 года. Коллективный портрет». В своём докладе Алексей Константинович привёл многочисленные и разносторонние факты из биографий архиереев, участвовавших в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году, благодаря которым постарался дать оценку духовно-нравственного облика епископата этого времени.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0027.jpg)
Епископ Истринский Серафим, доктор теологии, кандидат исторических наук, доцент, председатель Синодального отдела по работе с молодёжью, выступил с докладом на тему: «Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) и Московская духовная академия: формирование монашеского и епископского образа». Владыка Серафим в своём выступлении уделил особое внимание рассмотрению жизни архиепископа Серафима (Остроумова) в Московской духовной академии сначала в качестве студента, а затем как преподавателя гомилетики, отметив особую её роль в контексте формирования архиепископа Серафима как монаха и епископа. Непростые отношения с профессорско-преподавательской корпорацией и студентами, которые были уже заражены бунтарскими настроениями, способствовали возрастанию духовно-нравственных качеств будущего архиепископа Серафима и не стали препятствием в исследовательской и научной деятельности иерарха.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0029-2.jpg)
В завершении пленарного заседания прозвучал доклад протоиерея Алексия Марченко, доктора церковной истории, профессора, начальника отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на тему: «Эвакуация мощей прп. Сергия Радонежского и ризницы Троице-Сергиевой Лавры на Урал в годы Великой Отечественной войны». В своём выступлении протоиерей Алексий Марченко познакомил всех слушателей с историей эвакуации мощей прп. Сергия в годы Великой Отечественной войны на Урал, где они пребывали с 1941 по 1944 гг. Докладчик также подчеркнул об особой роли в изучении этого вопроса архимандрита Андроника (Трубачёва), покойного профессора Академии, который обнаружил списки с подробной информацией об эвакуации мощей, что привело к возможности научного изучения данного вопроса и закрыло прежде остававшуюся в неведении страницу истории Троицкой обители.
Послеобеденные заседания включали в себя работу 10 тематических секций, посвященных богословию, библеистике, христианской письменности, церковной истории, каноническому праву, литургике, христианскому искусству.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0043-1-2048x1363.jpg)
На двух секциях, посвященных вопросам богословия, обсуждались как актуальные вопросы современной богословской науки, так и проблемные вопросы из истории богословской мысли. Несмотря на очно-дистанционный формат, все участники смогли не только представить результат своих исследований, но и обсудить эти результаты со своими коллегами из разных церковных и светских учебных заведений.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0039-2048x1313.jpg)
В рамках первых двух секций, посвященных актуальным вопросам богословия, модераторами которых выступили руководитель профиля «Православное богословие» МДА, доцент иерей Стефан Домусчи и старший преподаватель кафедры богословия МДА Александр Александрович Солонченко, прозвучало более 20 докладов различной тематической направленности: от размышлений над философскими системами отца Павла Флоренского и Николая Бердяева до выяснения церковной политики императора Зинона, от осмысления сути монашества на Западе до освещения дискуссии по актуальной теме суррогатного материнства и проблемам духовного образования с возможными шагами их преодоления. Также анализировались труды святых отцов, оставивших обширное письменное наследие на Руси такие как свт. Феофан Затворник, свт. Лука (Войно-Ясенецкий) и др.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0046-2048x1363.jpg)
В секции, посвящённой вопросам и проблемам канонического права, модератором которой выступила доцент кафедры Церковно-практических дисциплин Наталия Сергеевна Семёнова, приняло участие 8 человек. Первый блок докладов этой секции поднимал актуальную тему влияния политического дискурса на положение дел Церкви в государственном поле Европы и стран Балтии. Следующий блок тем заострил внимание на решении проблемы статуса женщин в Церкви и их возможностей в церковном служении.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0059-2048x1363.jpg)
Завершающим тематическим блоком секции стало рассмотрение вопроса взаимодействия Церкви и общества в современной действительности, в этой связи поднимался вопрос о принципах работы и возможностей православной миссии в интернете.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0050-1-2048x1363.jpg)
