За воскресной Литургией епископ Кирилл совершил диаконскую хиротонию студента Сретенской духовной академии
В дни попразднства светоносного Преображения Спасителя христиане еще пребывают умом и сердцем с Господом на горе Фавор, созерцая тихий невечерний свет Божественной славы. Тех же, кто еще не успел вкусить радость праздника, Господь приглашает взойти на святую гору богообщения и приобщиться духовному торжеству.
Образ Преображения, находящийся в эти дни посреди церкви, белый цвет священнических риз, праздничные песнопения, напоминающие о евангельской истории, — всё это ясно свидетельствует о том, что Церковь продолжает переживать событие Преображения так же насыщенно и вдохновенно.
Но к своему завершению подходит неделя, напоминая всем верным о приближающемся воскресном дне. Воскресная Божественная литургия, словно прохладное и освежающее дуновение легкого ветра, дарит человеку силы и сообщает радость. Ныне Господь вновь созывает всех к Своему царскому чертогу, дабы каждый — старый и молодой, бедный и богатый, здоровый и немощный — мог насладиться духовной трапезой. Сей чертог Господь устроил в эти дни на самой вершине Фаворской горы, желая возвести всех приходящих к Нему к высоте богопознания и просветить Божественным светом.
«Придите, взойдем на гору Господню и в дом Бога нашего и увидим славу преображения Его, славу как Единородного от Отца; светом примем Свет и, возвышенные духом, Троицу Единосущную будем воспевать вовеки» (Стихира на литии, глас 5).
Вечером 19 августа, накануне воскресного дня, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл возглавил всенощное бдение в Покровском академическом храме, за которым молились преподаватели, студенты и сотрудники Академии, а также гости Лавры и духовной школы. За богослужением владыке ректору сослужило академическое священство.
20 августа владыка Кирилл совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Академии. После Евхаристического канона архипастырь рукоположил в сан диакона студента 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии Николая Степанова.
После запричастного стиха проповедь произнес игумен Адриан (Пашин).
По окончании Литургии владыка Кирилл обратился к пастве со словом наставления:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, дорогие отцы, братья и сестры, воскресного дня, а также с попразднством Преображения Господа нашего и Спасителя! Сегодня мы уже слышали проповедь о том, как Преображение относится к нашей жизни. Обращу ваше внимание на сегодняшнее Евангельское чтение, на притчу, нам хорошо известную, где человек, которому господин простил огромную сумму, отдача которой означала разорение всей его жизни, оказался не способен простить своему ближнему малейшую по сравнению с тем, что было ему прощено, сумму и потому оказался опять наказанным. А притча заканчивается словами Самого Спасителя: так и “Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его” (Ин. 18:35). Зачастую, правда, нам кажется, что простить ближнего очень и очень сложно. Нам кажется наш случай не подходящим под эту притчу, потому что мы должны простить не какой-то малюсенький долг, а какое-то огромное несправедливое отношение, подчас, может быть, даже гадкое и мерзкое отношение к нам, и это кажется по-человечески совершенно невозможным. Но надо не забывать, что в нашем сознании зачастую действует лукавый, который извращает ситуацию. Подчас мы сами нередко кого-то обижаем, и то, что мы сделали, нам кажется совсем не таким тяжелым, как то, что сделали по отношению к нам. Кратко эту же притчу можно еще выразить словами святого Амвросия Оптинского, который объяснял псаломский стих “все пути Господни — милость и истина” (Пс. 24:10). Святой старец говорит, что эти слова обозначают, что путь Господень — это путь спасения, и это не что иное, как милость к другим, но истинная строгость к самому себе. Дьявол же, говорит старец, старается сделать всё в обратном смысле — старается заставить нас милостиво относиться к самим себе — а это бывает, кстати, весьма легко настроить нас на такой лад саможаления — и строго по отношению к другим. И мы, честно говоря, не особенно задумываемся, но старец говорит, что это путь погибели. Когда мы строго относимся к другим и милостиво к себе, зачастую кажется: “Ну что такого? Ничего страшного не произошло. Я просто справедливо, как мне кажется, провел некую систему координат — что делаю я и что делают другие”. Но это оказывается зачастую именно путем погибели, который через мысли вкладывается в наше сознание падшими духами. И чтобы нам действительно просветиться светом Христовым, явленным нам в преславном Преображении, мы должны всë-таки следовать путем милости к другим и строгости к себе. Тогда мы сможем исполнить сегодняшнюю евангельскую притчу-заповедь Христа Спасителя. И действительно, помолившись, мы всегда найдем силы от Господа простить наших ближних. Господь пошлет через ангелов и добрые мысли, как уменьшить вину ближних в нашем сознании и как построже отнестись к самим себе, чтобы действительно свет Христов был с нами и мы шли путем спасения, а не путем погибели. Аминь».
Справка:
За всенощным бдением епископу Кириллу сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Иларион (Форкавец), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Адриан (Пашин), иеромонахи Кирилл (Сорокин), Кассиан (Плоский), Михей (Копытов), Афанасий (Итало), диаконы Димитрий Маслов, Миодраг Радованович, иеродиаконы Иоанникий (Паджан), Иннокентий (Мелихов), Пимен (Шеин), Антоний (Стребляченко).
За Божественной литургией епископу Кириллу сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Иларион (Форкавец), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Адриан (Пашин), иеромонахи Кирилл (Сорокин), Кассиан (Плоский), Дамиан (Воронов), Михей (Копытов), Афанасий (Итало), иерей Андрей Ковальчук, диаконы Димитрий Маслов, Миодраг Радованович, иеродиаконы Иоанникий (Паджан), Иннокентий (Мелихов), Антоний (Стребляченко).
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας