Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

Έρευνα

Научные исследования в Московской духовной академии осуществляются её подразделениями – кафедрами, их научными школами, библиотекой, кабинетами.

Результаты исследований представляются на кафедральных семинарах и конференциях, а также на традиционных академических конференциях – студенческой в мае и общеакадемической Покровской в октябре каждого года.

В настоящее время в МДА действуют следующие научные школы:

1. Научная школа кафедры Библеистики «Наследие апостола Павла в святоотеческой экзегезе, русской дореволюционной и современной библеистике».

Научная школа кафедры библеистики МДА по изучению наследия св. ап. Павла действует с 2010 г.

Основной целью деятельности научной школы является всестороннее изучение и актуализация наследия «апостола язычников».

Приоритетной задачей школы является осуществление научно-исследовательских проектов по решению современных вопросов исагогики, герменевтики, экзегетики и богословия св. ап. Павла. Научно-практическая проблема, решением которой занимается научная школа, была  сформулирована как отсутствие современных отечественных исследований обобщающего и детализирующего характера по посланиям святого апостола Павла.

Научно-исследовательская работа ведется по следующим направлениям: во-первых, археологические исследования в местах проповеди апостола Павла; во-вторых, участие в научных конференциях и семинарах; в-третьих, разработка актуальных вопросов изучения наследия апостола Павла и последующая публикация результатов исследований в церковных и светских научных изданиях; в-четвертых, наполнение актуальными материалами Сборника Трудов Кафедры библеистики МДА.

Теоретическим результатом работы научной школы стало формирование и разработка нового экзегетического подхода, характеризующегося холизмом, континуальностью, историзмом, а также особым вниманием к вопросам хронологии и контекста. Практическим результатом деятельности школы является заполнение лакуны в отечественных исследованиях по ап. Павлу, обозначившейся после 1917 г.

В период работы научной школы на кафедре библеистики МДА было реализовано 3 научно-исследовательских проекта, поддержанных грантами Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ) и Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ):

  1. Научно-исследовательский проект РФФИ № 16-04-00407 «Концепция «двух веков» в корпусе текстов апостола Павла», научный руководитель проекта —  заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев.
  2.  Научно-исследовательский проект РГНФ №15-34-01304 «Сюжетно-композиционная и идейно-содержательная специфика посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам», научный руководитель проекта —  доцент кафедры библеистики МДА М.В. Ковшов.
  3.  Научно-исследовательский проект РГНФ № 10-04-00133 «Апостол Павел и его послания в свете данных современной библеистики», научный руководитель проекта —  заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев.

2.1. Научная школа кафедры Богословия «Апология христианства в современном мире».

Христианская нравственность всегда была важнейшей темой православного богословия, поскольку праведная и благочестивая жизнь необходима для спасения человека. Изложением системы христианской этики в узком смысле слова занимается нравственное богословие, признанным специалистом в области которого является профессор архимандрит Платон (Игумнов), автор учебника «Православное нравственное богословие».

Данная дисциплина во взаимодействии с рядом других призвана дать ответ на ряд актуальных вопросов, исходя из традиционных духовных ценностей и с учетом современного научного инструментария. В первую очередь это вопросы отношения к окружающему миру и человеку. Современный человек обладает беспрецедентными возможностями влиять на окружающую природу, которые уже привели к экологическому кризису в глобальном масштабе, и одна из важнейших задач современной христианской нравственности – ответить на этот вызов. Кроме того, научно-технический прогресс в области биологии и медицины привел к обострению традиционных проблем медицинской этики и появлению совершенно новых, так что возникла новая этическая дисциплина – биоэтика.

Научное направление «Апология христианства в современном мире» кафедры Богословия МДА сосредотачивает свою деятельность, прежде всего, на вопросах биоэтики и экологии как имеющих особую актуальность для современного общества, хотя не оставляет без внимания и другие актуальные нравственные проблемы (в экономической сфере, в области цифровых коммуникаций и другие). Технологические достижения последних лет с новой остротой поставили вопрос о природе человека и границах его возможностей. Эта тема является одной из основных для философии и богословия, а также выступает предметом рефлексии для современных христианских интеллектуалов по всему миру. Информационные технологии внедряются практически во все сферы повседневной жизни и уже сегодня значительно меняют образ бытия человека и его коммуникации с другими людьми, что требует богословской оценки данных инноваций Такие передовые разработки, как создание различных вариантов искусственного интеллекта и антропоморфных роботов, делают крайне актуальной потребность осмысления природы этих новых феноменов.

Ответ на вопрос, как следует поступать человеку, во многом определяется ответом на вопрос, кто есть человек. Поэтому перспективным направлением в рамках научной школы в последние годы стала философская и богословская антропология: аспиранты и магистранты кафедры ведут исследования в области проблем сознания и личности.

Научная школа «Патрология и христианская литература: источники и исследования»

В Московской духовной академии с самого момента ее основания особое внимание уделялось изучению классических языков – древнегреческого и латинского (а также древнееврейского для более глубокого понимания Ветхого Завета) – которые позволяли изучать основные богословские дисциплины по первоисточникам. Само первоначальное название академии Славяно-греко-латинская указывало на отечественную духовную школу, пытавшуюся освоить лучшие богословские достижения Востока и Запада.

К богословским дисциплинам относится и патрология – наука, изучающая по преимуществу наследие святых отцов. В названии научной школы отражено стремление изучить святоотеческое наследие и тексты более широкого круга христианских авторов Востока и Запада, представленные самыми разными литературными жанрами (агиорафия, эгзегетика, аскетический жанр сотниц и пр.).

В задачи научной школы входит изучение памятников, которые писались святыми отцами или христианскими писателями, не достигшими святости, но так или иначе важные. При изучении памятников особое внимание обращается на переводы и издания новых не введенных в научный оборот текстов, вдумчивое изучение которых должно привести к формулировке актуальных тем патрологического исследования.

В деятельности школы принимают участие преподаватели профиля «Патрология и христианская литература», преподаватели патрологии и других дисциплин. При профиле выходит журнал «Метафраст», а также серия «Святоотческая и византийская библиотека» (Bibliotheca patristica et byzantina).

Cвятоотеческое наследие всегда актуально. Изучение патрологии по первоисточникам позволяет подготовить специалистов в разных областях богословской науки. Погружение в глубины святоотеческой мысли помогает актуализировать духовные уроки, полезные для современности. В научной школе делается особый акцент на синтезе античной и библейской традиции, благодаря которому святые отцы оказались на высоте как духовной, так и светской культуры.

Помимо патристической литературы на древнегреческом и латинском языках в школе уделяется особое внимание текстам на других языках христианского Востока, а именно на грузинском, армянском, коптском, эфиопском, сирийском и арабском языках.

3. Научная школа Кафедры церковно-практических дисциплин «Церковно-археологические и литургико-канонические исследования Балканского региона в период средневековья”.

Христианское наследие Балканского региона имеет определяющее значение для Русской Православной Церкви и для других славянских Церквей, так как именно здесь формировалась и развивалась та византийская традиция, которой во многом следовали национальные славянские традиции. Соответственно, здесь же формировался корпус славянских переводов Священного Писания,  комплекс славянских переводов богослужебных текстов и славянские переводы святоотеческих текстов.

В Московской духовной академии всегда уделялось особое внимание изучению христианской традиции на Балканском полуострове. Имена профессора протоиерея Александра Горского, профессоров Г. А. Воскресенского, Е. Е. Голубинского и Н. Л. Туницкого встречаются не только на страницах Кирилло-Мефодиевской библиографии и других научных справочников, но и в библиографических аппаратах современных исследований.

Целями научной школы кафедры Церковно-практических дисциплин является:

  • организация и проведение междисциплинарных научных исследований по изучению христианского наследия Балканского региона;
  • организация и подготовка специальных учебных программ, связанных с изучением христианского наследия Балканского региона;
  • обеспечения единства научно-исследовательской работы в рамках Балканского кабинета МДА с учебным процессом в Московской духовной академии.

Основные задачи научной школы:

1. координация и проведение междисциплинарных исследований, связанных

– с изучением христианского наследия Балканского региона,
– с изучением наследия и традиций славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия и их учеников,
– с изучением церковно-политических процессов в Балканском регионе в средние века.

2. Привлечение студентов, магистрантов и докторантов Московской духовной академии, а также преподавателей к научно-исследовательским работам в рамках школы.

3. Использование результатов научных исследований в учебном процессе и повышение научной квалификации преподавателей.

4. Научная школа кафедры Церковной истории «История Русской Церкви  в событиях и персоналиях (краеведение, архивоведение, церковно-историческая археология)».

Обращение к тематике, связанной с историей Русской Православной Церкви в XX в., вызвано переосмыслением этого этапа  исторического прошлого России, выработкой новых подходов к осмыслению роли православия в жизни общества. До недавнего времени эта страница церковной истории оставалась за чертой научного интереса историков. В этой связи представляется актуальным комплексное исследование истории Русской Церкви в послереволюционный период. Правдивый взгляд на историю Церкви этого периода приобретает особую значимость на современном этапе возрождения РПЦ и российской государственности.

Обращение к традиционным духовно-нравственным ценностям православия может способствовать более полному и правильному пониманию и решению социально-политических, культурных и национальных вопросов в регионе.

Взирая на исторические пути Русской Церкви, невольно останавливаешься на  том периоде, которой наиболее близок к нам – на XX столетии. Не столько достаточное по сравнению с другими эпохами знакомство с его реалиями и богатство фактического материала привлекает взор наблюдателя к этому времени, но скорее желание осознать ту трагедию, которая произошла в нашем Отечестве в те сложные года.

Начало XX века — время уникальное, когда устои Российской империи, основанные на древних традициях, рушились, когда общество переживало серьезные перемены. Русская Церковь должна была динамично реагировать на вызов современности, соотносится с реалиями тех  сложных дней. Полемика вокруг того времени не утихает до сих пор. Очевидно,  что новейший период истории Русской Православной Церкви представляется одним из наиболее перспективных объектов для церковного историка. 