В рамках секции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», модератором которой стал научный сотрудник кафедры Библеистики иерей Сергий Фуфаев, прозвучало 5 докладов. На данной площадке исследователи познакомили слушателей со своими наработками в области экзегезы Священного Писания, на примере отдельных отрывков Писания показывали различие экзегетических и герменевтических подходов в интерпретации и выявлении смысла священного текста.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0007-1-1.jpg)
Широкая историческая тематика была представлена на трёх секциях, посвящённых церковной истории, одна из которых была подготовлена исключительно для дистанционных участников-исследователей по истории Церкви. Секции сопровождали следующие модераторы, преподаватели и ассистенты кафедры Церковной истории: иеродиакон Георгий (Рамазян), иерей Василий Равлик и диакон Вячеслав Масин. В этих секциях приняли участие около 30 исследователей, предметом исследований которых является церковная история. Широкая палитра поднимаемых тем на этих секциях касалась прежде всего основной тематики конференции, а именно – епископского служения в Церкви. Участники рассказывали о личностях многих архиереев, живших в XX веке. Некоторые даже делились своими воспоминаниями. Так, игумен Герасим (Дьячков), доцент кафедры Церковной истории, в рамках работы секции представил два доклада, в одном из которых поделился своими яркими и живыми воспоминаниями о митрополите Серапионе, что вызвало особый интерес у слушателей. А Одинцов А.М. рассказал о роли епископов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) в послевоенном восстановлении Троицкого собора Александро-Невской лавры, подготовив для иллюстрации своего доклада полноценную выставку о ходе реставрационных работ Троицкого собора, которая накануне была размещена в фойе актового зала Академии.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/8603934051.jpg)
Традиционная для академических исследований секция, посвященная христианской письменности, модератором которой выступила старший преподаватель кафедры филологии МДА Людмила Вячеславовна Прохоренко, объединила исследователей самых разнообразных интересов, связанных с областью филологии, патрологии, философии и христианской письменности. В ходе работы данной секции прозвучало 7 докладов, тематика которой распространялась от рассмотрения вопроса участия философской школы III в. в борьбе за истину до выяснения роли свт. Иоанна Златоуста и свт. Феофана Затворника в учение о монашеском любомудрии. Кроме того, были произнесены доклады по литературоведению, лингвистике и других областей филологической науки.
Во время работы секции «Церковное искусство», модератором которой стала научный сотрудник кафедры Истории и теории церковного искусства Ирина Михайловна Зубренко, исследователи познакомились со способами выражения тех или иных богословских идей через изобразительное искусство. Особое внимание было уделено рассмотрению вопроса о каноне изображения святых монахов в росписях, а также влиянию традиций русского монашества на церковно-изобразительное искусство Руси. В рамках данной секции прозвучал доклад, приуроченный к памятной дате – к 145-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I, в ходе которого рассматривался вопрос о присвоении в 1970 году Церковно-археологическому кабинету Московской духовной академии имени Святейшего Патриарха Алексия (Симанского).
На секции «Литургика», модератором которой выступил научный сотрудник кафедры Церковно-практических дисциплин, доцент иеромонах Далмат (Юдин), было представлено 10 докладов. Большинство выступлений были посвящены вопросам литургической практики Русской Церкви и традициям славянского богослужения XIV–XX вв. Кроме того, два доклада касались вопросов преподавания и методологии литургической науки в русской традиции и их особенностей.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2022/10/0028.jpg)
Работа каждой секции сопровождалась живой дискуссией и обсуждением, каждый из докладов вызвал живой интерес, вопросы и обсуждения участников конференции, присутствовавших очно и дистанционно.
Более подробно со списком выступающих и тематикой озвученных докладов можно ознакомиться здесь:
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας
[justified_image_grid preset=c1 flickr_user=164238858@N03 flickr_photoset=72177720302835994]