Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Белашов Богдан

Переплавить зло в добро

Сегодня мы совершаем отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Благочестивая жизнь Пречистой Девы началась с подвига Ее святых родителей. Иоаким и Анна преисполнили свое земное бытие добродетелью. Пребывая в глубокой печали от невозможности иметь детей, которые, по мнению иудеев, считались благословением Божиим за добродетельную жизнь, они, не отчаиваясь, продолжали служить Богу, людям и друг другу, исполняли закон, творили дела любви и милосердия. Видя такое усердие, милостивый Бог дарует им утешение —  дочь, которая исполнит обетование, данное Еве еще в Раю, о том, что через жену явится Спаситель мира. Господь избрал их не просто так. Он знал, что эти люди преисполненные добродетелью смогут передать ее своему Чаду, Которое, приумножив ее, явит миру источник этой самой добродетели – само Слово Божие, Господа нашего Иисуса Христа. 

Добро имеет одно поразительное свойство — им невозможно не делиться. Любой по-настоящему счастливый человек спешит рассказать об этом всему миру, всем окружающим его людям, даже незнакомым. Им он дарит добрый взгляд и искреннюю улыбку, близких же встречает объятиями и добрыми словами. Получать добро и делиться им способен практически каждый, а вот терпеть зло, обиду и претворять их в добро — это задача не из легких, и далеко не все с ней способны справиться. А это умение является одной из главных задач живой, деятельной христианской жизни. 

У Виктора Гюго есть одно интересное произведение – роман «Отверженные», в котором описывается такой случай. В некоторый город был назначен новый епископ. Человек он был уже немолодой, но весьма деятельный. По приезде он отдал огромный епископский дворец под больницу, в которой не хватало места. Все доходы, положенные архиерею, он разделил и пустил на оказание помощи больным, бездомным, сиротам и нуждающимся, оставив себе лишь малую часть для скромного содержания небольшого домишки, в котором он поселился вместе со своей благочестивой пожилой сестрой и такого же возраста одной единственной  служанкой. 

Епископ был истинным пастырем, он был рад всем, радушно принимал, разделяя с гостем свою скромную трапезу. Он считал, что по своему служебному долгу обязан быть доступным народу в любое время дня и ночи, поэтому попросил снять с двери засов, чтобы дверь в его жилище всегда была открыта, даже ночью. Дамы, жившие с ним, естественно очень боялись и были против такой идеи, но епископ настоял на своем, успокаивая их тем, что Господь не даст жильцов этого дома в обиду. 

И вот, как-то раз, холодным осенним вечером в дверь завалился, прямо сказать, неприятного и даже устрашающего вида человек. Это был каторжник, недавно освободившийся после долгого заключения. Он шел издалека, и хотел остановиться в этом городе на ночлег, но его отовсюду гнали, и одна женщина посоветовала ему постучаться в дверь напротив церкви, что он и сделал. Епископ радушно встретил незваного гостя, обращаясь к нему с таким же почтением, с каким он встречал высокопоставленных сановников, впрочем, как и всех своих посетителей. На стол были поставлены нехитрые блюда, была открыта бутылка праздничного вина, и важной деталью этого ужина были серебряные приборы — гордость епископа и единственный элемент роскоши этого жилища. После трапезы гостю постелили чистую постель и весь дом заснул. 

Глубокой ночью каторжанин проснулся, он не мог спать из-за непривычной мягкости кровати, но более всего ему мешала спать мысль о серебряных приборах, которые хранились в соседней комнате, где спал приютивший его благодетель. И вот, поборов совесть, преступник решается украсть вожделенное сокровище. Он также хотел убить старика, но луна, осветившая чистое, улыбающееся во сне лицо, помешала ему сделать всё задуманное до конца. Он взял приборы и, с ловкостью кошки выпрыгнув в окно и перемахнув через забор, скрылся в темноте. 

Наутро сестра епископа и служанка, обнаружившая пропажу, долго ворчали на мирно завтракающего старика, припомнив ему и дверь, и опасного пришельца, и кражу приборов. А он спокойно отвечал, что деревянные приборы гораздо удобнее, и что уже давно нужно было избавиться от этой серебряной роскоши. 

Вдруг в дверь постучали. Открыв ее, епископ увидел перед собой отряд жандармов, между которыми стоял тот самый каторжник. Они сообщили ему, что сутра данный гражданин был пойман ими, и при нем были обнаружены серебряные приборы, по всей    видимости, принадлежащие господину епископу. Он же с улыбкой сказал им, что произошло недоразумение, приборы действительно до недавнего времени принадлежали ему, но накануне он подарил их этому человеку. Попросив стражей отпустить каторжанина, епископ обратился к нему и сказал, чтобы тот не забыл еще свои подсвечники, и, вынеся из дома два старых серебряных подсвечника, отдал их преступнику. 

После того, как жандармы ушли, епископ сказал узнику: «Не забывайте, никогда не забывайте, что вы обещали мне употребить это серебро на то, чтобы сделаться честным человеком». И отпустил его с миром. Этот человек вышел из города, пребывая в глубоком раздумии, остановился и впервые за долгие годы в полный голос, по-детски, горько заплакал. Епископ больше не слышал о нем. Но через некоторое время в другом городе появился крупный предприниматель, о котором никто ничего не знал, знали только, что он пришел издалека и, проявив смекалку в местном ремесле, организовал собственное дело, которое быстро пошло в гору. Он делал огромные пожертвования для помощи всем нуждающимся. Пытался вникнуть в горе каждого бедного жителя этого города и помочь. Это был тот самый каторжанин.

Здесь мы видим, как ответ на зло добром, принес еще больше добра. И действительно, если мы попробуем не отвечать злом на зло, а делать обратное, то наша жизнь наполнится не только радостью, но и подлинно христианским смыслом. Ведь именно такие дела, несомненно, являются делами любви. Да поможет нам Господь и Матерь Божия научиться по настоящему, деятельно любить, дабы через это наследовать Царствие Небесное.