Иеромонах Фаддей (Прядун)
О самопожертвовании и воспитании детей
Отцы братья и сестры! Сегодня мы услышали удивительное Евангельское зачало. Слушая его, ум наполняется многими смыслами и поучениями. Давайте мы остановимся на двух смыслах сегодняшней Евангельской истории. Первый – жертвование собой, а второй – воспитание детей.
Господь на восьмой день, по закону Моисея, на руках Своей Матери пришел в Храм для того, чтобы быть обрезанным. Нужно ли было обрезание Господу нашему Иисусу Христу? Нет, потому что Он был безгрешен, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Почему же Он пошел на это первое кровопролитие, это первое страдание? Он Сам объясняет свой поступок в Нагорной проповеди: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). Исполнение закона являлось целью Его жизни, чтобы будучи Человеком исполнить закон в идеале, и освободить человека от власти дьявола, возвращая его Богу.
Далее мы видим, когда Христу исполнилось двенадцать лет, святая семья пошла в Иерусалим на праздник Пасхи. Пришло время вернуться домой, и семья не обратила внимания, что Христос исчез из виду. Часто у нас возникает мысль о том, воровали ли в то время детей? Творили ли тогда насилие? Было ли в то время зло или нет? Да, всё это присутствовало, но родители знали, что их Сын находится в обществе многочисленных родственников, и не беспокоились о Его безопасности. Только на третий день обнаружили, что Иисус где-то потерялся. Тогда они пошли на Его поиски и обнаружили в Иерусалимском Храме, говорящим с учителями. Мать сказала: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49 ). После этого Он встал и пошел с родителями.
Эта история учит очень многому. Христос уже на тот момент обладал всей полнотой Божественных знаний, всей полнотой жизни. Но так как Господь был по человеческой природе только двенадцати лет, Он не смел противоречить родителям. С одной стороны, Он указал им на Свою Божественную природу, а с другой стороны, встал и пошел. И был на послушании у них до времени, скрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего возраста, потому что невозможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника. Мы скажем: «Конечно, Христос был Богом, и зная всё, что будет происходить, находился в послушании у родителей, но мы же люди, у нас страсти!» Тогда мы обращаем свой взор на другого отрока, который в будущем стал святителем Василием Великим, память которого мы совершаем сегодня.
Святой Василий родился в очень богатой семье. До такой степени богатой, что по современным меркам мы бы сказали, что он родился в семье миллиардеров. Мы все пришли в храм, и, как правило, 99.9% из нас пришли сюда по необходимости. Кого-то привела болезнь, кого-то — недостаток, кого-то — несчастье в семье, различные поводы. Будущего святителя Василия ничего такого не утруждало. У него не было болезней, не было нищеты. Он был совершенно состоятельным ребенком. Но он родился в благочестивой семье. Его бабушка училась у святителя Григория Чудотворца и претерпела страдания, мученичество. Его родители были благочестивы до такой степени, что всё свое огромное состояние постоянно тратили на бедных, больных, убогих, давали хлеб, являлись благотворителями. Сам Василий получил превосходное образование. Он обучался во многих местах Римской империи, и его друг Григорий, будущий святитель Григорий Богослов, сказал: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая – вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – это вторая и неравного достоинства с первой — вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги – на праздники, на зрелища, на народные собрания, на пиршества – предоставляли мы желающим».[1]
Что же это за удивительный ребенок? Что с ним происходило такого, что не происходит с нашими детьми? Мы, вроде бы, с младенчества «таскаем» их в храм, но они подрастают, достигают двенадцати лет, возраста отрочества Христа, и говорят, что «нам не нужна ваша Церковь, отстаньте от нас! Надоели, хочу дома сидеть, хочу с ребятами играть! Хочу развлекаться!» Почему же так происходит? Ответ очень прост. Он есть в житии святителя Василия Великого. Его семья была благочестивой, и кроме благочестия будущий святитель ничего в своей жизни не видел. Мы же, когда воспитываем своих детей, часто творим беззаконие, а детей принуждаем творить добро. Они видят лицемерие и уходят из храма, отступают от Христа. Отрок Василий не видел лицемерия в своих родителях, он не видел никакого раздвоения между словом и делом. По этой причине его воспитали в совершенстве, и в будущем он стал тем, кого назвали святитель Василий Великий.
Братья и сестры, давайте мы из сегодняшнего евангельского зачала и жития святителя Василия Великого, научимся тому, что нельзя детей воспитать, сказав; «Иди в церковь!»; нельзя детей воспитать, сказав: «Иди читай Евангелие»! Детей нужно воспитывать своим собственным примером. Если ты ведешь себя недостойно, но говоришь о высоких вещах, — тебе не верят. Об этом хорошо свидетельствовал друг святителя Василия Великого святитель Григорий Богослов: «Любомудрствовать о Боге можно не всем; < … >, а прежде всего (тем кто) очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу»[2]. Так же и мы, получается, не хотим очищать свой ум, не хотим менять свою жизнь, но хотим, чтобы наши дети были святыми.
Часто, в семьях рождаются святые дети, но своей жизнью мы растлеваем их. Так что давайте, отцы, братья и сестры, еще раз обратим на это внимание и поймем, что вся наша жизнь – это подвиг. Подвиг, который показал нам Господь наш Иисус Христос, когда на восьмой день своего человеческого существования пролил кровь за нас, за людей. Для того, чтобы мы могли следовать за Христом, нам тоже нужно «проливать кровь», постоянно включать свое терпение, отсекать страсти, потому что страсти приводят ко греху, а грех растлевает наших детей по плоти и по духу!
Проповедь иеромонаха Фаддея (Прядуна), произнесенная в Покровском академическом храме на Божественной литургии 14 января 2020 года.
[1]свт. Григорий Богослов Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской (интернет ссылка https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/43 (12.01.2020 г.)
[2]свт. Григорий Богослов Слово 27 Против евномиан и о богословии первое, или предварительное. (интернет ссылка https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/27 (12.01.2020))