Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В Неделю святых отец епископ Феодорит совершил пресвитерскую и диаконскую хиротонии

В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым в Московской духовной академии молитвенно почтили память святых отцов и святителя Петра Московского.

Неделя святых отец — последний воскресный день перед праздником Рождества Христова. В этот день Церковь вспоминает родственников Христа по плоти. Святая Церковь особо чтит их память, ведь ро­до­сло­вие Христа говорит о тай­не на­ше­го спа­се­ния и об особой любви Божией ко всему человечеству: Сам Создатель всего сущего стал Человеком, принял на Себя плоть и родство со Своим творением.

Также в Покровском храме Академии почтили память святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Святой родился в благочестивой семье и с детства стремился к Богу. Уже в возрасте двенадцати лет он поступил в монастырь, где с особым усердием изучал Священное Писание, а также освоил иконопись. Через некоторое время он покинул обитель и уединился на реке Рате, где пребывал в безмолвии. Со временем на том месте образовался Новодворский монастырь, в котором Пётр стал игуменом. В конце XIII века Патриарх Константинопольский Афанасий возвел святителя Петра на Русскую митрополию. Святой заботился о своей пастве и сделал многое для Русской земли, которая страдала в то время от татаро-монгольского ига. 21 декабря 1326 года святитель Пётр отошел ко Господу. Его тело погребли в Успенском соборе.

2 января ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит совершил всенощное бдение в Покровском академическом храме. Ему сослужили преподаватели и студенты в священном сане.

Во время чтения канона владыка Феодорит поставил в иподиакона студента 2 курса магистратуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александра Требитшу.

3 января в том же храме епископ Феодорит совершил Божественную литургию.

После чтения Святого Евангелия ректор Московской духовной академии обратился к молящимся с архипастырским словом:

Сейчас в Евангельском чтении мы слышали длинный список имен предков нашего Спасителя. Большинство имен еле нами выговариваются и совершенно не употребительны. Многим кажется это чтение скучным и не имеющим какого-то нравственного посыла. Но в Евангелии нет нравственно пустых зачал. Всё имеет свой смысл. Даже если этот смысл не находится на поверхности.

Вот и здесь за каждым перечисленным именем стоит целая история человеческой жизни. Например, слова “Авраам родил Исаака”. Всего три слова, а за ними кроется несколько глав книги Бытия, где рассказывается о нравственном подвиге веры престарелого и бездетного Авраама в то, что у него наконец-то родится сын. И Бог наградил эту веру праведника. У него не только родился сын-наследник, но он получил от Бога обещание, что о семени Его, то есть о потомке его, благословятся все народы земли. Бог здесь говорил о Христе.

Но не только о праведных людях упоминает эта родословная Спасителя.

Мы слышим: Давид-царь родил Соломона от бывшей за Урией. В этих, тоже немногих, словах кроется повествование о грехе Давида: он полюбил замужнюю женщину Вирсавию и сделал так, чтобы ее муж Урия был убит на поле сражения.

То есть это вполне человеческая родословная: есть и великие праведники, есть и грешники. Достаточно вспомнить нечестивых царей Ахаза и Манассию. За 55 лет царствования Манассии было почти забыто почитание истинного Бога.

Конечно, первейшей целью евангелиста Матфея было убедить своих соотечественников-иудеев, что Иисус воистину из царского рода Давида, как и подобало быть Мессии. Но нам, уже не сомневающимся, что Христос есть обещанный древними пророками Мессия, эта родословная говорит об очень важном моменте. Важном не только в нравственном, но и в вероучительном плане.

Христос не гнушается грешниками-предками по Своему человечеству. Да и как может ими гнушаться, если ради спасения грешников Он и пришел в этот мир.

Более того, пришествие в мир Спасителя простерлось не только на настоящее и будущее, но и на прошлые века. Апостол Пётр пишет в своем Послании о том, что Христос после Своей смерти душой сходил во ад и там проповедовал духам. Мы верим, что проповедь своего по-человечеству Божественного потомка услышали и грешные предки Христа. Мы верим, что они откликнулись на эту проповедь Спасителя и были выведены из мрачной темницы.Но какое отношение всё это имеет к нам? Самое прямое. Потому что все христиане тоже являются родственниками Христа Спасителя. Не по крови. Господь неоднократно ставил в ничто кровное родство. Иудеи много раз хвалились своим родством с Авраамом. “Авраам — отец наш”, — говорили они. Но Господь им просто на это возражал: “Отец ваш — дьявол”. Не о кровном родстве Господь говорит, когда учит: “Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь”. А о духовном. То есть родословная Христа Спасителя продолжается. Продолжается она не в книге родства, а уже в книге жизни.

Вспомните, чтó сказала Пресвятая Дева, когда явилась с небожителями преподобному Серафиму Саровскому: СЕЙ ОТ РОДА НАШЕГО. Святая жизнь старца сделала его родственником Пресвятой Девы, а значит, и Христа Спасителя.

Итак, все мы, христиане, родственники Христа Спасителя, но не все одинаково святы. Как это было и с предками Христа. Согрешающий христианин остается родственником Христа Спасителя только тогда, когда он искренне кается в своих согрешениях. А потому и мы, согрешающие, но кающиеся, дерзаем иметь твердую надежду на то, что в Свое второе пришествие Христос признает и в нас Своих братьев и сестер и введет нас в Свой отчий дом. Аминь».

После пения Херувимской песни епископ Звенигородский Феодорит рукоположил в иерея студента 4 курса бакалавриата МДА диакона Захария Савельева.

По окончании Евхаристического канона епископ Феодорит совершил диаконскую хиротонию над иподиаконом Александром Требитшой.

Перед выносом Святой Чаши проповедь произнес иеромонах Таврион (Смыков). Отец Таврион рассказал о смысле почитания святых отцов — сродников по плоти Господа Иисуса Христа, а также о жизни святителя Петра, митрополита Московского.

Справка:

За воскресным всенощным бдением и Божественной литургией пел мужской хор под руководством иеромонаха Нестора (Волкова).

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας

ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