«Он превзойдёт собственную природу»: Тема самообращённости ума в «Слове на житие преподобного Петра Афонского» святителя Григория Паламы и в Enneades V.3
Тимур Аркадьевич Щукин, магистр лингвистики, ассоциированный сотрудник Социологического института Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, tim_ibif@mail.ru
Для цитирования: Щукин Т. А. «Он превзойдёт собственную природу»: тема самообращённости ума в «Слове на житие преподобного Петра Афонского» святителя Григория Паламы и в Enneades V.3 // Библия и христианская древность. 2019. Т. 1. № 2. С. ???. doi: 00000
Аннотация
В самом раннем сочинении свт. Григория Паламы «Слово на житие преподобного Петра Афонского» содержится пассаж, описывающий процесс самопознания подвижника: его ум сначала обращается к самому себе, освободившись от всего чувственного и страстного, а затем выходит за пределы собственной природы, чтобы созерцать Бога и соединиться с Ним. Иоанн Полемис в статье 2016 г. обратил внимание, что происхождение очевидно неоплатонической лексики и концептуального аппарата данного пассажа можно объяснить только прямым или косвенным знакомством свт. Григория Паламы с сочинениями Плотина. В данной статье предпринимается попытка, в развитие наблюдений Полемиса, идентифицировать трактат Плотина, на который опирается в своих рассуждениях свт. Григорий Палама. Автор статьи стремится показать, что основатель исихазма, перерабатывая некоторые пассажи En. V, 3, в определённых аспектах следует в русле мысли Плотина, но по самым существенным пунктам расходится с ним, и утверждает, что следствием самообращения ума является не обретение им природных границ, как полагал Плотин, а преодоление их в бесконечном приближении к Богу. В статье высказано предположение, что в «Слове» Палама полемизировал с мыслителями-гуманистами, находившихся под влиянием Плотина, в частности, с Никифором Григорой.
Ключевые слова: свт. Григорий Палама, Плотин, Никифор Григора, самосознание, обожение, Единое и Ум, исихазм, византийский гуманизм.
Источники
Григорий Палама, свт. Слово на житие преподобного Петра Афонского / под ред. Д. А. Поспелова. Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2007.
Beierwaltes W. Selbsterkenntnis und Erfahrung der Einheit: Plotins Enneade V.3: Text, Übersetzung, Interpretation, Erläuterungen. Frankfurt am Main: Klostermann, 1991.
Gregorius Acindynus. Epistulae // Letters of Gregory Akindynos / Greek Text and English Translation by A. C. Hero. Washington: Dumbarton Oaks, 1983. (CFHB. Series Washingtonensis; vol. 21). P. 2–304.
Gregorius Palamas. Epistula ad Ioannem et Theodorum // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 5. Κεφάλαια εκατόν πεντήκοντα, ασκητικά συνγγράματα, ευχαί / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1992. Σ. 231–246.
Gregorius Palamas. Vita sancti Petri Athonitae // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 5. Κεφάλαια εκατόν πεντήκοντα, ασκητικά συνγγράματα, ευχαί / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1992. Σ. 161–191.
Nicephorus Gregoras. Florentius // Niceforo Gregora. Fiorenzo o Intorno alla sapienza / testo critico, introduzione, traduzione e commentario a cura di P. L. Leone. Napoli: Università di Napoli, 1975. (Byzantina et Neo-Hellenica Neapolitana; vol. 4).
Nicephorus Chumnus. De anima // Benakis L. Nikephoros Choumnos (1250–1327), Über die Seele gegen Plotin // Néoplatonisme et philosophie médiévale. Actes du Colloque international de Corfou, 6‒8 octobre 1995 / ed. L. Benakis. Turnhout: Brepols, 1997. P. 319–326.
Philotheus Coccinus. Encomium Gregorii Palamae // Φιλοθέου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Κοκκίνου Ἁγιολογικὰ ἔργα. Τ. 1. Θεσσαλονικεῖς ἅγιοι / ἔκδ. Δ. Γ. Τσάμης. Θεσσαλονίκη: Κέντρον Βυζαντινών Ερευνών, 1985 (Θεσσαλονικεῖς Βυζαντινοὶ Συγγραφεῖς; τ. 4). Σ. 427–591.
Plotin. Traité 49 (V.3) / trad. B. Ham. Paris: Cerf, 2007.
Plotini opera. Vol. 2. Enneades IV–V / ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer. Paris: Desclée de Brouwer; Bruxelles: L’Édition universelle, 1959. (Museum Lessianum. Series philosophica; vol. 34).
Plotinus. The Enneads / transl. by L. P. Gerson. Cambridge: Cambridge University Press, 2018.
Ύλη
Берестов И. В. Свобода в философии Плотина. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.
Виноградов А. Ю. Источники, используемые святителем Григорием Паламой // Григорий Палама, свт. Слово на житие преподобного Петра Афонского / под ред. Д. А. Поспелова. Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2007. С. 135‒148.
Красиков С. В. Византийское мышление: эрудиция против креативности? (Никифор Григора и Варлаам Калабрийский) // Античная древность и средние века. 2000. Вып. 31. С. 266‒283.
Мейендорф И., прот. Духовные тенденции в Византии в конце ХIII и начале XIV веков // Мейендорф И., прот. Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М.: Эксмо; Издательство ПСТГУ, 2013. С. 497‒515.
Мейендорф И., прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб.: Византинороссика, 1997. (Subsidia byzantinorossica; т. 2).
Мейендорф И., прот. Тема «обращения к себе» в паламитском учении XIV столетия // Мейендорф И., прот. Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М.: Эксмо; Издательство ПСТГУ, 2013. С. 570‒585.
Риго А. Житие Петра Афонита (BHG 1506), составленное Григорием Паламой // Григорий Палама,свт. Слово на житие преподобного Петра Афонского / под ред. Д. А. Поспелова. Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2007. С. 13‒29.
Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 1971. Bd. 20. S. 171–188.
Blowers P. M. Maximus the Confessor, Gregory of Nyssa and the Concept of «Perpetual Progress» // Vigiliae christianae. 1992. Vol. 46. P. 151–171.
Bussanich J. The One and Its Relation to Intellect in Plotinus: A Commentary on Selected Texts. Leiden; New York; Kobenhavn; Köln: Brill, 1988. (Philosophia antique; vol. 49).
Bydén B. The Criticism of Aristotle in Nikephoros Gregoras’ Florentius // Δώρον ροδοποίκιλον: Studies in Honour of Jan Olof Rosenqvist / ed. by D. Searby et al. Uppsala: Uppsala Universitet, 2012. (Studia Byzantina Upsaliensia; vol. 12). P. 107‒122.
Courcelle P. Connais-toi toi-même: de Socrate à saint Bernard. Vol. 1. Paris: Études augustiniennes, 1974. (Collection des Études augustiniennes. Série Antiquité; vol. 58).
Δημητρακόπουλος Ι. Α. Γρηγορίου Παλαμά, Κεφάλαια εκατόν πεντήκοντα, 1‒14: «Περί κόσμου». Κείμενο, μετάφραση και ερμηνευτικά σχόλια // Βυζαντιακά. 2000. Τ. 20. Σ. 293‒348.
Δημητρακόπουλος Ι. Α. Υστεροβυζαντινή κοσμολογία. Η κριτική του Γρηγορίου Παλαμά στη διδασκαλία των Πλωτίνου και Πρόκλου περί κοσμικής ψυχής // Φιλοσοφία. 2001. Τ. 31. Σ. 175‒191.
Δημητρακόπουλος Ι. Α. Υστεροβυζαντινή κοσμολογία. Η κριτική του Γρηγορίου Παλαμά στη διδασκαλία των Πλωτίνου και Πρόκλου περί κοσμικής ψυχής. Β΄ μέρος // Φιλοσοφία. 2002. Τ. 32. Σ. 111‒132.
Emerson S. D. The Work of Christ According to Gregory of Nyssa: PhD Dissertation. Nashville (Tennessee), 1998.
Hadot P. La conception plotinienne de l’identité entre l’intellect et son objet. Plotin et le De anima d’Aristote // Plotin, Porphyre: études neoplatoniciennes / éd. par P. Hadot. Paris: Les Belles Lettres, 1999. P. 267‒278.
Hutchinson D. M. Plotinus on Consciousness. Cambridge: Cambridge University Press, 2018.
Ierodiakonou K. The Anti-Logical Movement in the Fourteenth Century // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / ed. by K. Ierodiakonou. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 219–238.
La connaissance de Soi: études sur le traité 49 de Plotin / éd. par M. Dixaut. Paris: Vrin, 2002.
Leone P. L. Alcune osservazioni sul Florentios di Niceforo Gregora // Byzantino-Sicula II. Miscellanea di scritti in memoria di Giuseppe Rossi Taibbi. Palermo: Istituto siciliano di studi bizantini e neoellenici, 1975. P. 335–345. (Quaderni dell’Istituto Siciliano di studi bizantini e neoellenici; vol. 8).
Leone P. L. Appunti e note su alcuni opuscoli di Niceforo Gregora // Nicolaus. 1975. Vol. 3. P. 319–342.
Leone P. L. Introduzione // Niceforo Gregora. Fiorenzo o Intorno alla sapienza / testo critico, introduzione, traduzione e commentario a cura di P. L. Leone. Napoli: Università di Napoli, 1975. (Byzantina et Neo-Hellenica Neapolitana; vol. 4). P. 15‒35.
Manolova D. Nikephoros Gregoras’s Philomathes and Phlorentios // Dialogues and Debates from Late Antiquity to Late Byzantium / ed. by A. Cameron, N. Gaul. London; New York: Routledge, 2017. P. 203‒219.
Mariev S. Neoplatonic Philosophy in Byzantium // Byzantine Perspectives on Neoplatonism / ed. by S. Mariev. Berlin; Boston: De Gruyter, 2017. (Byzantinisches Archiv. Series Philosophica; vol. 1). P. 1‒29.
Mariev S. Plotinus in the Phlorentios of Nikephoros Gregoras // Koinotaton Doron. Das späte Byzanz zwischen Machtlosigkeit und kultureller Blüte (1204–1461) / hrsg. von A. Berger et al. Berlin; Boston: De Gruyter, 2016. (Byzantinisches Archiv; vol. 31). S. 101‒107.
Mitrea D. ‘Old Wine in New Bottles’? Gregory Palamas’ Logos on Saint Peter of Athos (BHG 1506) // Byzantine and Modern Greek Studies. 2016. Vol. 40. P. 243‒263.
O’Daly G. Plotinus’s Philosophy of the Self. Shannon: Irish University Press, 1973.
Oosthout H. Modes of Knowledge and the Transcendental: An Introduction to Plotinus Ennead 5, 3. Amsterdam: Grüner, 1991. (Bochumer Studien zur Philosophie; Bd. 17).
Polemis I. D. Neoplatonic and Hesychastic Elements in the Early Teaching of Gregorios Palamas on the Union of Man with God: The Life of St. Peter the Athonite // Pour une poétique de Byzance. Hommage à Vassilis Katsaros / éd. par S. Efthymiadis et al. Paris: Le Centre d’études byzantines, néo-helléniques et sud-est européennes; École des Hautes études en Sciences sociales, 2015. P. 205–221.
Remes P. Plotinus on Self: The Philosophy of the ‘We’. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
Reuter M. Plotinus on the Role of Nous in Self-Knowledge: PhD Dissertation. Toronto, 1994.
Rigo A. La Vita di Pietro l’Athonita (BHG 1506) scritta da Gregorio Palama // Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1995. Vol. 32. P. 179–190.
‘He Will Transcend His Own Nature’: The Theme of Self-Conversion of the Intellect in the «Logos on Saint Peter of Athos» by St. Gregory Palamas and in Enneades V, 3
Timur A. Shchukin, MA in Linguistics, Associate of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, PhD student of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 7th Krasnoarmeyskaya, 25/14, St. Petersburg 190005, Russia, tim_ibif@mail.ru
For citation: Shchukin, Timur A. “‘He Will Transcend His Own Nature’. The Theme of Self-Conversion of the Intellect in the «Logos on Saint Peter of Athos» by St. Gregory Palamas and in Enneades V, 3” // Bible and Christian Antiquity. 2019, vol. 1, no. 2, pp. 000. (In Russian) doi: 0000
Αbstract. In the earliest work of Gregory Palamas, the «Logos on Saint Peter of Athos», there is a passage describing the process of self-knowledge of the ascetic: his mind first turns to itself, freed from all sensual and passionate, and then goes beyond its own nature to contemplate God and connect with Him. In his article on this topic Ioannis Polemis has pointed out that the origin of the obviously Neoplatonic vocabulary and conceptual apparatus of this passage can only be explained by the direct or indirect acquaintance of St. Gregory Palamas with the works of Plotinus. In this article an attempt is made, in the development of Polemis ‘ observations, to identify the Plotinus’ treatise, on which the monk Gregory Palamas relies in his reasoning. The author aims to demonstrate that the founder of Hesychasm, using and modifying some passages of Enneades V, 3, follows in line with the thoughts of the Plotinus in some aspects, but disagrees with him in key points points and argues that the result of intellect self-conversion is not the acquisition of natural boundaries, as Plotinus insists, but overcoming them in an endless striving to God. The article brings up the reasons what Gregory Palamas argued with humanist thinkers who were under the influence of Plotinus, in particular, with Nicephorus Gregoras.
Keywords: St. Gregory Palamas, Nicephorus Gregoras, self-consciousness, theosis, the One and Intellect, hesychasm, Byzantine humanism.