Тема Божественных энергий как «привходящего» в паламитском учении: смысл, исторический контекст, контекст учения о природе богословского языка
Дмитрий Сергеевич Бирюков, доктор философских наук, PhD in Philosophy, научный сотрудник Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, dbirjuk@gmail.com
Для цитирования: Бирюков Д. С. Тема Божественных энергий как «привходящего» в паламитском учении: смысл, исторический контекст, контекст учения о природе богословского языка // Библия и христианская древность. 2019. Т. 2. № 2. С. 000. doi: 0000
Аннотация
Перед свт. Григорием Паламой в ходе паламитских споров встал вопрос о том, как в рамках его учения совместить положение о том, что всё относящееся к области Божественного (включая Божественные энергии), должно быть неизменным, и положение, по которому Бог действует/энергирует, сообразуясь со временем в отношении к тварному миру. На этом фоне в сочинениях Паламы и его соратника Давида Дисипата возникли полемические рассуждения о возможности именования Божественных энергий «привходящими». У свт. Григория наблюдается движение к уточнению понятия «привходящего» при обсуждении возможности его приложения к Божественным энергиям: речь должна идти о неотделимом привходящем. Но даже в этом случае, по Паламе, привходящее, взятое в собственном смысле этого понятия, не приложимо к Богу (Божественным энергиям), хотя в церковной традиции оно к Богу прилагалось. Для Паламы разрешение этого напряжения состоит в том, что понятие «привходящего» бралось в церковной традиции в несобственном смысле. Позиция Дисипата в этом отношении несколько иная: он говорит о возможности приложения понятия «привходящего» к Божественным энергиям без специальных оговорок, но имея в виду фундаментальную ограниченность любых высказываний человеческого языка о Боге горизонтом человеческой природы.
Ключевые слова: энергии, привходящее, паламизм, византийская схоластика, природа богословского языка.
Источники
Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина / пер. Р. В. Яшунского. Краснодар: Текст, 2010. (Патристика: Тексты и исследования).
Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав, посвящённых вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы / пер. А. И. Сидорова //Богословские труды. 2004. № 39. С. 5–60.
Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик, 2002.
Aristotle’s Metaphysics / ed. by W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1924. Vol. 1.
Αυγουστίνου Περί Τριάδος. Βιβλία πεντεκαίδεκα άπερ εκ της Λατίνων διαλέκτου εις την Ελλάδα μετήνεγκε Μάξιμος ο Πλανούδης / ἐπιμ. Μ. Παπαθωμόπουλος, Ι. Τσάβαρη, G. Rigotti. ᾿Αθήνα: Κέντρον Εκδόσεως Έργων Ελλήνων Συγγραφέων, 1995.
Barlaam Calabro. Epistole greche. I primordi episodici e dottrinari delle lotte esicaste / studio introduttivo e testi a cura di G. Schirò. Palermo: Istituto siciliano di studi bizantini e neogreci, 1954. (Istituto siciliano di Studi bizantini e neogreci. Testi e monumenti; vol. 1).
Δαβὶδ Δισυπάτου Λόγος κατὰ Βαρλαὰμ καὶ Ἀκινδύνου πρὸς Νικόλαον Καβάσιλαν / ἐπιμ. Δ. Τσάμης. Θεσσαλονίκη: Κέντρον Βυζαντινῶν ἐρευνῶν, 1976. (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται; τ. 10).
Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de Sancta consubstantiali Trinitate // PG. T. 75. Col. 9-656.
Die Schriften des Johannes von Damaskos Vol. 1 / hrsg. von B. Kotter. Berlin: W. de Gruyter, 1969. (Patristische Texte und Studien; Bd. 7).
Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden / hrsg. von J. Barbel. Düsseldorf: PatmosVerlag, 1963.
Gregorii Acindyni Refutationes duae operis Gregorii Palamae cui titulus Dialogus inter Orthodoxum et Barlaamitam / nunc primum editas curante J. N. Cañellas. Turnhout: Brepols, 1995. (CCSG; vol. 31).
Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 3 / ἔκδ. Λ. Κοντογιάννης, Β. Φανουργάκης. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ίδρυμα ερευνῶν, 1970.
Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 4 / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου, Β. Δ. Φανουργάκης, Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ίδρυμα ερευνῶν, 1988.
Porphyrii Isagoge et in Aristotelis Categorias commentarium / ed. A. Busse. Berolini: G. Reimer, 1887. (Commentaria in Aristotelem graeca; vol. IV.1).
Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters / ed., transl., study by R. Sinkewicz. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1988. (Studies and Texts; vol. 83).
Ύλη
Бирюков Д. С. Монах Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах // Давид Дисипат, мон. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров / под общ. ред. А. И. Солопова, науч. ред. Д. С. Бирюков, сост. Д. А. Поспелов, пер. с древнегреч. З. А. Барзах, А. Ю. Волчкевич, А. В. Маркова, Д. А. Поспелова, Д. А. Черноглазова. М.; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2011. C. 7–62.
Δημητρακόπουλος Γ. Αὐγουστῖνος καὶ Γρηγόριος Παλαμᾶς. Τὰ προβλήματα τῶν ᾿Αριστοτελικῶν κατηγοριῶν καὶ τῆς Τριαδικῆς ψυχοθεολογίας. ᾿Αθήνα: Παρουσία, 1997.
Flogaus R. Der heimliche Blick nach Westen: Zur Rezeption von Augustin De Trinitate durch Gregorios Palamas // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 1996. Bd. 46. S. 275‒297.
Flogaus R. Palamas and Barlaam Revisited: A Reassessment of East and West in the Hesychast Controversy of 14-th century Byzantium // St Vladimir’s Theological Quarterly. 1998. Vol. 42. P. 1–32.
Tollefsen T. Activity and Participation in Late Antique and Early Christian Thought. Oxford: University Press, 2012. (Oxford Early Christian Studies).
Divine Activities as an Accident in the Palamite Doctrine:
Meaning, Historical Context, and the Context of Ideas on the Nature of Theological Language
Dmitriĭ Sergeevich Biryukov, Doctor of Philosophy, PhD in Philosophy, Postdoctoral Researcher of the National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya street, Moscow 101000, Russia, dbirjuk@gmail.com
For citation: Biriukov, Dmitriĭ S. “Divine Activities as an Accident in the Palamite Doctrine: Meaning, Historical Context, and the Context of Ideas on the Nature of Theological Language”. Bible and Christian Antiquity, vol. 2, no. 2, 2019, pp. . (In Russian)
Abstract. St. Gregory Palamas has faced a problem of compatibility of two theological provisions within his doctrine based on distinction in God of substance and non-created activities: these are, firstly, that God is unalterable, and, secondly, that He acts accordingly with the time in relation to the created world, in particular, having made the created being. This background caused polemical argumentations on possibility of signifying the divine activities as accident. We see that Palamas is moving towards a more detailed notion of accidental while considering its applicability to divine activities: this is the moving to the notion of inseparable accident. But even in this sense, the accident, compliant to Palamas, must not be attributed to God and divine activities, though the Church tradition used to do this. Palamas finds a solution of this tension by pointing out that the notion of accident was used by the Church tradition in an improper sense. Meanwhile, his associate David Dishypatus takes a more subtle position: he admits a possibility to apply the notion of accident to the divine activities, but minding core restrictions of the human language, which speaks of God only within the horizon of human nature.
Keywords: energies, accidents, Palamism, Byzantine scholasticism, nature of theological language.