Историк Игорь Смолич так охарактеризовал исторические обстоятельства того времени: «Церковь пытается вступить на свободный и самостоятельный путь развития и провести реформу сверху донизу. Но внутриполитический переворот в России ставит ее теперь под удар новой государственной власти. Церковь теоретически от государства отделена, практически же новая государственная власть вмешивается в жизнь Церкви. Русская Церковь, или лучше сказать Восточно-Православная Церковь в СССР теперь должна бороться за свое христианское существование. Эта борьба имеет для данного периода эпохальное значение»[1].

Источниковедческая база истории Русской Церкви в период советской власти до сего дня остается неопределенной: документы, сосредоточенные в государственных архивах, в том числе в архивах спецслужб, зачастую содержат заведомо ложные сведения; мемуары современников, переписка и даже официальные церковно-юридические документы также не могут приниматься исследователями без учета тех условий, в которых они создавались. Критическое осмысление источников по истории Русской Церкви XX столетия — одна из насущных задач современной российской исторической науки.

Составление обширных исследований о новейшем периоде – дело будущего. По меткому выражению архимандрита Феодосия (Алмазова), «История еще не родила нового «Нестора», который художественной рукой и чувствующим сердцем описал бы погибель Империи и Церкви Русской»[2].

Поэтому научная школа кафедры Истории церкви МДА сосредотачивает свою научную деятельность, прежде всего, на вопросах изучения истории Русской Православной Церкви в событиях XX в., на персоналиях, на истории храмов и монастырей, на данных церковно-археологических исследований.  Возглавляет данное направление заведующий кафедрой профессор Светозарский А.К.. Авторами целого ряда работ в этой области являются профессор протоиерей Владислав Цыпин, профессор Кириллин В.М., преподаватели Колыванов Г.Е., Первушин М.В. Отдельной темой для исследования стоит тема истории Католической церкви и иных «западных» направлений  и их отношение к православию в исторической перспективе. Здесь надо отметить немаловажную роль профессора протоиерея Максима Козлова и преподавателя иерея Антония Борисова.

Изучение Истории Русской Церкви на её исторических рубежах формирует комплексное представление о культурно-историческом  своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации.

5. 1. Научная школа Кафедры Филологии «Памятники аскетической письменности Византии (IV–XIV вв.): исследования, издания, переводы».

Научная школа кафедры филологии – «Памятники аскетической письменности Византии (IV–XIV вв.): исследования, издания, переводы» – объединяет усилия преподавателей и студентов кафедры в изучении наследия Византии, посвященного вопросам христианской аскетики. Силами преподавателей издаются новые памятники аскетической письменности, проводится их исследование (как уже изданных, так и вновь издаваемых), осуществляется перевод памятников на русский язык с древнегреческого и иных древних языков. Члены кафедры, принимающее участие в реализации данного проекта, также стремятся выявить влияние византийской аскетической письменности на литературное творчество авторов Древней Руси. В рамках деятельности школы выполняются переводы и исследования различных памятников аскетической литературы Византии силами студентов.

5. 2. Научная школа Кафедры Филологии «Рецепция христианской культуры в русской словесности».

«Рецепция христианской культуры в русской словесности» как научное направление кафедры филологии отражает научные интересы преподавателей, исследовательское внимание которых сосредоточено на  изучении парадигмы восприятия христианской традиции в русской и церковнославянской речевой культуре и литературном наследии. Непосредственным предметом изучения является православное умонастроение, миропонимание, принципы жизни, отразившиеся и в светской, и в церковной сферах использования языка и литературного творчества. В зависимости от научных задач, теоретической подготовленности, методологической исследовательской базы работы сотрудников кафедры могут быть лингвистическими или литературоведческими.

Обозначенное научное направление коррелирует с  образовательным профилем магистратуры «Русская духовная словесность», что отражается не только в содержании учебного плана, но и в тематике работ студентов.

6. Научная школа Кафедры Истории и теории церковного искусства «Проблемы изучения искусства восточнохристианского мира: Балканы, Русь, христианский Восток».

Руководитель: к.иск, зав. Кафедрой истории и теории церковного искусства МДА Н.В.Квливидзе

В рамках научной школы работает семинар, посвященный проблемам изучения восточнохристианского искусства. В работе семинара принимают участие преподаватели МДА, а также специалисты из других вузов, научно-исследовательских институтов и музеев, в сферу научных интересов которых входит христианское искусство периода до разделения церквей, искусство православных стран, а также Армении, Сирии, Палестины, Эфиопии, Египта. Предметом обсуждения являются вопросы архитектуры, живописи, прикладного искусства восточнохристианского мира и их связи с христианским богослужением и богословием.


[1] Смолич И. К вопросу периодизации истории Русской Церкви (пер. с немецкого архимандрита Макария (Веретенникова) // Альфа и Омега. – 1998. — № 3. – С.173.

[2]  Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М., 1997. С.10.