Диакон Кирилл Лисовски: «Наши преподаватели в нас вкладывают куда больше, чем мы способны оценить» — Московская духовная академия
Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Интервью со студентом 4 курса бакалавриата диаконом Кириллом Лисовски

Диакон Кирилл Лисовски: «Наши преподаватели в нас вкладывают куда больше, чем мы способны оценить»

Представляем вашему вниманию интервью со студентом 4 курса бакалавриата Московской духовной академии диаконом Кириллом Лисовски, который в этом году занял второе место в IV Общецерковной олимпиаде по богословию. В своем интервью диакон Кирилл рассказывает о том, как возможно совмещать учебу в Академии с семейной жизнью и служением Церкви, делится своим взглядом на проблемы, возникающие у студентов в период обучения в духовной школе, и дает полезные советы тем, кто решил поступать в Академию.

Кирилл, расскажи немного о себе. Из какой епархии ты поступал? Кто твои родители? Почему решил поступать в Академию? 

Я родился в городе Кишиневе, в Молдове. Там проживает большая часть моих родственников. Там родились мои папа и мама, там родилась моя супруга. Наша семья давно уже живет в Молдове. Но, конечно, много предков жило в центральной части России и Беларуси. А сейчас семья уже больше 10 лет живет в небольшом городке Дубоссары в Приднестровье. Поскольку я родился в священнической семье, то с Церковью был связан с детства.

В Московскую духовную академию решил поступать, потому что мне всегда казалось, и в этом я позднее убедился, что Академия под покровом преподобного Сергия — это лучшая духовная школа, которая поможет мне сформировать правильный взгляд на учение Церкви, на жизнь в целом. В детстве я долгое время хотел стать священником. Такое желание у меня появилось, наверное, лет с 11 или 12. Но потом, где-то лет в 15, оно немного угасло. Чуть позже вновь появилось, годам к 17. А затем, к моменту окончания школы, я оказался в некотором замешательстве, потому что интенсивность моей духовной жизни в какой-то мере пошла на спад. И я начал сомневаться, стоит ли мне идти в семинарию, становиться священником. Хотя, конечно, какая-то мечта все равно оставалась. Поэтому я испытывал внутреннее борение. Конечно, большая часть моих интересов так или иначе была связана с церковной жизнью. Я подумал, что Московская духовная академия — место, где я смогу получить ответы на свои вопросы, более глубоко осмыслить свою веру. Не знаю, насколько для молодых людей подобные вопросы вообще актуальны, но передо мной вставали вопросы бытия, феномена веры. Поступив в Академию, я искал ответы на свои вопросы на первых курсах. 

В какой-то момент живое общение с людьми, приобщение к их опыту веры и жизни в Церкви позволили посмотреть на проблемы веры и острые вопросы с другой стороны, так что уже не требовались прямые ответы на самые кризисные вопросы. С тех пор я учился с надеждой на то, что смогу послужить Богу, как Ему это будет угодно. 

В этом году ты занял второе место в IV Общецерковной олимпиаде по богословию. Как проходила твоя подготовка к олимпиаде? Читал ли ты какую-то специальную литературу или вполне было достаточно информации, почерпнутой из лекций бакалаврских дисциплин?

К олимпиаде я особым образом не готовился и считаю это упущением. Но одновременно с этим полагаю, что более серьезной подготовки, наверное, и не получилось бы. Поскольку период, в который проходила олимпиада, был связан с самыми напряженными моментами учебного процесса. Отборочный тур олимпиады выпал на зимнюю сессию. Затем началась активная подготовка дипломной работы и закрытие контрольных точек по различным предметам. Соответственно, обстоятельно подготовиться к олимпиаде не получалось. Я думаю, можно считать все время обучения в бакалавриате такой подготовкой к олимпиаде. 

В этом году на олимпиаде был сделан большой акцент на истории. Но, к сожалению, нужно признать, что из-за обширности данной дисциплины ее преподавание нередко сопряжено с определенными сложностями. Наши педагоги, которые преподают нам исторические предметы, справляются очень хорошо со своей задачей. Однако история, будучи сложной и многогранной областью знания, требует к себе пристального внимания. Особенно это касается истории церковной. Каждая эпоха, каждое событие не должны пройти мимо студента. Тем не менее студенту духовной школы не всегда удается правильно подойти к изучению истории. 

Что было самым сложным при подготовке?

Самым сложным было найти время для подготовки в целом и подготовиться по литургическим предметам, потому что тоже очень большой объем, такой же, как с историей. Правда, здесь еще следует отметить, что помимо общей церковной истории есть еще история Русской Православной Церкви. И та, и другая очень объемные, поэтому, конечно, литургика уступает все-таки истории. Но литургика предмет практический, и многие из участвовавших в олимпиаде в бакалавриате учатся на выпускных курсах. Они еще не приняли священный сан, и для них литургика является не самым насущным предметом. Есть, конечно, исключения.

На какой магистерский профиль планируешь поступать? Почему? 

Четко еще не определился с магистерским профилем. Но, наверное, по рекомендациям, по общим впечатлениям, которые я слышал от студентов магистратуры, обучающихся на профиле «Патрология и христианская литература», и от преподавателей этого профиля, склоняюсь к этому профилю. Дело в том, что я не очень хорошо изучил древние языки в бакалавриате. Это одни из немногих предметов, по которым у меня четверки, и причем эти четверки не вполне, может быть, до конца заслуженные. Я, конечно, старался сдавать то, что надо было, но если провести реальную, серьезную, самостоятельную работу, то, думаю, там даже на четверку не будет результата. Поэтому есть сомнения в том, стоит ли поступать туда. Языки очень трудоемкие дисциплины, и не всегда хватает времени для их изучения. Нужно признать, что учеба часто идет параллельно вообще твоей жизни. Несмотря на то что, 

пока мы учимся, обучение является основным видом нашей деятельности, но на самом деле, когда в жизни есть и другие важные вещи — семья и служение, то учеба становится на несколько позиций ниже. Профиль «Патрология и христианская литература» может просто не потерпеть к себе такого отношения.

Что тебя мотивирует учиться?

Еще отвечая на предыдущий вопрос, я бы добавил, что некоторое время думал поступать на профиль «Литургика и пасторология», поскольку мне очень интересны литургические дисциплины. Однако есть определенная ирония в том, что предметы, которые мне нравятся в рамках магистерского профиля, даются мне не очень просто. Ведь те предметы, которые ты плохо усваивал в бакалавриате, в период обучения в магистратуре совсем не обязательно будут усваиваться лучше. Поэтому есть определенный риск в выборе магистерского профиля.

На мой взгляд, существует еще одна проблема с обучением в магистратуре. Например, когда поступаешь на определенный профиль, тебе могут быть интересны и предметы, и преподаватели того профиля, однако желания писать научную работу на этом профиле у тебя нет. Было бы здорово, будучи студентом одного профильного направления, писать научную работу, связанную с тематикой другого направления. Например, обучаясь на профиле «Литургика и пасторология», писать научную работу на патрологическую тему. То есть ты бы мог выбирать тему вне зависимости от профильного направления. Да, это может быть не совсем целесообразно. Но все-таки такая практика давала бы большую свободу, и мог бы возникать неплохой синтез. Тот человек, который обладал бы компетенциями в области патрологии, мог бы написать и хорошую работу на литургическую тему. Или тот, кто, к примеру, пошел на профиль церковной истории, я думаю, мог бы написать неплохую работу в области исторической литургики. Такое смешение, мне кажется, могло бы дать неплохой результат. Тем более, насколько я знаю, все профили магистратуры получают диплом одного образца. Несмотря на то что направления разные, диплом, в конце концов мы получаем все по теологии. И в связи с этим разницы, по какой конкретной проблематике будешь писать, мне кажется, нет.

По поводу мотивации к учебе нужно сказать, что к 4 курсу моя мотивация и мотивация моих однокурсников немного снизилась. На младших курсах мотивацией служило глубокое знакомство с материалом, получение положительной оценки, стремление ответить на вопросы. Сейчас меня больше мотивирует желание выявить прикладной смысл всего того, что мы изучаем. Передо мной стоит вопрос: «Ради чего я вообще учусь?» Мне кажется, что те знания, которые приобретаем, мы должны стремиться применить в жизни в большей степени ко всяческой пользе Церкви и тех людей, которые еще не нашли дорогу в храм. Знания, которыми с нами делятся преподаватели, — это сокровище. И неправильно было бы то сокровище, которое ты получил даром, просто закопать в землю и забыть. Нужно следовать Божественному призыву и то, что мы получаем, отдавать с радостью. Вот, наверное, такой прикладной смысл мотивирует учиться и что-то изучать. Смысл в том, чтобы применить эти знания для помощи людям, правильно, четко и честно отвечать людям на их вопросы и разрешать проблемы, связанные с православной верой.

Когда стараешься хорошо учиться, это замечают окружающие люди, преподаватели, и у вас выстраиваются добрые отношения, контакт, который очень мотивирует сам по себе. Конечно, это не является самоцелью. Но, несомненно, отношение преподавателя играет определенную роль. Кроме того, очень мотивирует учиться, когда сам видишь результат своих трудов; когда понимаешь, что не тратишь время впустую, а занимаешься чем-то полезным, важным, тем, что важно именно здесь, в стенах духовной школы. Если не учиться здесь, то пребывание в Академии окажется пустой тратой времени, поскольку не выполняешь своего долга. Время, которое отведено нам для учебы, очень быстро уходит. И другого такого времени больше не будет. Пока у нас оно есть, надо использовать его по максимуму. Нужно научиться получать удовольствие от учебы. Это сложно, но осуществимо. Внутреннее удовольствие от того, что ты выучил материал, качественного его освоил и можешь применить его в своей жизни или в жизни твоих близких людей. Это тоже очень мотивирует.

Кто из преподавателей, на твой взгляд, оказал на тебя сильное впечатление и вдохновил к учебе? Почему? 

В свое время каждый преподаватель оказал на меня впечатление и влияние. В Академии есть такая традиция, которую я считаю очень правильной и полезной: студентов, которые только-только поступили, в самые первые дни начавшегося учебного года знакомят с жизнью и учебным процессом духовной школы. Вся первая неделя посвящена вводным лекциям по самым основным предметам за весь период бакалавриата. Преподаватели на этих лекциях очень по доброму и вдохновенно дают студенту представление об основных дисциплинах и в целом о церковной проблематике. Я помню, как на начальных курсах каждый преподаватель по-своему впечатлял, они все казались очень интересными людьми, и каждый в своей степени вдохновлял, оказывал влияние.

Конечно, основное значение в преподавательской деятельности имеет именно личность преподавателя, его таланты, характер, опыт. Потому что можно хорошо подавать материал, можно интересно вести лекции, можно правильно выстраивать структуру семинарского занятия, но в первую очередь главные уроки, которые давали нам преподаватели, заключались в передаче опыта живой веры. И именно этот опыт являлся большим научением и ответом на самые главные вопросы. Иными словами, когда видишь человека с живой верой, с верой во Христа, Его Церковь, который одновременно интересуется серьезной наукой, то это вдохновляет и отвечает на большинство вопросов, которые возникают. То есть вопросы отпадают сами собой, когда видишь таких людей.

Отмечать каждого преподавателя отдельно на каждом курсе, я думаю, было бы не совсем верно, хочется отметить в целом доброту и внимание преподавателей на всех курсах всех дисциплин. Наверное, есть те, с которыми не всегда получается найти общий язык, присутствует недопонимание или к которым есть вопросы по качеству преподавания, но отмечать это не имеет смысла, потому что и вопрос этого не предполагает, и это, наверное, слишком субъективное мнение. Когда Академия проходила проверку Учебного комитета, нам предложили составить список из пяти лучших, на наш взгляд, преподавателей. И один мой товарищ предложил составить антирейтинг из тех преподавателей, которые, так скажем, не самые лучшие, по нашему мнению. И конечно, у каждого студента, наверное, есть свой как рейтинг, так и антирейтинг. Ну я думаю, озвучивать его не стоит. В принципе, те, кто учились, сталкивались с одними и теми же проблемами, и каждый, наверное, может более-менее воспроизвести один и тот же список преподавателей антирейтинга. А из тех, кто оказал на меня особое влияние, может быть, вдохновлял как-то на учебу, по-настоящему помогал, могу отметить нескольких преподавателей. В первую очередь, наверное, стоит сказать о преподавателях догматического богословия — игумене Адриане (Пашине) и Вадиме Евгеньевиче Елиманове. Они всегда с интересом и живо подавали материал, давали возможность для дискуссии. Их лекции и семинары были интересными. Сам предмет очень интересен, и его преподаватели очень вдохновляли. Пожалуй, это один из тех предметов, процесс изучения которого в бакалавриате был идеальным. Преподаватели выстроили качественную схему обучения. Да, и по этому предмету тоже могут быть какие-то замечания, но в целом эту дисциплину можно назвать примерной. Можно отметить Павла Евгеньевича Липовецкого, который действительно вдохновлен своим делом, предметом, который он преподает, и это отмечают все. Вот это действительно опытный педагог, который находит баланс между жесткостью и снисхождением в преподавании, четко, структурированно подает материал лекций, дает студентам возможность подготовиться, сдать или пересдать в любое время. Ему действительно важно, чтобы студенты знали историю очень хорошо. Также отметил бы преподавателя древнегреческого и латыни Евгения Григорьевича Малюту. Это также человек, вдохновленный своими предметами, может заинтересовать студентов даже на таких не самых интересных дисциплинах, как древние языки.

Все-таки, мне кажется, наибольшее влияние на меня по части вдохновения к учебе оказал иерей Андрей Выдрин, потому что его манера преподавания, его стиль преподавания для меня лично наилучший. А именно после того, как я получал по его предмету двойки, я на самом деле по-настоящему стал учиться. В каком-то смысле такие отметки на его предметах заставили меня по-настоящему заняться учебой. Это человек, который очень вдохновленно, углубленно и целостно подает учебный материал. Его лекции с презентациями очень интересны и увлекательны. С ним действительно не скучно на семинарах, поскольку на них всегда происходит живое обсуждение. Не менее прекрасный стиль преподавания и подачи материала у протоиерея Андрея Рахновского, его занятия по Новому Завету очень насыщенны.

Не могу сказать, что те преподаватели, которых я не отметил здесь, не произвели впечатления или не оказали положительного влияния. Так или иначе каждый из них внес свой ценный вклад в наше образование и вдохновлял по-своему. Труд каждого преподавателя очень важен и ценен, и наши наставники в нас вкладывают куда больше, чем мы способны оценить. К примеру, труд иеромонаха Филарета (Зубова) невозможно переоценить, потому что это тот преподаватель, который безмерно отдается своему делу. 

Что из художественной и научной литературы ты читаешь последнее время? 

К сожалению, мне в данный момент не особо удается читать ни научную, ни художественную литературу. Основная богословская литература, которую я до недавних пор читал, была связана с темой моей дипломной работы. Соответственно, она вытесняла художественные книги. В целом последний раз из художественной литературы я читал сборник рассказов «В Рождественскую ночь» Антона Павловича Чехова. 

У нас с супругой зарождается неплохая, как мне кажется, традиция. Мы стараемся полчаса-час перед сном читать книги попеременно друг другу вслух. И в основном это те книги, которые мы не хотим оставлять без внимания, поскольку их нам дарят наши друзья. Так мы потихоньку прочитываем каждую из них. Книга, которую мы сейчас читаем, была как раз подарена ПСТГУ призерам олимпиады. Это сборник ответов современных священнослужителей на сложные вопросы. Кроме того, в дни памяти особо нами любимых святых мы с супругой стараемся читать либо их жития, либо труды. Сейчас, несмотря на то что дипломная работа уже сдана, из-за подготовки к госэкзаменам все равно не удавалось уделять времени чтению.

Какую тему эссе ты выбрал, почему?

Для написания эссе я выбрал тему «Мученики Древней Церкви и новомученики, исповедники Церкви Русской: их различия и сходства». Эта тема показалась мне интересной из всех представленных, потому что я мог ее наиболее полно раскрыть. Хотя там были и другие, не менее интересные, на которые я хотел бы написать эссе. Например, «Догматическое и каноническое наследие первого Вселенского Собора: рецепция Церкви». Тема, которую я выбрал, была связана с моим докладом по сравнительному богословию. Мне нужно было дать оценку взглядам немецкого протестантского теолога Юргена Мольтмана. По сути, в своей статье «Христианские мученики современности» он исчерпывающе раскрыл тему мученичества. И я просто выстроил структуру своего сочинения по его работе. Мольтман сравнивает мучеников Древней Церкви и мучеников современности, выделяя отличительные особенности каждой эпохи. Творческая работа заключалась в том, чтобы правильно и качественно проанализировать тему, раскрыть ее наиболее полным образом. В случае с моей темой, я думаю, основной задачей было провести анализ именно сравнительный, то есть выделить действительно отличительные черты и сходства подвигов мучеников древности и современности. Вот что, кажется, было сделано неплохо, судя по оценке эссе.

Будучи семейным человеком, ты не понаслышке знаешь, что совмещать обучение и семейную жизнь довольно непросто. Как ты справляешься? 

Да, действительно, семейную жизнь и учебу нелегко совмещать. Приходится всегда балансировать между двумя сторонами жизни. Здесь тяжело найти какую-то середину, потому что и учеба требует очень много сил и внимания, и семейная жизнь тоже. И я бы не сказал, что вполне справляюсь с этим. Последний год обучения не самый трудный период учебы, который был за 5 лет бакалавриата. Но и он требовал зачастую больше внимания, чем я мог уделить, исходя из своего положения. Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. В определенном смысле учеба становится более радостной, когда состоишь в браке, она обретает какие-то новые краски и, может быть, становится более легкой, как бы это странно ни звучало. Основная сложность совмещения семейной жизни и учебы состоит не в том, что необходимо уделять внимание семье и учебе одновременно, а в том, что нужно обеспечивать жизнь. Проблема состоит скорее в этом, чем в том, чтобы совмещать учебную деятельность и семейную жизнь. Приходится тратить очень много времени на то, чтобы заработать деньги. Я не знаю тех путей, которые могут дать тебе достаточное количество средств для существования, для жизни, при этом за короткий промежуток времени. И если эти пути есть, то, мне кажется, они не подходят для студента Московской духовной академии. Поэтому трудность здесь больше связана с финансами и с временем. Я думаю, что Господь помогает постоянно и в той, и в другой области, потому что там, где кончаются человеческие силы, начинает действовать Бог. Если к Нему обращаться, если стремиться быть с Ним и Его ставить в центре своей жизни, то жизненные проблемы разрешаются сами собой. Нужно просто дать Богу действовать в своей жизни. Но при этом ты должен сделать все, что зависит от тебя, и приложить максимум усилий. Только тогда получаешь неожиданный для себя положительный результат.

Какие у тебя послушания в Академии. Расскажи о них подробнее. Помогают ли они тебе в учебе или мешают? 

На данный момент у меня нет основного послушания в Академии, за что я очень благодарен, потому что совмещение послушания с учебой, с семейной жизнью я считаю физически невозможным. Даже при том положении, в котором я нахожусь, когда у меня нет серьезных послушаний в Академии, я не всегда успеваю и по учебе, и в семейной жизни. Да, мне не всегда хватает возможности и времени заработать достаточное количество денег. Мне не всегда хватает времени и сил на учебу. Но если на тебе сверх этого лежит какое-то послушание в Академии, то здесь и говорить не о чем. До этого я полтора года, наверное, или, может быть, меньше нес послушание в Издательстве Московской духовной академии. Я по-прежнему там помогаю. До этого два года пел в хоре и год нес послушание в церковной лавке семинарского храма. Все эти послушания, конечно, наложили на меня положительный отпечаток, чему-то научили. Я благодарен старшим по послушаниям, которые у меня были, и в целом всем тем ребятам, с кем мне довелось потрудиться вместе.

На твой взгляд, есть ли что-то в нынешнем учебном процессе, что мешает студенту учиться? Что бы ты изменил в учебном процессе?

Отсутствие личной заинтересованности, мотивации и понимания, для чего находишься в духовной школе, является главной причиной, которая реально мешает студенту учиться. А все остальное — это лишь побочные эффекты.

Отточить механизм учебного процесса со стороны администрации до такой степени, чтобы не было никогда никаких замечаний, я считаю невозможным. Поэтому приводить каких-то конкретных замечаний по учебному процессу не считаю нужным. Но все-таки пару моментов мне бы хотелось отметить. Во-первых, в рамках бакалавриата изучается очень много совершенно разноплановых предметов, из-за чего у студента может возникнуть рассеянность. Из-за множества фактов не всегда создается единая, целостная картина. Пропадает сосредоточенность и фокусировка на конкретных вопросах. Студент не может выбрать, сориентироваться, на каких предметах реально нужно сделать акцент, ведь каждый предмет требует своего особого внимания и подхода. Для того чтобы вдумчиво изучать один предмет, требуется немалое количество времени и сил. И из-за обилия предметов не всегда получается в полной мере посвятить все силы и время чему-то одному. Ты как бы гонишься за многими зайцами, и у тебя в итоге не остается в руках ни одного.

Кроме того, учебная программа предполагает, что в образовательной сетке каждый день 4 пары. В субботу 3 пары. Как мне кажется, учебная программа перегружена. И это учитывая, что у студентов есть еще внеучебная деятельность — богослужебные и хозяйственные послушания. Из-за этого тоже не всегда получается правильно распределить время для самостоятельного изучения материала и подготовки к занятиям.

Я не сомневаюсь, что все эти проблемы администрации известны и предпринимаются попытки к их разрешению самым оптимальным образом. Но не думаю, что каждый вопрос можно разрешить на все 100%. 

Какие советы ты бы дал тем, кто собирается поступать в бакалавриат Академии?

Пожалуй, есть два основных совета. Во-первых, иметь деятельную и реальную любовь к Богу и к Церкви. Во-вторых, быть честным с самим собой. Мне кажется, без этих двух вещей поступать в Академию просто не имеет смысла. Любовь к Богу само собой предполагается для студента духовной школы. Если этого нет, то студенту здесь будет крайне тяжело, практически невыносимо. А без честности по отношению к самому себе студент, наверное, будет терять много времени впустую и не получит должного результата, который от него ждут руководство Академии, Церковь и который, может быть, он сам ждет от себя.

Еще хотел бы поделиться своим советом по расставлению приоритетов в процессе воспитания в духовной школе для абитуриентов или студентов, только поступивших в Академию. В школе можно будет услышать множество версий, что первостепеннее для студента МДА: учеба, послушания, молитва. Каждый из этих важнейших аспектов будет на себя тянуть одеяло внимания. Встает вопрос, что из этого ставить в приоритет? На этот вопрос в процессе обучения разные люди по-разному отвечали и разному отдавали приоритет, достигая определенных успехов. 

Для себя я решил вопрос так: главное послушание в Академии — это опытное богопознание. Молитва, послушания и учеба — части этого процесса, но я бы все-таки отдал приоритет молитве. 

Беседовал Петр Абеленцев

Пресс-служба МДА