Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

Учение о смирении у Климента Александрийского и Оригена

Священник Павел Лизгунов, кандидат богословия, и. о. проректора по учебной работе Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Академия, lizgunov@gmail.com

Для цитирования: Лизгунов П. О., свящ. Учение о смирении у Климента Александрийского и Оригена // Богословский вестник. 2019. Т. 34. № 3. С. 000–000. doi: 000

Аннотация

Цель данной статьи — раскрыть понятие смирения у Климента и Оригена Александрийских. Для этого проводится филологический анализ употребления изучаемыми авторами слов смирение, смиренномудрие и однокоренных с ними, а также богословский анализ учения авторов о соответствующих добродетелях — в сравнении с предшествующей традицией раскрытия этой добродетели. Авторы, стоящие у истоков христианской богословской науки, обобщают сказанное прежде них о добродетели смирения и вносят собственный вклад в христианское учение о смирении. В текстах Климента и Оригена встречаются как античное словоупотребление, в котором термин «смирение» имеет уничижительный смысл, так и христианское употребление в значении нравственной добродетели. Их учение о христианских добродетелях смирения, смиренномудрия и кротости основывается на Священном Писании и содержит в себе черты учения мужей апостольских, ранних апологетов и борцов с гностицизмом. В их текстах впервые ставится вопрос о соотношении христианского и античного учений о смирении, который они пытаются решить в духе примирения античных и христианской этических систем. При этом оба автора указывают на бòльшую древность библейского учения по сравнению с учением Платона, а Климент прямо называет платоновское высказывание о добродетельном смирении заимствованием из Ветхого Завета. В ряде случаев зависимость авторов от античной мысли приводит к неточностям и натяжкам в передаче христианского нравственного учения. В частности, это проявляется в учении Климента о добродетельной гордости и в отвержении Оригеном библейских «телесных» форм смирения в пользу смирения по преимуществу интеллектуального.

Ключевые слова: христианское нравственное учение, смирение, смиренномудрие, кротость, патрология, апологеты, аскетика, Ориген, Климент Александрийский.

Источники и переводы

Celsus. Ἀληθὴς λόγος / hrsg. R. Bader. Stuttgart: Kohlhammer, 1940. (Tübinger Beiträge zur Altertumswissenschaft; Bd. 33).

Clemens Alexandrinus. Quis dives salvetur // Clemens Alexandrinus / hrsg. O. Stählin. Bd. 3. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1909. (GCS; Bd. 17). S. 159–191.

Clemens Alexandrinus. Stromata. I–VI / hrsg. O. Stählin. Bd. 2. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1906. (GCS; Bd. 15).

Clemens Alexandrinus. Stromata. VII–VIII / hrsg. O. Stählin. Bd. 3. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1909. (GCS; Bd. 17).

Clément d’Alexandrie. Le Pedagogue / ed. H.I. Marrou, M. Harl, C. Mondésert and C. Matray. Paris: Cerf, 1960, 1965, 1979. Vol. 1–3. (SC; vol. 70, 108, 158).

Origenes. Commentarii in Epistulam ad Romanos // Staab K. Neue Fragmente aus dem Kommentar des Origenes zum Römerbrief // Biblische Zeitschrift. 1928. Bd. 18. S. 74–82.

Origenes. Commentarium in Evangelium Matthaei // Origenes Werke / hrsg. E. Klostermann. Leipzig: Teubner, 1937. Bd. 10/2. (GCS; Bd. 40/2). S. 305–703.

Origène. Contre Celse / ed. M. Borret, 4 vols. Paris: Cerf, 1967–1969. (SC; vol. 132, 136, 147, 150).

Origenes. Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis) // PG. Τ. 17. Col. 161–252.

Origenes. Fragmenta in Psalmos 1–150 [Dub.] // Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata / ed. J. B. Pitra. Vol. 2–3. Paris: Tusculum, 1884, 1883. Vol. 2. P. 444–483. Vol. 3. P. 1–236, 242–245, 248–364.

Климент Александрийский. Педагог / пер. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М.: Учеб.-инф. центр ап. Павла, 1996.

Климент Александрийский. Строматы / пер. под ред. Е. В. Афонасина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. Т. 2 (Книги 4–5); Т. 3 (Книги 6–7).

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется / пер. с древнегреч., вступ. cт. А. Ю. Братухина. СПб: Издательство Олега Абышко, 2006.

Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2000.

Ориген. Против Цельса. Кн. 5 // Богословский сборник. М.: Изд-во ПСТБИ, 1999. № 2. С. 47–62; № 3. С. 114–135; № 4. С. 99–123; 2001. № 7. С. 115–145.

Ύλη

Лизгунов П., иер. О блаженстве нищих духом и кротких. Создавал ли евангелист Матфей новую заповедь? // ХЧ. 2016. №. 2. С. 59‒69.

Лизгунов П., иер. Понятие смирения в античности, Ветхом Завете и раннем христианстве // Влияние эллинизма на науку, культуру и образование современности: коллективная монография / под науч. ред. Т. П. Минченко. Томск: STT, 2016. С. 192‒203.

Лизгунов П., иер. Понятие смирения у мужей апостольских и у ранних апологетов // БВ. 2019. Т. 32. № 1. С. 172–191.

Лизгунов П., иер. Смирение и смиренномудрие. О соотношении понятий и причинах создания нового термина // БВ. 2015. Т. 18‒19. С. 118‒135.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990.

Херасков М., прот. Послания апостольские и Апокалипсис. Истолковательное обозрение. Изд. 3. Владимир на Клязьме: Типография Н. А. Паркова, 1907.

Шлоссер М. Смирение (католич.) // Богословская антропология. Русско-православный / римско-католический словарь: издания на русском и немецком языках / под науч. ред. прот. Андрея Лоргуса, Б. Штубенрауха. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 511–517.

Abbott T. K. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles to the Ephesians and to the Colossians. New York: C. Scribner’s Sons, 1909.

Adnès P. Humilité // Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique: doctrine et histoire. T. 7. Paris.: Beauchesne, 1969. Col. 1136–1164.

Barth M., Blanke H., Beck A. B. Colossians: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven; London: Yale University Press, 2008.

Blenkinsopp J. Isaiah 56–66: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven, London: Yale University Press, 2008.

Gauthier R.-A. Magnanimité. L’idéal de la grandeur dans la philosophie païenne et dans la théologie chrétienne. Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 1951.

Joseph A. S. Toward a Christian Theology of Humility. PhD Thesis: Dallas Theological Seminary. Dallas, 2012. ProQuest Dissertations and Theses Database (UMI No. 3519773).

O’Brien P. T. Word Biblical Commentary. Vol. 44. Colossians-Philemon. Dallas: Word, Incorporated, 2002.

Pardue S. T. The Mind of Christ: Humility as an Intellectual Virtue in Christian Theology. PhD Thesis: Wheaton College. Wheaton (Illinois), 2011. ProQuest Dissertations and Theses database (UMI No. 3505948).

Viller M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Ein Abriss. Freiburg im Breisgau: Herder, 1930.

The Concept of Humility by Clemens of Alexandria and Origen

Priest Pavel O. Lizgunov, PhD in Theology, Acting Vice-rector for Academic Affairs of Mοscow Theological Academy, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia, lizgunov@gmail.com

For citation: Lizgunov Pavel O., Priest. The Concept of Humility by Clemens of Alexandria and Origen. Theological Herald, vol. 34, no. 3, 2019, pp. 000–000. (In Russian) doi:

Abstract

The purpose of this article is to reveal the concept of humility among Clement and Origen of Alexandria. To do this, a philological analysis of the use by the authors of the words humility, humility and cognate with them, as well as a theological analysis of the teachings of the authors about the corresponding virtues, is carried out in comparison with the previous tradition of revealing this virtue.
Their teaching on the Christian virtues of humility, humility and meekness is based on the Holy Scriptures and contains features of the teachings of the husbands of the apostolic, early apologists and fighters against Gnosticism. For the first time, their texts raise the question of the relationship between Christian and antique teachings on humility, which they are trying to solve in the spirit of reconciliation of ancient and Christian ethical systems. At the same time, both authors point to the greater antiquity of the biblical teaching in comparison with the teachings of Plato, and Clement directly calls the Platonic statement about virtuous humility borrowing from the Old Testament. In some cases, the authors’ dependence on ancient thought leads to inaccuracies and stretches in the transmission of Christian moral teachings. In particular, this is manifested in Clement’s doctrine of virtuous pride and in Origen’s rejection of the biblical «bodily» forms of humility in favor of humility predominantly intellectual.

Keywords: humility, meekness, Christian ethics, apologists, asceticism, patrology, Clemens of Alexandria, Origen.

 
References

Abbott T. K., A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles to the Ephesians and to the Colossians, New York: C. Scribner’s Sons, 1909.

Adnès P., “Humilité”, Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique: doctrine et histoire, Paris.: Beauchesne, 1969, vol. 7, col. 1136–1164.

Barth M., Blanke H., Beck A. B., Colossians: A New Translation with Introduction and Commentary, New Haven; London: Yale University Press, 2008.

Blenkinsopp J., Isaiah 5666: A New Translation with Introduction and Commentary, New Haven, London: Yale University Press, 2008.

Celsus, Ἀληθὴς λόγος, R. Bader (ed.), Stuttgart: Kohlhammer, 1940, (Tübinger Beiträge zur Altertumswissenschaft; Bd. 33), pp. 39–216.

Clemens Alexandrinus, “Quis dives salvetur”, Clemens Alexandrinus, O. Stählin (ed.), Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1909, (GCS; Bd. 17), vol. 3, pp. 159–191.

Clemens Alexandrinus, Stromata. I–VI, O. Stählin (ed.), Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1906, (GCS; Bd. 15), vol. 2.

Clemens Alexandrinus, Stromata. VII–VIII, O. Stählin (ed.), Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1909, (GCS; Bd. 17), vol. 3.

Clément d’Alexandrie, Le Pedagogue, H.I. Marrou, M. Harl, et al. (ed,), Paris: Cerf, 1960, 1965, 1979, (SC; vol. 70, 108, 158), vol. 1–3.

Gauthier R.-A., Magnanimité. L’idéal de la grandeur dans la philosophie païenne et dans la théologie chrétienne, Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 1951.

Heraskov M., prot. Poslanija apostol’skie i Apokalipsis. Istolkovatel’noe obozrenie [The Epistles of the Apostles and the Apocalypse. Interpretative review], Vladimir na Kljaz’me: Tipografija N. A. Parkova, 31907 (in Russian).

Joseph A. S., Toward a Christian Theology of Humility. PhD Thesis: Dallas Theological Seminary, Dallas, 2012, ProQuest Dissertations and Theses Database (UMI No. 3519773).

Kliment Aleksandrijskij, Pedagog [The Pedagogue], N. N. Korsunskij, priest Georgij Chistjakov (per.), Moscow: Uchebno-inform. centr apostola Pavla, 1996 (Russ. translation).

Kliment Aleksandrijskij, Stromaty [Stromaty], E. V. Afonasin (trans., ed.), Saint-Peterburg: Izd. Olega Abyshko, 2003, vol. 2 (book 4–5); vol. 3 (book 6–7) (Russ. translation).

Kliment Aleksandrijskij, Uveshhevanie k jazychnikam. Kto iz bogatyh spasetsja [Admonition to the Gentiles. Who among the rich will be saved], A. Ju. Bratuhin (trans.), Saint-Peterburg: Izd. Olega Abyshko, 2006 (Russ. translation).

Lizgunov P., priest,“O blazhenstve nishhih duhom i krotkih. Sozdaval li evangelist Matfej novuju zapoved’?” [“About the bliss of the poor in spirit and the meek. Did the Evangelist Matthew create a new commandment?”], Hristianskoe chtenie [Christian reading], 2016, no. 2, pp. 59‒69 (in Russian).

Lizgunov P., priest,“Ponjatie smirenija u muzhej apostol’skih i u rannih apologetov” [“The concept of humility of the men of the Apostolic and early apologists”], Bogoslovskij vestnik [Theological herald], 2019, vol. 32, no. 1, pp. 172–191 (in Russian).

Lizgunov P., priest,“Ponjatie smirenija v antichnosti, Vethom Zavete i rannem hristianstve” [“The concept of humility in antiquity, the Old Testament and early Christianity”], Vlijanie jellinizma na nauku, kul’turu i obrazovanie sovremennosti: kollektivnaja monografija [The Influence of Hellenism on science, culture and education of modernity: a collective monograph], T. P. Minchenko (ed.), Tomsk: STT, 2016, pp. 192‒203 (in Russian).

Lizgunov P., priest,“Smirenie i smirennomudrie. O sootnoshenii ponjatij i prichinah sozdanija novogo termina” [“Humility and lowliness of mind. On the correlation of concepts and reasons for the creation of a new term”], Bogoslovskij vestnik [Theological herald], 2015, vol. 18‒19, pp. 118‒135 (in Russian).

O’Brien P. T., Word Biblical Commentary. Dallas: Word, Incorporated, 2002,vol. 44: Colossians-Philemon.

Origenes, “Commentarii in Epistulam ad Romanos”, Biblische Zeitschrift, 1928, vol. 18, pp. 74–82. (in: Staab K., “Neue Fragmente aus dem Kommentar des Origenes zum Römerbrief”??)

Origenes, “Commentarium in Evangelium Matthaei”, Origenes Werke, E. Klostermann (ed.), Leipzig: Teubner, 1937, (GCS; Bd. 40/2), vol. 10/2, pp. 305–703.

Origène, Contre Celse, M. Borret (ed.), Paris: Cerf, 1967–1969, (SC; vol. 132, 136, 147, 150), vol. 1–4.

Origenes, “Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis)”, PG, 1857, vol. 17, col. 161–252.

Origenes, “Fragmenta in Psalmos 1–150 [Dub.]”, Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata, J. B. Pitra (ed.), Paris: Tusculum, 1884, 1883, vol. 2, pp. 444–483; vol. 3, pp. 1–236, 242–245, 248–364.

Origen, O nachalah [On the principles], Saint-Peterburg: Amfora, 2000 (Russ. translation).

Origen,“Protiv Cel’sa. Kn. 5” [“Against Celsus. Book 5”], Bogoslovskij sbornik [Theological collection],  Moscow: Izd. PSTBI, 1999, no. 2, pp. 47–62; no. 3, pp. 114–135; no. 4, pp. 99–123; 2001, no. 7, pp. 115–145 (Russ. translation).

Pardue S. T., The Mind of Christ: Humility as an Intellectual Virtue in Christian Theology. PhD Thesis: Wheaton College, Wheaton (Illinois), 2011, ProQuest Dissertations and Theses database (UMI No. 3505948).

Ranovich A. B., Pervoistochniki po istorii rannego hristianstva. Antichnye kritiki hristianstva [Primary Sources on the history of early Christianity. Ancient critics of Christianity], Moscow: Izdatel’stvo politicheskoj literatury [Publishing house of political literature], 1990 (in Russian).

Shlosser M., “Smirenie (katolich.)” [“Humility (Catholic.)”], Bogoslovskaja antropologija. Russko-pravoslavnyj ‒ rimsko-katolicheskij slovar’: izdanija na russkom i nemeckom jazykah [Theological anthropology. Russian-Orthodox ‒ Roman Catholic dictionary: publications in Russian and German], prot. Andrej Lorgus, B. Shtubenrauh (ed.), Moscow: Palomnik; Nikeja, 2013, pp. 511–517.

Viller M., Rahner K., Aszese und Mystik in der Väterzeit. Ein Abriss, Freiburg im Breisgau: Herder, 1930.