Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В Покровском храме Академии прошли богослужения Навечерия Крещения Господа нашего Иисуса Христа

Навечерие Крещения Господня православные христиане встречают в молитве и воздержании от пищи. К такому благочестивому отношению обязывает важность грядущего великого праздника — Богоявления. Почему же Церковь постановила в день Крещенского сочельника соблюдать строгий пост?

Это та последняя лепта вдовицы, которую мы приносим Христу Богу, нужная именно нам, людям. Ведь совсем скоро свет Святой Троицы явится миру через Крещение Господа Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Поэтому каждый человек должен тщательно подготовить душу и тело к пришествию Бога.

17 января вечером в домовом храме Московской духовной академии духовенство совершило вечерню, малое повечерие и утреню. Канон 6-го гласа на малом повечерие «Волною морскою…» прочитал иеромонах Георгий (Пименов).

Утром 18 января академическое духовенство совершило Царские часы, а вечерню в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого возглавил ректор Академии епископ Звенигородский Кирилл.

По запричастном стихе проповедь произнес иеромонах Кассиан (Плоский). Он посвятил свое слово теме истинного покаяния, обратив внимание молящихся на слова святого пророка Иоанна Крестителя: «Не думайте бежать будущего гнева; сотворите же достойные плоды покаяния».

После заамвонной молитвы духовенство совершило чин Великого освящения воды.

После отпуста Литургии владыка ректор обратился с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

“Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас”, — воспеваем мы сегодня Спасителю нашему, Которого мы совсем недавно праздновали Рождество по плоти. И за эти короткие дни святок мы мыслью уже переносимся на тридцать лет спустя, когда Господь выходит на Свое величайшее служение; служение, начинающееся сегодня на Иордане и кончающееся Голгофской жертвой, служение, которое объединяется единым вдохновением самоотверженного служения Господа Иисуса Христа для спасения рода человеческого. И сегодня уже можно видеть эту жертву Христа, которую Он принимает на Себя, входя в воды Иордана. Не имея никакого личного греха на Себе, как прочие люди, принимавшие крещение Иоанново, Христос берет на себя грех всего человечества. Каждый человек пришедший к Иоанну Крестителю, находясь в воде, исповедовал свои грехи. О Христе же сказано, что Он “абие”, то есть “сразу”, ”немедля”, вышел из воды. Ему не было необходимости исповедоваться, но Он преклонил Свою главу, по мысли святых отцов, под тяжестью грехов всего человеческого рода, символизируя Своим погружением такие страшные вещи, как потоп при Ное, гибель фараона и его войска в водах Красного моря. Здесь Христос символически изображает грех всего человеческого рода, Сам не имея никакого греха. И при этом мы понимаем, что Он начинает Свое служение именно против диавола, потому что сразу после Крещения Он уходит в пустыню на подвиг поста и молитвы, как сказано в Писании, “для искушения от диавола” (Мф. 4:1). 

Мы сегодня прославляем нашего Господа Иисуса Христа за начало Его жертвенного, самоотверженного служения во спасение всех нас. Особенно будущие пастыри, священники должны воспринять мысль, что Христос является примером для всякого христианина, но особенно для священника. По мысли праведного Алексия Мечëва, каждый священник должен в какой-то малой степени уподобляться Христу. Когда Ему исповедуется любой человек, он должен по образу Христа взять на себя всю его боль, страдание и, сострадая ему, принести всю эту боль, немощь и болезни души пред лицо Господа Бога, Отца Небесного. Это не формальное служение. Нужно не просто выслушать грех и прочитать разрешительную молитву. Здесь необходимо сострадание, соучастие, которое является сердцевиной Таинства Покаяния.

Размышляя паки и паки о примере Спасителя, конечно же, мы здесь видим многое для назидания своей души — и смирение, и послушание. Господь исполняет Закон, который не был Ему предписан, потому что Он Сам является Законодателем. Но делает Он это для того, чтобы люди, не желающие чаще всего исполнять какие-то правила и законы, устыдились своего своеволия. Начиная с самого юного возраста, дети не хотят слушаться родителей, возрастая, не хотят слушаться законов государства. Никто никого не хочет слушаться. Все хотят давать указания и директивы, как должна устроиться жизнь вокруг меня. А так чтобы слушаться кого-то — это с большим трудом, как говорится в народе, “через пень-колоду”. Если внешне, может быть, и послушается человек, то внутренне он чаще всего будет ворчать и предъявлять претензии и людям, и, страшно сказать, Самому Господу Богу.

Господь Спаситель, будучи безгрешным, подчиняется Закону, чтобы научить нас величайшему таинству послушания, нарушив которое Адам и Ева отпали от блаженства райского состояния.

И еще один момент. Почему Господь входит в воду? С одной стороны, понятно — вода очищает тело. А здесь речь идет о покаянии, очищении души. Но в то же время мы в церковных песнопениях и текстах слышали не раз о том, что Господь сокрушил головы змиев. Почему они находились в воде? Почему надо было уничтожать диавола через материю, ведь он обитает больше в духовной сфере. Здесь ответом для нас служит библейское повествование о сотворении мира и человека, где показывается, что человеческие дух и тело едины, а само грехопадение ангелов и людей каким-то таинственным образом всё-таки связано с материальным миром. Об этом есть достаточно развернутые святоотеческие рассуждения. И хотя материя не является источником греха, но каким-то особым образом именно она стала тем соблазном, через который действовал диавол, особенно в Адаме и Еве. А также каким-то образом и в ангельском мире, ибо Христос сравнивает диавола с молнией, упавшей на землю (Лк. 10:18). Почему именно на землю? Разве не мог он упасть в какие-либо другие места? Это некая тайна начала нашего мироздания, бытия вселенной. И хотя, еще раз повторюсь, в самой материи нет греха и зла, как многие философы и люди в древности думали, что зло проистекает именно из материи. На самом деле оно происходит от таящегося за материей диавола, который через нее пытается отвлечь наше сознание от Господа и от Царствия Небесного.

Дай Бог, чтобы в эти дни, освящаясь святой водой, мы освящали свои дух и тело и прославляли Господа, пришедшего просветить наш мир и духовный и телесный. Аминь».

Справка:

За Божественной литургией святителя Василия Великого епископу Кириллу сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), Симеон (Томачинский), игумен Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), иерей Стефан Домусчи, иеромонахи Кассиан (Плоский), Георгий (Пименов), Михей (Копытов), диаконы Димитрий Маслов, Николай Гоюк, Роман Винников.

Богослужебные песнопения исполнили каникулярные составы смешанных хоров под руководством С.П. Боровинской и К.А. Алексеевой.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας