Арсений Починка
«Человек — существо однодневное»
«Человек — существо однодневное», — не раз можно встретить это красивое и емкое высказывание в творениях святителя Григория Богослова. В нем, конечно, и мысль о скоротечности жизни человеческой, и некоторый намек на цикличность бытия людей, у которых каждый день — одна маленькая жизнь, и целая жизнь — один день в истории человечества. Но главный мотив всё же в этих словах побудительный: святитель призывает помнить последняя своя (Сир. 7:39) или, скорее даже, мыслить так, будто сегодня твой последний день.
Многие святые отцы наставляют постоянно воспоминать о предстоящем Страшном Суде и ежедневно поставлять себя на ответ пред Богом. Несомненно, и святитель Григорий Богослов, побуждая людей мыслить себя живущими последний день, тоже подразумевал необходимость такого эсхатологического сознания. Однако, братья, не о грядущем Страшном Суде хочу сегодня с вами поразмышлять, но о самой жизни, к которой нас обязывают приведенные слова святителя.
Перескажу один яркий пример из жизни великого Достоевского. Господь провел писателя через многие испытания, самое страшное из которых — четыре минуты на эшафоте перед расстрелом. Смертной казни не состоялось, и это оказалось лишь недостойной постановкой, благодаря которой, однако, мы теперь можем прикоснуться к пережитому в тот жуткий миг Достоевским. Он говорил, что эти четыре минуты казались ему бесконечным сроком, огромным богатством. Наполнены же они были лишь двумя переживаниями.
Во-первых, непреодолимым желанием жить и жить совершенно по-иному: непраздно, насыщенно, осмысленно. «Я бы каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, — звучало у него в голове, — каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!»
Во-вторых, зная достоверно, что он оставляет земную жизнь, Достоевский был исполнен упованием по смерти пребывать с Богом. Он обращался с надеждой к находящемуся с ним на эшафоте петрашевцу Спешневу: «Мы будем там со Христом!» Но в ответ услышал страшное: «Горсткой праха будем».
«Человек — существо однодневное»… Не к образу ли мыслей приговоренного Достоевского призывает нас святитель Григорий в этих словах? Ведь сочетание его двух предсмертных переживаний и есть то самое бодрствование (Мк. 13:35), которому Господь научает христиан. А если попытаться к себе примерить такое устроение, то в пору ли оно придется? Дорожу ли я великим даром жизни? Могу ли похвалиться достойным, непраздным пользованием этого дара или хотя бы сокрушением о пустом времяпрепровождении? И главный вопрос: а хочу ли я в действительности быть со Христом? Осмелится ли кто-нибудь из нас ответить утвердительно на такого рода вопросы? А ведь нам, братья, званым (Мф. 22:1 – 14), как никому другому, известно, что время коротко (1 Кор. 8:29), что предстоит нам держать ответ даже о всяком праздном слове (Мф. 12:36). Да даст нам Господь познать нашу однодневность! Да научит нас бодрствовать каждую минуту дарованного Богом дня!
Проповедь студента 3 курса бакалавриата Арсения Починки, произнесенная в Покровском академическом храме на вечерних молитвах 7 ноября 2019 года.