Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

«Воздержания плоды покажи, о душа моя!»: в Академии завершился второй день Поста

12 марта в храмах Московской духовной академии прошли богослужения вторника первой седмицы Великого поста. Они начались с утренних молитв и утрени. Ктиторские псалмы и шестопсалмие читал ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий.

Продолжается Святая Четыредесятница. Продолжает и Церковь наставлять своих чад. Песнопения вторника настойчиво убеждают христиан с пользой провести время Великого поста.

«Воздержания плоды покажи, о душа моя! Посмотри на прежде покаявшихся, воскликни Христу: “Согрешила я, спаси меня, как спас Ты мытаря, восстенавшего от сердца, Владыка Благой, единый поистине Многомилостивый!”»

Изменить наконец образ жизни, посмотреть на образ Христа и стать подобным Ему – вот к чему призывает Церковь всех людей во время Великого поста. Когда человек меняет свою жизнь в соответствии с Евангелием, он получает Божественную помощь. Со страниц книги Притч Премудрость Божия говорит нам, в чем заключается эта помощь:

«Слушающий же меня будет жить в надежде и почиет без страха от всякого зла…»

О тех, кто почил, Церковь в дни Великого поста молится сугубо. Каждый будний день после вечерни служится заупокойная лития. Сегодня в Покровском храме ее совершал архимандрит Платон (Игумнов), а в храме преподобного Иоанна Лествичника – иеромонах Клавдиан (Меньшиков).

Второй день подряд на великом повечерии читается Великий канон преподобного Андрея Критского. В академическом храме его читал ректор МДА архиепископ Амвросий. Тропари канона напоминают, сколько образцов жизни по Богу было в истории. История Ветхого Завета дает примеры людей, которые положились на Бога, или наоборот, отвернулись. Каин и Авель, Ной, Хам, Лот, Исав, Иов и многие другие – эти люди уже прошли свой путь. Их истории вселяют надежду и предупреждают об опасностях.     

«Из Ветхого Завета всех я привел тебе в пример, душа; подражай богоугодным деяниям праведных, и избегай грехов людей порочных…».

Ветхозаветные праведники никогда не гнались за тем, чтобы соответствовать окружающему их миру. Они общались с Богом и жили так, как Он им говорил. На мир праведники смотрят через призму Богооткровенной Истины. Жить по воле Божией, а не по воле мира, у них получается благодаря смирению. Этому качеству архиепископ Амвросий посвятил свое архипастырское слово после великого повечерия.

Дьявол пытается оболгать смирение и подстрекает к этому людей. Далекие от христианского опыта жизни и богообщения считают, что смирение — слабость, что смиренный человек чувствует всегда себя обиженным, неким больным интровертом. Но это совсем не так. Смирение — это не депрессия и не тоска. Смирение — это пребывание в Истине и Правде. Это жизнь в Истине, а не в том обмане, который создает вокруг нас современная жизнь. Истинное смирение не может быть препятствием ничему хорошему, а от всего плохого оно — верная защита.

Справка:

Богослужение в Покровском академическом храме совершали архимандрит Платон (Игумнов), иеромонах Дамиан (Воронов), иерей Сергий Спицын, диакон Ексакустодиан Герасимович, диакон Рустик Карташев.

Богослужение в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника совершали иеромонах Клавдиан (Меньшиков), иеродиакон Павел (Полевой), диакон Георгий Полуянов.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в Покровском академическом храме читал ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий, а в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника – иеромонах Онуфрий (Сонькин). 

В Покровском академическом храме пели первый академический хор под управлением игумена Никифора (Кирзина) и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.

В семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника пели три смешанных хора под управлением Елены Лисицыной, Веры Павловой и Софьи Боровинской.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας

ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