Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

Учение прп. Никиты Стифата о «четырёх главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть ΙΙ

Игумен Дионисий (Шлёнов)
кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, dionysij@mail.ru

Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 110-128.

doi: 10.31802/2500-1450-2019-33-110-128

Аннотация
В первой части статьи было систематически раскрыто учение монаха Студийского монастыря прп. Никиты Стифата о четырёх главных добродетелях. Во второй части статьи делается попытка раскрыть контекст данного учения в античной, раннехристианской, средневизантийской и поздневизантийской традициях. Учение о четырёх главных добродетелях в их определённом составе: мужество, умеренность/целомудрие, разумность и справедливость — формулируется в аретологии Платона, ещё более глубоко и систематично представлено у Аристотеля, стоиков и особенно у неоплатоников. Филон Александрийский поместил античное учение на библейское основание. В византийскую эпоху учение о четырёх главных добродетелях получило особое распространение и было интерпретировано в духе христианской аретологии. Свт. Василий Великий, прп. Феодор Студит писали о данных четырёх добродетелях как об основе нравственности. Особое внимание в статье уделяется выбору самых важных добродетелей из числа главных так же, как и из числа новозаветных добродетелей — любви, терпения и других, что решительно выходило за пределы античных представлений. Общий контекст позволяет выявить своеобразие учения прп. Никиты Стифата, который сравнивает четыре главные добродетели с четырёхчастностью человеческой души как великого мира по сравнению с внешним, малым, миром. В статье показано, что в аскетико-богословском корпусе прп. Никиты Стифата учение о четырёх главных добродетелях является одним из постоянных лейтмотивов.

Ключевые слова: аскетика, добродетели, страсти, главная добродетель, символика числа четыре, аретология, Платон и неоплатоники, прп. Никита Стифат, уровни бытия.

Βιβλιογραφία
Источники
Античные
Andronicus Rhodius. De passionibus (lib. 1) [Sp.] // Andronici qui fertur libelli Περὶ παθῶν (De affectibus), pt. 1 / ed. X. Kreuttner. Heidelberg: Winter, 1884. S. 11–21.
Anonymi. Miscellanea Philosophica (Codex Baroccianus Graecus 131) // Anonymi Miscellanea Philosophica. A Miscellany in the Tradition of Michael Psellos / ed. Ι. Ν. Ποντικός. Athens; Paris; Bruxelles: The Academy of Athens, Librairie J. Vrin, Editions Ousia, 1992 (Corpus philosophorum Medii Aevi. Philosophi Byzantini; vol. 6). P. 1–110.
Anonymus Londinensis. Iatrica (fort. auctore Menone) (Brit. Mus. inv. 137) // Anonymi Londinensis Ex Aristotelis iatricis Menoniis et aliis medicis eclogae / ed. H. Diels. Berlin: Reimer, 1893 (Commentaria in Aristotelem Graeca suppl.; Bd. 3.1). S. 1–74.
Arius Didymus. Liber de philosophorum sectis (epitome ap. Stobaeum) // Fragmenta philosophorum Graecorum. Vol. 2 / ed. F. W. A. Mullach. Paris: Didot, 1867. P. 53–101.
Aristoteles. Politica // Aristotelis Politica / ed. W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1957 (r1964). P. 1–269 (1252a1–1342b34).
Aristoteles. Divisiones Aristoteleae // Divisiones quae vulgo dicuntur Aristoteleae / ed. H. Mutschmann. Leipzig: Teubner, 1906. P. 1–66.
Chrysippus. Fragmenta logica et physica // Stoicorum veterum fragmenta. Vol. 2 / ed. J. von Arnim. Leipzig: Teubner, 1903. P. 1–348.
Chrysippus. Fragmenta moralia // Stoicorum veterum fragmenta. Vol. 3 / ed. J. von Arnim. Leipzig: Teubner, 1903. P. 3–191.
Claudius Ptolemaeus. Phaseis // Claudii Ptolemaei Opera quae exstant omnia, vol. 2 / ed. J. L. Heiberg. Leipzig: Teubner, 1907. P. 3–67.
Clearchus. Fragmenta // Klearchos / ed. F. Wehrli. 2nd edn. Basel: Schwabe, 1969. (Die Schule des Aristoteles; Bd. 3). S. 9–40.
Galenus. De naturalibus facultatibus // Claudii Galeni Pergameni Scripta minora. Vol. 3 / ed. G. Helmreich, J. Marquardt, I. Müller. Leipzig: Teubner, 1893 (Amsterdam: Hakkert, r1967). P. 101–257.
Galenus. In Hippocratis librum de fracturis commentarii iii // Claudii Galeni Opera omnia. Vol. 18.2 / ed. C. G. Kühn. Leipzig: Knobloch, 1830 (Hildesheim: Olms, r1965). P. 318–628.
Ps.-Galenus.  De historia philosophica // Doxographi Graeci / ed. H. Diels. Berlin: Reimer, 1879 (Berlin: De Gruyter, r1965). P. 597–648.
Ps.-Galenus. Definitiones medicae // Claudii Galeni Opera omnia, vol. 19 / ed. C. G. Kühn. Leipzig: Knobloch, 1830 (Hildesheim: Olms, r1965). P. 346–462.
Dicaearchus. Fragmenta // Dikaiarchos / ed. F. Wehrli. Basel: Schwabe, 21967. (Die Schule des Aristoteles; Bd. 1). S. 13–37.
Isocrates. Nicocles (orat. 3) // Isocrate. Discours / ed. É. Brémond and G. Mathieu. Vol. 2. Paris: Les Belles Lettres, 1938 (r1967). P. 120–137.
Marcus Aurelius Antoninus. Τὰ εἰς ἑαυτόν //The meditations of the emperor Marcus Aurelius, vol. 1 / ed. A. S. L. Farquharson. Oxford: Clarendon Press, 1944 (r1968). P. 4–250.
Nicomachus. Theologoumena arithmeticae // [Iamblichi] Theologoumena arithmeticae / ed. V. de Falco. Leipzig: Teubner, 1922. P. 17–30, 42, 56–71.
Olympiodorus. In Platonis Phaedonem commentaria // The Greek commentaries on Plato’s Phaedo / ed. L. G. Westerink. Vol. 1, Amsterdam: North-Holland Publishing Co., 1976. P. 39–181.
Philo Alexandrinus. Quod Deus sit immutabilis // Philonis Alexandrini Opera quae supersunt, vol. 2 / ed. P. Wendland. Berlin: Reimer, 1897. (Berlin: De Gruyter, r1962). S. 56–94.
Philo Alexandrinus. Legum allegoriarum // Les oevres de Philon d¢Alexandrie / ed. R. Arnaldez, J. Pouilloux; introduction, traduction et notes par C. Mondésert. Paris: Editions CERF, 1962.
Philo Alexandrinus. De posteritate Caini // Philonis Alexandrini Оpera quae supersunt / ed. P. Wendland. Vol. 2. Berlin: Reimer, 1897 (Berlin: De Gruyter, r1962). S. 1–41.
Philo Alexandrinus. De mutatione nominum // Philonis Alexandrini opera quae supersunt, vol. 3 / ed. P. Wendland. Berlin: Reimer, 1898 (repr. Berlin: De Gruyter, 1962). S. 156–203.
Philo Alexandrinus. Περὶ ἀριθμῶν sive Ἀριθμητικά (fragmenta) // Die Zahlenmystik bei Philon von Alexandreia / ed. K. Staehle. Leipzig: Teubner, 1931. S. 19–51, 53–59, 62–70, 75.
Plato. Alcibiades i [Sp.] // Platonis Opera / ed. J. Burnet. Vol. 2, Oxford: Clarendon Press, 1901 (r1967). Steph. II.103a–135c.
Plato. Phaedo // Platonis Opera. Vol. 1 / ed. J. Burnet. Oxford: Clarendon Press, 1900 (r1967). Steph. I.57a–118a.
Plato. Philebus // Platonis Opera / ed. J. Burnet. Vol. 2. Oxford: Clarendon Press, 1901 (repr. 1967). Steph. II.11a–67b.
Plato. Respublica // Platonis Rempublicam / ed. S. R. Slings. Oxford: Oxford University Press, 2003. P. 1–409.
Plato. Timaeus // Platonis Opera / ed. J. Burnet. Vol. 4. Oxford: Clarendon Press, 1902 (r1968): Steph. III.17a–92c.
Plotinus. Enneadae // Plotini Opera / ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer. 3 vols. Leiden: Brill, 1:1951; 2:1959; 3:1973 (Museum Lessianum. Series philosophica; vol. 33–35).
Plutarchus. De fortuna (97c–100a) // Plutarch’s Moralia, vol. 2 / ed. F. C. Babbitt. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1928 (r1962). P. 74–88.
Porphyrius. Ad Marcellam // Porphyrios. Πρὸς Μαρκέλλαν / hrsg. von W. Pötscher. Leiden: Brill, 1969. S. 6–38.
Porphyrius. Sententiae ad intellegebilia ducentes // Porphyrii Sententiae ad intelligibilia ducentes / ed. E. Lamberz. Leipzig: Teubner, 1975. S. 1–59.
Rhetorica anonyma // Σημειῶδες εἰς τὰς εὑρέσεις // Rhetores Graeci, vol. 7.1 / ed. C. Walz. Stuttgart: Cotta, 1834. P. 74–76.
<Septem sapientes>. Testimonia // Die Fragmente der Vorsokratiker / ed. H. Diels and W. Kranz. Bd. 1. Berlin: Weidmann, 61951. S. 61–62.
Sextus Empiricus. Adversus mathematicos // Sexti Empirici Opera, vols. 2, 3, 2nd edn. / ed. J. Mau, H. Mutschmann. Leipzig: Teubner, 2:1914; 3:1961. Vol. 2. P. 3–429; vol. 3. P. 1–177.
Synesius. Epistulae // Synésios de Cyrène. Correspondance: Lettres I–CLVI, vols. 2–3 / ed. A. Garzya. Paris: Les Belles Lettres, 2000. Vol. 1. P. 1–79; vol. 2. P. 173–307.
Syrianus. Commentarium in Hermogenis librum περὶ ἰδεῶν // Syriani In Hermogenem commentaria. Vol. 1 / ed. H. Rabe. Leipzig: Teubner, 1892. S. 1–95.
Themistius. Quae fertur in Aristotelis analyticorum priorum librum i paraphrasis // Themistii quae fertur in Aristotelis analyticorum priorum librum i paraphrasis / ed. M. Wallies. Berlin: Reimer, 1884. (Commentaria in Aristotelem Graeca; 23.3). S. 1–164.
Xenophon. Memorabilia // Xenophontis Opera omnia / ed. E. C. Marchant. Vol. 2. Oxford: Clarendon Press, 21921 (r1971).
Христианские
Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем Оптинского старца Амвросия. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2015.
Макарий, митрополит. Поучение новопоставленному иерею / Вступительная статья и подготовка текста архимандрита Макария (Веретенникова) // БВ. 2018. № 28. Вып. 1. 322–342.
Basilius Caesariensis. Epistulae // Saint Basile. Lettres, 3 vols. / ed. Y. Courtonne. Paris: Les Belles Lettres, 1957. Vol. 1. P. 3–219.
Catena in epistulam ad Romanos (typus Vaticanus) (e cod. Oxon. Bodl. Auct. E.2.20 [= Misc. 48]) // Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum / ed. J. A. Cramer. Vol. 4. Oxford: Oxford University Press, 1844 (Hildesheim: Olms, r1967). P. 1–162.
Gregorius Sinaïta. Capita de quattuor hierarchiis // Rigo A. Il monaco, la Chiesa e la Liturgia. Firenze: Edizioni del Galluzzo per la Fondazione Ezio Franceschini, 2005. (La Mistica Cristiana tra Oriente e Occidente; vol. 4). P. 2–18, 50.
Didymus Caecus. Commentarii in Psalmos 22–26.10 // Didymos der Blinde. Psalmenkommentar / ed. M. Gronewald. Pt. 2. Bonn: Habelt, 1968. (Papyrologische Texte und Abhandlungen; Bd. 4). S. 2–246.
Doctrina patrum (fort. auctore Anastasio Sinaïta vel Anastasio Apocrisiario) // Diekamp F. Doctrina patrum de Incarnatione Verbi. Münster: Aschendorff, 1907. P. 1–337.
EustratiusNicaeensis. In Aristotelis ethica Nicomachea vi commentaria // Eustratii et Michaelis et anonyma In ethica Nicomachea commentaria / ed.G. Heylbut. Berlin: Reimer, 1892 (Commentaria in Aristotelem Graeca; vol. 20). P. 256–406.
Evagrius. De oratione (sub nomine Nili Ancyrani) // PG. 79. Col. 1165–1200.
Isidorus Pelusiota. Epistulae (1414–1700) // Isidore de Péluse. Lettres (1414–1700) / ed. P. Évieux. Paris: Éditions du Cerf, 2000. (SC; vol. 454). P. 16–468.
Joannes Climacus. Scala paradisi // PG. T. 88. Col. 631–1161. 
Joannes VI Cantacuzenus. Refutationes duae Prochori Cydonii // Iohannis Cantacuzeni Refutationes Duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo Patriarcha Latino Epistulis Septem Tradita / ed. F. Tinnefeld, E. Voordeckers. Turnhout: Brepols, 1987. (CCSG; vol. 16). P. 3–105; 109–172.  
Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium, 2 vols. / ed. C. Laga, C. Steel. Turnhout: Brepols, 1:1980; 2:1990. (CCSG; vol. 7, 22). Vol. 1. P. 3–539; vol. 2. P. 3–325.
Meletius. De natura hominis // Anecdota Graeca e codd. manuscriptis bibliothecarum Oxoniensium. Vol. 3 / ed. J. A. Cramer. Oxford: Oxford University Press, 1836 (Amsterdam: Hakkert, r1963). P. 5–157.
Michael Psellus. Opuscula psychologica, theologica, daemonologica // Michaelis Pselli Philosophica minora, vol. 2 / ed. D. J. O’Meara. Leipzig: Teubner, 1989. P. 1–164.
Neophytus Inclusus. Πανηγυρική βίβλος // «Πανηγυρική Αʹ» / ἔκδ. Θ. Γιάγγου, Ν. Παπατριαδαφύλλου-Θεοδωρίδη // Ἁγίου Νεοφύτου τοῦ Ἐγκλείστου Συγγράμματα, vol. 3 / ἔκδ. Ν. Ζαχαρόπουλος, Δ. Γ. Τζάμης, Κ. Οικονόμου, Ι. Καραβιδόπουλος.  Πάφος: Ἱερὰ Βασιλικὴ καὶ Σταυροπηγιακὴ Μονὴ Ἁγίου Νεοφύτου, 1999. Σ. 111–542.
Nicetas Myrsiniotes (Nilus Rhodensis). Homiliae // Τοῦ Νείλου Μητροπολίτου Ῥόδου Οἱ Ὁμιλίες / ἔκδ. Δ. Ἰ. Μονίου. Ἀθήνα: Ἐκδόσεις Π. Κυριακίδη, 2010. (Βυζαντινὴ Γραμματεία; τ. 7). Σ. 147–359. 
Nicetas Stethatus. De paradiso // Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / éd. J. P. Darrouzès. Paris, 1961. (SС; vol. 81). P. 154–227.
Olympiodorus Diaconus. Commentarii in Ecclesiasten // PG. T. 93. Col. 477–628.
Origenes. Commentarii in epistulam ad Romanos (I.1–XII.21) (in catenis) // Ramsbotham A. Documents: The commentary of Origen on the epistle to the Romans // Journal of Theological Studies. 1912. Vol. 13, 14. Vol. 13. P. 210–224, 357–368. Vol. 14. P. 10–22.
Origenes. Fragmenta in Jeremiam (in catenis) // Origenes Werke / hrsg. von E. Klostermann. Bd. 3. Leipzig: Hinrichs, 1901. (GCS; Bd. 6). S. 199–232.
Philagaphus. Homiliae // Filagato da Cerami Omelie per i vangeli domenicali e le feste di tutto l’anno / ed. G. Rossi Taibbi. Palermo 1969. (Istituto Siciliano di Studi Bizantini e Neoellenici. Testi e Monumenti; vol. 11). P. 1–244.
Theodoretus. Graecarum affectionum curatio // Théodoret de Cyr. Thérapeutique des maladies helléniques / ed. P. Canivet. 2 vols. Paris: Éditions du Cerf, 1958. (SC; vol. 57). Vol. 1. P. 100–287; vol. 2. P. 296–446.
Theodorus Studita. Sermones Catecheseos Magnae // S. Patris Nostri Theodori Studitae Magnae Catecheseos Sermones, Nova Patrum Bibliotheca 9/2 (Cat. 1–77), 10/1 (Cat. 78–111) / ed. J. Cozza-Luzi. Rome: Bibliotheca Vaticana et Typi Vaticani, 1888–1905. P. 1–217 (Cat. 1–77), p. 7-151 (Cat. 78–111).
Theoleptus Philadelphiensis. Orationes monasticae // Theoleptos of Philadelphia. The Monastic Discourses / ed. R. E. Sinkewicz. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1992. (Studies and Texts; vol. 111). P. 84–382.
Theophylactus.Epistulae // Theophylacte d’Achrida. Lettres / ed. P. Gautier. Θεσσαλονίκη: Association for Byzantine Research, 1986. (CFHB. Series Thessalonicensis; vol. 16.2). Σ. 137–597.
Vita S. Basilii Junioris // The Life of Saint Basil the Younger / ed. S. McGrath, D. F. Sullivan, A.-M. M. Talbot. Washington (D.C.): Dumbarton Oaks, 2014. (Dumbarton Oaks Studies; vol. 45). P. 64–752.
Переводы
Преподобный Григорий Синаит. О четырёх иерархиях / перевод с дневнегреческого и публикация славянского текста иеромонаха Тавриона (Смыкова) // БВ. 2015. № 16–17. С. 273–308.
Никита Стифат, прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения / пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шлёнов). Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2011.
Платон. Государство // Собрание сочинений в 4 т. / общ. редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; автор вступительной статьи и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; 
примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль,
1994. Т. 3.
Ύλη
Дионисий (Шлёнов), игум. Учение прп. Никиты Стифата о «четырёх главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть I // БВ. 2019. Т. 32. № 1. С. 192–209.
Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 341–362.
Дионисий (Шлёнов), игумен. Учение о четырёх родовых добродетелях в трактате «De virtutibus et passionibus», приписываемом прп. Ефрему Сирину, в контексте греческой патристической традиции // Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. Материалы Четвертой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Москва, 27–29 апреля 2017 года / под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). М., 2019. С. 352–364.
Луховицкий Л. В., Попов И. Н. Михаил Пселл // ПЭ. Т. 46. 2017. С. 8–16.
Махоньков А. Ю., Дионисий (Шлёнов), игум. Добродетели и студенческая молодёжь. Принципы успешности на примере произведения Платона «Государство» // Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодёжь: Свобода и ответственность: материалы VI Международной научно-практической конференции в рамках XXVII Международных Рождественских Образовательных чтений. Москва, 29 января 2019 г. / под общ. ред. М. А. Симоновой. М.: РУДН, 2019. С. 209–213.
Симеон (Томачинский), архим. Почему Катон Старший стал стражем чистилища? // БВ. 26-27. 2017. 3–4. С. 475–486.
Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель // ПЭ. 2007. Т. 15. С. 472–486.
Allen J. Dialectic and Virtue in Plato’s Protagoras // The virtuous life in Greek ethics / ed. B. Reis, S. Haffmans. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 6–31.
Sedley D. The Speech of Agathon in Plato’s Symposium // The Virtuous Life in Greek Ethics / ed. B. Reis. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 47–69.

Hegumen Dionisiĭ (Shlenov)
PhD in Theology, Professor of the Philology Department of Moscow Theological Academy, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia, dionysij@mail.ru

Theological Herald, vol. 33, no. 2, 2019, pp. 110-128. (In Russian).

doi:

Abstract
In the first part of the article the author gives a systematic analysis of the doctrine on the four “main virtues” of a monk of Studite Monastery St. Nicetas Stethatus. In the second part of the article, an attempt is made to reveal the context of this doctrine in the ancient, early Christian, middle Byzantine and late Byzantine traditions. The doctrine of the four “main virtues” in this specific composition – courage, moderation/chastity, prudence and justice – is formulated in Plato’s aretology and more deeply and systematically presented in Aristotle, the Stoics and especially the Neoplatonists. Philo of Alexandria placed the ancient teachings on biblical foundations. In the Byzantine era, the doctrine of the four “main virtues” was particularly prevalent and was interpreted in the spirit of Christian aretology. St. Basil the Great, St. Theodore the Studite wrote about these four virtues as the basis of morality. Particular attention is paid in the article to the various types of correlation among the main virtues, by analogy with which Christian authors referred to the main New Testament virtues of love, patience and others, which went way beyond the limitations of ancient ideas. The general context allows to reveal the originality of the St. Nicetas Stethatus, who compares the “four main virtues” with the fourfold nature of the human soul as a great world compared to the external, small, world, which, according to ancient ideas, consisted of four primary elements. In the ascetic-theological corpus of St. Nicetas Stethatus the doctrine of the four “main virtues” is a recurring leitmotif.

Keywords: asceticism, virtues, passions, main virtue, symbolism of the number four, aretology, Plato and Neoplatonists, St. Nicetas Stethatus, levels of being.

References
Allen, J. “Dialectic and Virtue in Plato’s Protagoras”. The Virtuous Life in Greek Ethics, edited by B. Reis, S. Haffmans, Cambridge University Press, 2006, pp. 6–31.
Amvrosiĭ Optinskiĭ, prp. Sobranie pisem Optinskogo startsa Amvrosiia [Collection of Letters Optina Elder Ambrose], Optina Pustyn’, 2015. (In Russian)
Anonymi.“Miscellanea Philosophica (Codex Baroccianus Graecus 131)”. Anonymi Miscellanea Philosophica. A Miscellany in the Tradition of Michael Psellos, edited by Ι. Ν. Ποντικός, Athens, Paris; Bruxelles, The Academy of Athens, Librairie J. Vrin, Editions Ousia, 1992, (Corpus philosophorum Medii Aevi. Philosophi Byzantini; vol. 6), pp. 1–110.
Basilius Caesariensis. “Epistulae”. Saint Basile Lettres, edited by Y. Courtonne, vol. 1 3, Paris: Les Belles Lettres, 1957, p. 3–219.
“Catena in epistulam ad Romanos (typus Vaticanus) (e cod. Oxon. Bodl. Auct. E.2.20 [= Misc. 48])”.Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum, edited by J. A. Cramer, vol. 4, Oxford University Press, 1844, (Hildesheim: Olms, 1967), pp. 1–162.
Clearchus. “Fragmenta”. Klearchos, edited by Y. F. Wehrli, Basel, Schwabe, 1969, (Die Schule des Aristoteles; vol. 3), pp. 9–40.
Dicaearchus. “Fragmenta”. Dikaiarchos, edited by Y. F. Wehrli, Basel, Schwabe, 1967, (Die Schule des Aristoteles; vol. 1), pp. 13–37.
Didymus Caecus. “Commentarii in Psalmos 22–26.10”. Didymos der Blinde, Psalmenkommentar, edited by Y. M. Gronewald, pt. 2, Bonn, Habelt, 1968, (Papyrologische Texte und Abhandlungen; vol. 4), pp. 2–246.
Dionisiĭ (Shlenov), hegum. “Uchenie o chetyrëkh rodovykh dobrodeteliakh v traktate «De virtutibus et passionibus», pripisyvaemom prp. Efremu Sirinu, v kontekste grecheskoĭ patristicheskoĭ traditsii” [“The Doctrine of the Four Ancestral Virtues in the Treatise ‘De Virtutibus et Passionibus’ Attributed to the St. Ephraim the Syrian, in the Context of the Greek Patristic Tradition”]. Prepodobnyĭ Efrem Sirin i ego dukhovnoe nasledie. Materialy Chetvertoĭ mezhdunarodnoĭ patristicheskoĭ konferentsii Obshchetserkovnoĭ aspirantury i doktorantury imeni sviatykh Kirilla i Mefodiia. Moskva, 27–29 aprelia 2017 goda [St. Ephraim the Syrian and His Spiritual Heritage. Proceedings of the Fourth International Patristic Conference of the Saints Cyril and Methodius Church Postgraduate and Doctoral Studies, Moscow, 27‒29 April 2017], edited by mitropolit Ilarion (Alfeev),Мoscow, OCAD [General Church Postgraduate and Doctoral Studies], 2019, pp. 352–364. (In Russian)
––– “Uchenie o voskresenii dushi u svv. Simeona Novogo Bogoslova i Nikity Stifata” [“The Doctrine of the Resurrection of the Soul in Svv. Simeon the New Theologian and Nicetas Stifat”]. Prepodobnyĭ Simeon Novyĭ Bogoslov i ego dukhovnoe nasledie: Materialy Vtoroĭ mezhdunarodnoĭ patristicheskoĭ konferentsii Obshchetserkovnoĭ aspirantury i doktorantury imeni sviatykh Kirilla i Mefodiia [St. Simeon The New Theologian and His Spiritual Heritage: Proceedings of the Second International Patristic Conference of the Saints Cyril and Methodius Church-Wide Postgraduate and Doctoral Studies], Moscow, OCAD [General Church Postgraduate and Doctoral Studies], 2017, pp. 341–362. (In Russian)
––– “Uchenie prp. Nikity Stifata o «chetyrëkh glavnykh dobrodeteliakh» v kontekste antichnoĭ i vizantiĭskoĭ literatury. Chastʹ I” [“The Doctrine of the St. Nikita Stifat About the ‘Four Chief Virtues’ in the Context of Ancient and Byzantine Literature. Part 1”]. Theological Herald, vol. 32, no 1, 2019, pp. 192–209. (In Russian)
EustratiusNicaeensis. “In Aristotelis ethica Nicomachea vi commentaria”. Eustratii et Michaelis et anonyma in ethica Nicomachea commentaria, edited by G. Heylbut, Berlin, Reimer, 1892, (Commentaria in Aristotelem Graeca; vol. 20), pp. 256–406.
Fokin, A. R., Platon (Igumnov), arhim. “Dobrodetel’” [“Virtue”]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox encyclopedia], vol. 15, 2007, pp. 472–486. (In Russian)
Galenus. “In Hippocratis librum de fracturis commentarii iii”. Claudii Galeni Opera omnia,edited by C. G. Kühn, vol. 18.2, Leipzig, Knobloch, 1830, (Hildesheim: Olms, 1965), pp. 318–628.
Grigoriĭ Sinait, prp.“O chetyrëkh ierarkhiiakh” [“About the Four Hierarchs”], translated by ierom. Tavrion (Smykov). Theological Herald, no 16–17, 2015, pp. 273–308. (In Russian)
––– Capita de quattuor hierarchiis”. Il monaco, la Chiesa e la Liturgia [The Monk, the Church and the Liturgy], by Rigo A., Florence, Edizioni del Galluzzo per la Fondazione Ezio Franceschini, 2005, (La Mistica Cristiana tra Oriente e Occidente; vol. 4), pp. 2–18, 50.(In Italian)
Isocrates. “Paris: Les Belles Lettres, 1938 (r1967), Nicocles (orat. 3)”. Isocrate Discours, edited by É. Brémond and G. Mathieu, vol. 2, pp. 120–137.
Isidorus Pelusiota. “Epistulae (1414–1700)”. Isidore de Péluse Lettres (1414–1700), edited by P. Évieux, Paris, Éditions du Cerf, 2000, (SC; vol. 454), pp. 16–468.
Joannes VI Cantacuzenus. “Refutationes duae Prochori Cydonii”. Refutationes Duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo Patriarcha Latino Epistulis Septem Tradita, by Iohannis Cantacuzeni, edited by F. Tinnefeld, E. Voordeckers, Turnhout, Brepols, 1987, (CCSG; vol. 16), pp. 3–105; 109–172.
Lukhovitskiĭ, L. V., Popov, I. N. “Mikhail Psell” [“Michael Psellos”]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. 46, 2017, pp. 8–16. (In Russian)
Makhonʹkov, A. Iu., Dionisiĭ (Shlënov), igum. “Dobrodeteli i studencheskaia molodezhʹ. Printsipy uspeshnosti na primere proizvedeniia Platona «Gosudarstvo»” [“Virtues and Student Youth. Principles of Success on the Example of Plato’s Work ‘The State’”]. Dukhovno-nravstvennaia kulʹtura v vyssheĭ shkole. Studencheskaia molodezhʹ: Svoboda i otvetstvennostʹ: materialy VI Mezhdunarodnoĭ nauchno-prakticheskoĭ konferentsii v ramkakh XXVII Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh Obrazovatelʹnykh chteniĭ. Moskva, 29 ianvaria 2019 goda [Spiritual and Moral Culture in Higher Education. Student Youth: Freedom and Responsibility: Materials of the VI International Scientific and Practical Conference Within the XXVII International Christmas Educational Readings. Moscow, 29 January 2019], edited by M. A. Simonova, Moscow, RUDN, 2019, pp. 209–213. (In Russian)
Makariĭ, mitropolit. “Pouchenie novopostavlennomu iereiu” [“Teaching to the Newly Ordained Priest”], edited by arhimandrit Makariĭ (Veretennikov).Theological Herald, vol. 1, no. 28, 2018, pp.322–342.
Marcus Aurelius Antoninus. “Τὰ εἰς ἑαυτόν”. The Meditations of the Emperor Marcus Aurelius, edited by A. S. L. Farquharson, vol. 1, Oxford, Clarendon Press, 1944 (r1968), pp. 4–250.
Maximus Confessor. “Quaestiones ad Thalassium”.Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium, edited by C. Laga, C. Steel, 2 vols., Turnhout, Brepols, 1980‒1990, (CCSG; vol. 7, 22), vol. 1, pp. 3–539, vol. 2, pp. 3–325.
Michael Psellus. “Opuscula psychologica, theologica, daemonologica”. Michaelis Pselli Philosophica minora, edited by D. J. O’Meara, vol. 2, Leipzig, Teubner, 1989, pp. 1–164.
Neophytus Inclusus. “Πανηγυρική βίβλος”, «Πανηγυρική Αʹ». Ἁγίου Νεοφύτου τοῦ Ἐγκλείστου Συγγράμματα, vol. 3, Πάφος, Ἱερὰ Βασιλικὴ καὶ Σταυροπηγιακὴ Μονὴ Ἁγίου Νεοφύτου, 1999, pp. 111–542. (In Greek)
Nicetas Myrsiniotes (Nilus Rhodensis). “Homiliae”.Τοῦ Νείλου Μητροπολίτου Ῥόδου Οἱ Ὁμιλίες, Ἀθήνα, Ἐκδόσεις Π. Κυριακίδη, 2010, (Βυζαντινὴ Γραμματεία; τ. 7), pp. 147–359.(In Greek)
Nicetas Stethatus. “De paradiso”. Nicétas Stéthatos Opuscules et lettres, edited by J. P. Darrouzès, Paris, 1961, (SС; vol. 81), pp. 154–227.
Nicomachus. “Theologoumena arithmeticae”. [Iamblichi] Theologoumena arithmeticae, edited by V. de Falco (ed.), Leipzig, Teubner, 1922, pp. 17–30, 42, 56–71.
