Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

Уврачевание арсенитского раскола в 1310 г. и святитель Афанасий I, патриарх Константинопольский

Михаил Андреевич Вишняк, кандидат богословия, помощник референта директора Православной гимназии им. прп. Сергия Радонежского, 141300, Московская обл., Сергиев Посад, ул. Клубная, д. 26а, gweharall@gmail.com

Для цитирования: Вишняк М. А.Уврачевание арсенитского раскола в 1310 г. и патриарх свт. Афанасий I Константинопольский // Библия и христианская древность. 2019. T. 1. № 2. С.

Аннотация                                                                                                            

Статья посвящена отношению патриарха свт. Афанасия I Константинопольского (1289–1293; 1303–1309) к соглашению 1310 г., завершившему собой арсенитский раскол (1265–1310). Рассматриваются взгляды патриарха Афанасия на способы примирения, выраженные им до своего второго отречения от патриаршества (1309 г.), главной идеей которых является истинное покаяние раскольников, выражающееся, в частности, в отказе от личных выгод. Возможно, что патриарх Афанасий узнал о планах императора Андроника II пойти на компромисс с арсенитами и написал ему два письма об этом, в которых он пытается переубедить императора. Для понимания причин неприятия мира предлагается обратиться к понятию φρόνημα (мудрование) на основании сопоставления употребления этого понятия у свт. Афанасия и в антиарсенитских проповедях свт. Феолипта Филадельфийского. Одним из возможных мотивов неприятия мира 1310 г. этими двумя иерархами могло стать нарушение формулы свт. Феолипта «Одна вера — одно мудрование (φρόνημα) — одна Церковь».

Ключевые слова: патриарх Афанасий I Константинопольский, Феолипт Филадельфийский, арсениты, арсенитский раскол, противораскольническая литература, раскол, мудрование, патриарх Нифон I Константинопольский.

Βιβλιογραφία

Источники

Athanasius I Constantinopolitanus. Epistulae (= Epistulae (Pat)) // Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (1289–1293; 1303–1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works: PhD Dissertation. University of Oxford, 2004. P. 159–372.

Athanasius I Constantinopolitanus. Epistulae CXV ad imperatorem Andronicum II eiusque propinquos necnon officiales missae (= Epistulae (Talb)) // The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople: Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials / ed., transl., comm. A.-M. Talbot. Washington: Dumbarton Oaks, 1975. (CFHB; vol. 7; Dumbarton Oaks Texts; 3). P. 2–302.

Athanasius I Constantinopolitanus. Vaticanus gr. 2219 [Электронный ресурс]. URL: http://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.gr.2219 (дата обращения 18.04.2019).

Gregorius Cyprius. Epistulae // Τοῦ σοφωτάτου καὶ λογιωτάτου καὶ οἰκουμενικοῦ πατριάρχου Κύρου Γρηγορίου τοῦ Κυπρίου Ἐπιστολαί / ἔκδ. μητρ. Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης) // Ἐκκλησιαστικὸς Φᾶρος. 1909. T. 4. Σ. 5–29, 97–128.

Nicephorus Gregoras. Bizantinae Historiae / ed. L. Schopen. Bonn: Weber, 1829. Vol. 1. (CSHB; vol. 19.1).

Πηδάλιον // Πηδάλιον τῆς νοητῆς νηὸς τῆς Μιᾶς Ἁγίας Καθολοκῆς καὶ Ἀποστολικῆς τῶν Ὀρθοδόξων Ἐκκλησίας ἤτοι ἅπαντες οἱ Ἱεροὶ καὶ Θείοι Κανόνες παρὰ Ἀγαπίου Ἱερομονάχου καὶ Νικοδήμου μοναχοῦ. Δ’ Ἔκδοσις / ἔκδ. Ἀ. Γεωργίου. Ἀθῆναι: Τυπογραφείον Βλαστοῦ Χ. Βαρβαρρήγου, 1886.

Πρόσταγμα περὶ τῆς συμβιβάσεως // Laurent V. Les grandes crises religieuses à Byzance: la fin du schisme arsénite // Académie Roumaine. Bulletin de la Section Historique. Bucarest, 1945. Vol. 26. № 2. P. 65–68.

Σύνταγμα κανόνων // Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων / ἔκδ. Γ.Α. Ῥάλλης, Μ. Ποτλῆς. Αθῆναι: Τυπογραφία Γ. Χαρτοφύλακος, 1852. Τ. 2.

Theoleptus Philadelphius. Conra Arsenitos // Θεολήπτου Φιλαδελφίας τοῦ Ὁμολογητοῦ (1250–1322) Βίος καὶ Ἔργα. Β’ μέρος: Κριτικὸ κείμενο — σχόλια / ἔκδ. Ἰ. Γρηγορόπουλος. Κατερίνη: Τέρτιος, 1996. Σ. 305–345. (1: Σ. 305–317; 2: Σ. 318–345).

Книга правил // Правила святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец с толкованиями / Издание Московского общества любителей духовного просвещения. М.: Типография Современных Известий, 1876.

Ύλη

A Patristic Greek Lexicon / ed. G.W.H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961.

Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki: Patriarchal Institute for Patristic Studies, 1982. (Ἀνάλεκτα Βλατάδων; τ. 5).

Gouillard J. Après le schisme arsénite. La correspondance inédite du Pseudo-Jean Chilas // Académie Roumaine. Bulletin de la Section Historique. Bucarest, 1944. Vol. 25. № 2. P. 174–213.

Γουναρίδης Π. Τὸ κίνημα τῶν Ἀρσενιατῶν (1261–1310): ἰδεολογικὲς διαμάχες τὴν ἐποχὴν τῶν πρώτων Παλαιολόγων. Ἀθήνα: Δόμος, 1999.

Laurent V. Les crises religieuses à Byzance. Le schisme antiarsénite du métropolite de Philadelphie Théolepte († circa 1324) // RΕΒ. 1960. Vol. 18. P. 45–54.

Laurent V. Les grandes crises religieuses à Byzance: la fin du schisme arsénite // Académie Roumaine. Bulletin de la Section Historique. Bucarest, 1945. Vol. 26.2. P. 225–313 [1–89].

Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (1289–1293; 1303–1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works: PhD Dissertation. University of Oxford, 2004.

Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / hrsg. von E. Trapp, R. Walther, H.-V. Beyer [et al.]. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2001. (CD-ROM edition).

The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople: Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials / ed., transl., comm. A.-M. Talbot. Washington: Dumbarton Oaks, 1975. (CFHB; vol. 7; Dumbarton Oaks Texts; 3).

Tudorie A. Autoritatea imperială în criză: Mihail al VIII-lea Paleologul (1258–1282) şi raporturile statului bizantin cu biserica. Brăila: Editura Istros a Muzeului Brăilei «Carol I», 2016.

Вишняк М. А. Арсенитский раскол // Метафраст. 2019. Т. 1. № 1. С. 125‒153.

Вишняк М. А. Богословское осмысление раскола патриархом Афанасием I Константинопольским (1289–1293; 1303–1309) // ХЧ. 2018. №3. С. 124–130.

Вишняк М. А. Догматический аспект борьбы патриарха Афанасия I Константинопольского (1289‒1293; 1303‒1309) против арсенитского раскола (1265‒1310) // Метафраст. 2019. Т. 1. № 1. С. 35‒52.

Вишняк М. А. О датировке защитительного письма против арсенитов патриарха Афанасия I Константинопольского // Византийский временник. 2018. Т. 102. С. 196–208.

Вишняк М. А. Творения патриарха св. Афанасия I Константинопольского, касающиеся арсенитского раскола // БВ. 2018. № 29. С. 72–104.

Исихазм: Аннотированная библиография / общ. ред. С. С. Хоружего. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.

Пржегорлинский А., свящ. Византийская Церковь на рубеже XIII–XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб.: Алетейя, 2011.

Healing of the Arsenite Schism in 1310 and St.Athanasios I, Patriarch of Constantinople

Mikhail A. Vishnyak, PhD in Theology, St. Sergius of Radonezh Orthodox Gymnasium, Executive Assistant to Head of School, 26а Clubnaya, Sergiev Posad 141300, Russia, gweharall@gmail.com

For citation: Vishnyak, Mikhail A. “Healing of the Arsenite Schism in 1310 and St. Athanasios I, Patriarch of Constantinople”. Bible and Christian Antiquity, vol. 1, no. 2, 2019, pp. (In Russian)

Abstract. In this article, the A. studies the attitude of Patriarch St. Athanasius I of Constantinople (1289–1293; 1303–1309) to the agreement of 1310, which ended the Arsenite schism (1265–1310). The A. treats the views of Patriarch Athanasius on ways of reconciliation, expressed by him before his second renunciation of the patriarchate (1309), whose main idea is the true repentance of schismatics, expressed, in particular, in the rejection of personal benefits. It is possible that Patriarch Athanasius found out about the plans of Emperor Andronicus II to compromise with the Arsenites and wrote him two letters about this, in which he tries to over-persuade the Emperor. To understand the reasons for the rejection of the reconciliation, the A. propose to refer to the concept of φρόνημα («way of thinking») on the basis of a comparison of the use of this concept by St. Athanasius and in the anti-Arsenite sermons of St. Theoleptos of Philadelphia. One of the possible reasons for the rejection of the reconciliation of 1310 by these two hierarchs could be a violation of the formula of St. Theoleptos «One Faith — One way of thinking (φρόνημα) — One Church».

Keywords: Patriarch Athanasius I of Constantinople, Theoleptos of Philadelphia, Arsenites, Arsenite schism, anti-schismatic literature, schism, fronema, Patriarch Niphon I of Constantinople.