Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Сергей Стахно

Прообразовательное значение Входа Господня в Иерусалим на молодом осле

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вскоре после воскрешения четверодневного Лазаря Господь посылает Своих учеников найти привязанного осленка, отвязать его, и привести к Нему, чтобы на нём совершить торжественный Вход в Иерусалим (См.: Мк. 11:17).

Узнав, что Христос идет в Иерусалим, народ пришел в движение (См.: Мф. 21:10). Люди восклицали: «Осанна в Вышних! Благословен грядый во Имя Господне!» (Мф. 21:9) Даже грудные младенцы славословили Господа (См.: Мф. 21:16). И на запрещения фарисеев Господь отвечал: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Святитель Григорий Палама отмечает, что Христос прославлялся устами младенцев действием Святого Духа [1]. Так исполнилось пророчество святого пророка Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

По толкованию святителя Игнатия (Брянчанинова), осленок изображает человека, находящегося на привязи плотской воли, в рабстве греха, диавола и смерти. Ученики Христа развязывают, то есть разрешают человека от его грехов, и приводят его к своему Творцу и Спасителю, Который восседает на естество человека и вводит его в Горний Иерусалим, в Царствие Небесное, где радостно ликуют небесные жители [2].

Каждого из нас Господь ведет в Небесный Иерусалим. На каждого Он возлагает бремя, необходимое для собственного его спасения. Следует только принуждать себя к покорному несению Господа, к такому тихому и безропотному под Ним шествию, какое совершил под Ним ослик. Ибо для вхождения в Царствие Небесное необходимо стяжание особого внутреннего устроения. И совершая Вход в Иерусалим на осленке, Господь показывает, что нужно иметь величайшую кротость, послушание и покорность, которую оказывает Господу осленок [3]. Удивительно, что это животное имеет на себе особый знак – сразу после рождения на шерсти спины у него появляется изображение креста, что напоминает о несении им Господа и служит примером того послушания и благоустроения, какое должны мы являть в своей жизни [4].

Торжественный Вход в Иерусалим Господь совершил для того, чтобы спасти нас от вечной смерти, чтобы пострадать и умереть за наши грехи. Поэтому этот праздник не только радостен, но и сопряжен со скорбью о предстоящих страданиях Спасителя. Но, совершая вход в покаянные дни Страстной седмицы, будем сопрягать скорбь с предстоящей радостью той Победы, которую мы будем праздновать в день Светлого Христова Воскресения, о чём и напоминает нам ветка вербы, которая служит прообразом воскресения из мертвых. Подражая бессловесному и кроткому осленку, будем стараться безропотно нести свой крест, нести тяготы друг друга, исполняя закон Христов (См.: Гал. 6:2). И, не внимая запрещениям и клевете фарисеев, которых обличал Господь, будем непрестанно молиться и непрестанно взывать: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во Имя Господне!» (Мф. 21:9) Аминь!

Список использованной литературы.

1.    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2008.

2.     Григорий Палама, свт. Беседы (омилии). Часть 1. – М.: Паломник, 1993.

3.     Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. – М.: Правило веры. 1993.

4.     Феофан Затворник, свт. Любовью назидая: слова и проповеди. В неделю ваий. – М.: Правило веры, 2008. – 668 с.

5.     Джон Митчинсон, Джон Ллойд. Книга животных заблуждений. – М.: Фантом Пресс, 2009. – 368 с.


[1] См.: Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). В Неделю Ваий. – М.: Паломник, 1993.

[2] См.: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Слово 1-е в неделю Цветоносную. – М.: Правило веры. 1993.

[3] См.: Свт. Феофан Затворник. Любовью назидая: слова и проповеди. В неделю ваий. – М.: Правило веры, 2008.

[4] См.: Джон Митчинсон, Джон Ллойд. Книга животных заблуждений. М.: Фантом Пресс, 2009. С. 224.