Nikita Stifat, prp. Tvoreniia. T. 1. Bogoslovskie sochineniia [Works, vol. 1. Theological Works]. Translated by igum. Dionisiĭ (Shlenov),Sergiev Posad, Izdatelʹstvo Moskovskoĭ dukhovnoĭ akademii, 2011. (In Russian)
Olympiodorus. “In Platonis Phaedonem commentaria”. The Greek Commentaries on Plato’s Phaedo, edited by L. G. Westerink, vol. 1, Amsterdam, North-Holland Publishing Co., 1976, pp. 39–181.
Philagaphus. “Homiliae”. Filagato da Cerami Omelie per i vangeli domenicali e le feste di tutto l’anno [Filagato by Cerami Homilies for the Sunday Gospels and Festivals Throughout the Year], edited by G. Rossi Taibbi, Palermo, 1969, (Istituto Siciliano di Studi Bizantini e Neoellenici. Testi e Monumenti; vol. 11), pp. 1–244.
Philo Alexandrinus. “Legum allegoriarum”. Les oevres de Philon d¢Alexandrie [The Works of Philo of Alexandria], edited byR. Arnaldez, J. Pouilloux, Paris, Editions CERF, 1962.
––– “Περὶ ἀριθμῶν sive Ἀριθμητικά (fragmenta)”. Die Zahlenmystik bei Philon von Alexandreia [The numerology of numbers of Philo of Alexandria], edited by K. Staehle, Leipzig, Teubner, 1931, pp. 19–51, 53–59, 62–70, 75. 
Plato. “Respublica”. Platonis Rempublicam, edited by S. R. Slings, Oxford University Press, 2003, pp. 1–409.
Platon. “Gosudarstvo”. Sobranie sochineniĭ [Collected Works]. Edited byA. F. Losev, et al., vol. 3, Moscow, Mysl’, 1994. (In Russian)
Plotinus. “Enneadae”. Plotini Opera, edited byP. Henry, H.-R. Schwyzer, 3 vols., Leiden, Brill, 1951‒1973, (Museum Lessianum. Series philosophica; vol. 33–35).
Plutarchus. “De fortuna (97c–100a)”. Plutarch’s Moralia, edited byF. C. Babbitt, vol. 2, Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1928 (r1962), pp. 74–88.
Porphyrius. “Ad Marcellam”. Πρὸς Μαρκέλλαν, byPorphyrios, edited byvon W. Pötscher, Leiden, Brill, 1969, pp. 6–38.
––– “Sententiae ad intellegebilia ducentes”. Porphyrii Sententiae ad intelligibilia ducentes, edited byE. Lamberz, Leipzig, Teubner, 1975, pp. 1–59.
Ps.-Galenus.“De historia philosophica”. Doxographi Graeci, edited byH. Diels, Berlin, Reimer, 1879, (Berlin: De Gruyter, r1965), pp. 597–648.
Sedley, D. “The Speech of Agathon in Plato’s Symposium”. The Virtuous Life in Greek Ethics, edited byB. Reis, Cambridge, Cambridge University Press, 2006, pp. 47–69.
“<Septem sapientes>. Testimonia”. Die Fragmente der Vorsokratiker [The Fragments of the Pre-Socratics], edited byH. Diels, W. Kranz, vol. 1, Berlin, Weidmann, 61951, pp. 61–62.
Simeon (Tomachinskiĭ), arkhim. “Pochemu Katon Starshiĭ stal strazhem chistilishcha?” [“Why did Cato the Elder Become the Guardian of Purgatory?”]. Theological Herald, vol. 3–4, no. 26‒27, 2017, pp. 475–486. (In Russian)
Synesius. “Epistulae”. Synésios de Cyrène Correspondance: Lettres I–CLVI, edited by A. Garzia, vol. 1-2, Paris, Les Belles Lettres, 2000, vol. 1, pp. 1–79, vol. 2, pp. 173–307.
Theodoretus. “Graecarum affectionum curatio”. Thérapeutique des maladies helléniques, by Théodoret de Cyr, edited byP. Canivet, 2 vols., Paris, Éditions du Cerf, 1958, (SC; vol. 57), vol. 1, pp. 100–287, vol. 2, pp. 296–446.
Theophylactus.Epistulae”.Theophylacte d’Achrida, Lettres, edited by P. Gautier, Thessalonica, Association for Byzantine Research, 1986, (CFHB. Series Thessalonicensis; vol. 16.2), pp. 137–597.
Vita, S. “Basilii Junioris”. The Life of Saint Basil the Younger, edited by S. McGrath, et al., Washington (D.C.), Dumbarton Oaks, 2014, (Dumbarton Oaks Studies; vol. 45), pp. 64–752.
Xenophon. “Memorabilia”.Xenophontis Opera omnia, edited by E. C. Marchant, vol. 2, Oxford: Clarendon Press, 21921 (r1971).