Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Владыка Кирилл возглавил праздничные богослужения Навечерия Христова Рождества

Необычайное и странное событие сегодня открывается миру: в эту ночь всё творение недоумевает и содрогается, видя своего Творца и Владыку Младенцем. Что за непостижимое таинство? Вечный становится конечным; Невидимый становится видимым и осязаемым; Бессмертный становится смертным и уязвимым из-за неизреченной любви к нам.

Праздник Христова Рождества — время предельной антиномии, момент таинственного единения противоположностей. Сегодня вечность соединяется со временем, Небеса сходят на землю, Нетленный становится тленным, Сама Жизнь является в мир, чтобы умереть и Воскреснуть.

Вслед за пастухами и волхвами, некогда пришедшими с дарами к вертепу Богомладенца, ныне христиане приходят к Родившемуся Творцу и приносят Ему свои сердца, полные радости и надежды.

5 января духовенство, преподаватели и студенты Академии собрались в Покровском храме, чтобы вознести молитвы Господу за богослужениями Навечерия Рождества Христова. Канон предпразднства Рождества Христова «Волною морскою» 6-го гласа на малом повечерии прочел благочинный Покровского храма иеромонах Варнава (Лосев).

Утром 6 января академическое духовенство совершило последование Царских часов. Затем ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл возглавил праздничную вечерню и Литургию святителя Василия Великого.

После Евхаристического канона владыка совершил диаконскую хиротонию студента 4 курса бакалавриата иподиакона Романа Винникова.

Перед причастием студент 1 курса аспирантуры Александр Мелихов произнес проповедь. В своем слове проповедник задался вопросом: что мы можем в эти дни принести в дар Спасителю, Который не нуждается в служении рук человеческих? Ответ на этот вопрос, как заметил проповедник, дает Сам Господь в книге Притч: «Сын мой! Дай Мне сердце твое».

После отпуста Литургии духовенство совершило славление Рождества Христова пением праздничного тропаря и кондака. Затем владыка ректор обратился с архипастырским словом:

Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня, в Рождественский сочельник, мы совершили Божественную литургию, которая начинается вечерней, относящейся уже к завтрашнему дню, к самому празднику Рождества по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Мы слышали замечательные стихиры, написанные византийскими богословами, повествующие о том, как Сын Божий становится Сыном Человеческим; о том, как Промысл Божий действовал в истории Римской империи, когда первый римский император Август Октавиан стал “единоначальствующим” на земле, как об этом говорит византийский гимнограф. Именно императором Рима была объявлена перепись населения, а родившийся Богомладенец, Господь наш Иисус Христос, в это же время пришел в мир, чтобы разрушить многобожие, идольское поклонение и привести людей к поклонению Единому Истинному Богу. Мы также слышали тропарь “Тайно родился еси в вертепе, но небо тебя проповедало”. Если кто-то не до конца знает этот текст и соответствующее ему богословие, то такому человеку может показаться, что Христос Спаситель специально тайно укрылся в пещере, а вот небо проповедало Его пришествие, и звезда была как бы “устами”, проповедающими о рождении Сына Божия. Но на самом деле древнегреческое слово “тайно” (Λαθὼν), которое стоит в оригинальном тексте, имеет еще оттенок пренебрежения — Он родился в вертепе, потому что людям было не до Спасителя мира. Они пренебрегали теми знаками, символами и явными предсказаниями, которые были доступны им. А если бы порассуждать над этим, то мы поймем, что Бог, с одной стороны, должен был явить какие-то доказательства того, что Он пришел в этот мир. С другой стороны, Господь не заявляет об этом слишком ярко, потому что тогда грех людской еще больше бы увеличивался, потому что внутренне они еще были очень далеки от того, чтобы быть способными принять благовестие Евангельское, а значит, сразу напрямую отвергли бы Его.

За Божественной литургией читались первые строки из Послания апостола Павла к Евреям. Здесь речь идет о том, что сначала Бог говорил к человечеству через пророков, а в наши дни говорит через Сына Своего. И апостол подчеркивает, что Сын Божий не сравним с ангелами, Он несравнимо лучше них. Вот это слово “лучший”, или в синодальном переводе “превосходней”, в древнегреческом выражено через прилагательное “κρείττων” (Евр. 1:4). Полезно знать для тех, кто столкнется с разными сектантами, которые говорят, что Иисус Христос не является истинным Богом, потому что Он Сам сказал о Себе: “Отец Мой больше Меня” (Ин. 14:28). Святитель Афанасий Великий, сравнивая эти два слова — “больший”, т.е. “μείζων”, и “лучший”, т.е. “κρείττων”, говорит, что первое слово применяется к объектам, которые сравнимы, единоприродны по существу, а второе слово — к тем объектам, которые совершенно разнятся по своей природе. Отец и Сын единоприродные, а Сын Божий и ангелы разноприродные. Пусть для студентов и прихожан эта полезная богословская информация будет помощью на случай встречи с еретиками и сектантами.

Всех с наступающим праздником. Благодарим Господа и готовимся к великому дню Рождества Христова!»

Справка:

За Литургией епископу Кириллу сослужили: архимандриты Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), Симеон (Томачинский), игумен Адриан (Пашин), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Киприан (Ященко), иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Димитрий Барицкий, иерей Валерий Духанин, иеромонахи Кассиан (Плоский), Дамиан (Воронов), Борис (Зелюченко), Михей (Копытов), диакон Димитрий Маслов, иеродиакон Иов (Урум).

Богослужение песнопения исполнили хоры под управлением Е.В. Боровинского и В.В. Чувилова.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας