Комментарий юрисконсульта Учебного комитета, доцента МДА относительно «Закона о научной аспирантуре»
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый «Закон о научной аспирантуре») были приняты важные изменения, которые свидетельствуют о том, что аспирантура, как можно думать, возвращается на прежнее место, которое она занимала до принятия Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ об образовании). Так, основной целью аспирантуры снова стала подготовка аспирантом диссертации.
Прежде всего, следует отметить, что Закон о научной аспирантуре внес изменения в порядок государственного контроля за программами подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, а именно: вместо федеральных государственных образовательных стандартов к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре теперь устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ).
Таким образом, реализация программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре будет реализовываться не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а согласно федеральным государственным требованиям.
ФГТ были утверждены приказом Министерства науки и высшего образования «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся» от 20.10.2021 № 951 (Приказ № 951).
Однако необходимо обратить внимание, что при принятии Закона о научной аспирантуре не учли особый статус духовных учебных заведений. Как известно, в ст. 87 ФЗ об образовании и в ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ФЗ о свободе совести) предусматривается возможность реализации духовными образовательными организациями образовательных программ высшего образования только в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и ничего не сказано о федеральных государственных требованиях.
Иными словами, данные положения не привели в соответствие с новым порядком, то есть не внесли поправки в ст. 87 ФЗ об образовании и ст. 19 ФЗ о свободе совести, которые должны были бы установить возможность реализации образовательных программ духовными образовательными организациями не только в соответствии с ФГОС, но и с ФГТ.
Очевидно, что данный вопрос является техническим упущением, а не принципиальной позицией государства в отношении духовных образовательных организаций, поскольку обычно требования ФГОС более серьезные, чем ФГТ.
Однако, учитывая, что Рособрнадзор при выдаче лицензий на образовательную деятельность, как правило, формально подходит к вопросу о возможности реализации тех или иных программ духовными образовательными организациями, возникает опасность, что духовным образовательным организациям будет отказано в праве реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, поскольку в ст. 87 ФЗ об образовании в РФ и в ст. 19 ФЗ о свободе совести не указана возможность реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями.
На сайте Государственной думы можно увидеть внесенный от группы депутатов проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 9734-8, который, на наш взгляд, содержит необходимые поправки (п. 2 ст. 2).
Однако есть еще одна проблема, связанная с реализацией программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре духовных учебных заведений.
Как известно, в духовных учебных заведениях традиционно блок профильных богословских дисциплин преподается преимущественно преподавателями, имеющими только богословские степени и звания. В Приказе № 951 они не учтены. Очевидно, что для системы духовного образования очень важно сохранить возможность их учета наряду с ВАКовскими учеными степенями и званиями. Представляется, что это также техническая недоработка, которая требует приведения Приказа № 951 в соответствие с ФЗ об образовании, в котором указано, что «при государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания» (п. 4 ст. 92).
Аналогичная ситуация с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования» от 25 ноября 2021 года № 1094, в котором опять-таки не предусмотрен учет богословских степеней и званий при прохождении государственной аккредитации и аккредитационного мониторинга духовных учебных заведений (в п. 3 раздела 1 и п. 5 раздела 2).
В проекте Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (Положение) богословские степени и звания на данный момент уже учтены. Однако в нем содержится иная недоработка.
В пунктах 46 и 47 не указали «духовные образовательные организации». Это может оказаться серьезной проблемой для правоприменения, поскольку в ФЗ об образовании, в частности с п. 11 ст. 87, духовные образовательные организации имеют самостоятельный правовой статус и не относятся к частным образовательным организациям, созданным религиозными организациями. А в данных пунктах Положения указаны только частные образовательные организации, учредителем которых является религиозная организация.
В заключение хочется выразить надежду на то, что все технические недоработки нормативно-правовых актов будут исправлены и приведены в соответствие между собой, а духовные образовательные организации смогут реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре наравне со светскими вузами.
Единственная неразрешенная проблема в данной области связана с невозможностью научного руководства докторской и/или кандидатской диссертацией по теологии научным руководителем, обладающим только богословской ученой степенью. Особое значение данная проблема приобретает в связи с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 № 3136-р «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Святым Престолом о взаимном признании высшего образования, квалификаций и ученых степеней».
Учебный комитет/Пресс-служба МДА