В Великую Субботу архиепископ Амвросий совершил вечерню с Литургией святителя Василия Великого
В Иерусалиме светает. Прошла пасхальная ночь, день и следующая за ним ночь. Сутки иудеи посвятили воспоминаниям и рассказам о том, как много веков назад, когда фараон не хотел отпускать евреев из Египта, Ангел Господень прошел по всей той стране и умертвил египетских первенцев. Фараон пришел в ужас от Божиего всесилия и отпустил израильский народ. В память об этом событии иудеи установили праздник Пасхи. И в эти сутки, после казни преступников на Голгофе, иудеи сидели и праздновали в своих домах.
Воплотившийся Иисус Христос лежал мертвый во гробе. Его убили накануне праздника, который Ему же и посвятили.
Бездну Заключивший лежит перед нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенная: в нее Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».
Утром в Великую Субботу в храмах служат часы, изобразительны и вечерню с Литургией святителя Василия Великого. В Покровском академическом храме богослужение совершил ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий.
Часы и изобразительны завершают Великую Субботу. Сразу после них служится вечерня следующего дня – Великого Воскресенья. Стихиры вечерни прославляют Христа, Воскресающего из мертвых. После малого входа читается 15 паремий – ветхозаветных пророчеств и символов, которые свидетельствуют о Воскресении. В наказе Моисея об установлении Пасхи говорится, что пасхальный агнец должен быть непорочным, и ему не ломают кости. Пророк Иона пробыл три дня во чреве кита, как и Христос три дня пробыл во гробе. Авраам приносит своего сына Исаака в жертву, но Бог отводит его руку и посылает непорочного ягненка.
После Апостола вместо аллилуиария поется «Воскресни, Боже, суди земли». В это время духовенство, иподиаконы и пономари меняют облачения с черных на белые. В конце пения архиепископ Амвросий вышел из алтаря и осенил молящихся иконой Воскресения Христова.
Традиция переоблачения в белые ризы связана с Древней Церковью. Крещение тогда совершалось в Великую Субботу. До этого оглашенные изучали основы христианской веры и готовились к Таинству. Само Крещение прообразует смерть и воскресение в новую жизнь. Крестящийся во время Таинства Крещения принимает на себя образ Христа. Погружаясь в воду, он умирает, а выходя из воды, воскресает вместе с воскресающим Христом. В тишине Великой Субботы христиане радовались, что Церковь пополнилась новыми чадами Христовыми.
Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе не помышляет: ибо Царь царствующих и Господь господствующих идет на заклание отдать Себя в пищу верным…»
Едва в Палестине рассвело, мироносицы бегут к гробу. Тело Иисуса нужно бальзамировать, ведь до субботы они не успели. Они спешат и даже не думают, как откроют гроб. Когда мироносицы подходят к гробу, они видят: он открыт. Камень отвален, а внутри сидит светлый юноша. Тела Иисуса нет.
Он Воскрес.
Справка:
Архиепископу Амвросию на богослужении Великой Субботы сослужили архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумен Адриан (Пашин), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Мелетий (Соколов), протоиерей Сергий Забелич, иерей Александр Кузнецов, иеромонах Аполлинарий (Панин), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иеромонах Кассиан (Плоский), иеромонах Онуфрий (Сонькин), иеромонах Дометиан (Курланов), диакон Иоанн Зорин, диакон Ексакустодиан Герасимович, диакон Сергий Шумских, диакон Георгий Полуянов.
Проповедь перед Причастием произнес студент 1 курса магистратуры чтец Илия Мигалко.
Песнопения богослужения пели второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.
В семинарском храме прп. Иоанна Лествичника архимандриту Михаилу (Борею) сослужили иеромонах Феодор (Юлаев), иеромонах Филофей (Артюшин), иеромонах Клавдиан (Меньшиков), протодиакон Игорь Михайлов, иеродиакон Павел (Полевой), иеродиакон Иннокентий (Глазистов) и диакон Роман Наводкин.
Богослужение пели смешанные хоры под управлением К.А. Тарелкиной, К.А. Алексеевой и В.С. Павловой.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας