В неделю о мытаре и фарисее в Варваринском храме семинарского корпуса прошло архиерейское богослужение
17 февраля в Варваринском храме Московской духовной академии прошли воскресные богослужения Недели о мытаре и фарисее. На богослужении архиепископ Амвросий рукоположил студента МДА иподиакона Георгия Гуторова в сан диакона.
Сегодня вся Православная Церковь встала на путь приготовления к празднику праздников и торжеству из торжеств – Христовой Пасхе. Постная триодь обращается к нашему сердцу с покаянными стихирами, а песнопение «Покаяния отверзи ми двери» напомнило о грядущем Великом посте.
16 февраля архиепископ Амвросий совершил всенощное бдение в Варваринском храме Московской духовной академии.
Перед чтением кафизм проповедь произнес студент 4 курса бакалавриата чтец Георгий Дербуш. Он обратил внимание на то, что в нас часто не хватает любви к ближним, что в храмах среди постоянных прихожан можно увидеть раздражённых людей. Если кто-то неправ, то нужно указать на это деликатно, без злобы, с любовью. И тогда можно будет подходить ко
«Внешнее благочестие человека не должно препятствовать спасению, быть в центре внимания и отвлекать от истинного центра – Бога. Если в нашей жизни первое место занимает Бог, все автоматически становится на свои места, а предрассудки и фарисейское поведение просто исчезают»,
— сказал он.
Утром, во время чтения шестого часа архиепископ Амвросий возвел в иподиакона чтеца Георгия Гуторова, студента 3 курса бакалавриата.
На Литургии духовенство, студенты и миряне молились во время сугубой ектении о Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии и его пастве, о мире на Украине и единстве Православной Церкви.
После Евхаристического канона архиепископ Амвросий совершил хиротонию иподиакона Георгия Гуторова во диакона.
Во время причащения духовенства проповедь произнес иеромонах Аполлинарий (Панин), где дал толкование на евангельский отрывок о мытаре и фарисее.
После богослужения архиепископ Амвросий обратился к прихожанам храма с словом, в котором, в частности, отметил:
«… жизнь очень быстро проходит. И она определяется количеством добрых дел. Тех дел, которые совершаются не только ради статистики и совсем не ради статистики, а ради того, чтобы приобрести одновременно “сердце сокрушенное и смиренное”.
Сегодня мы слышали проповедь о том, каким добродетельным был фарисей. И нынешний воскресный день вовсе не подвигает нас выступать против благочестия и добродетелей. Совсем нет. И не противопоставлять жизнь нечестивую, расхлябанную всем тем действительно неплохим качествам, которые были у фарисея. Но одновременно понимать, что все это не имеет никакой ценности в очах Божиих, если все это не совершается со смирением. Если это совершается ради придуманных установок, ради закона, из которого создается идол, и ради собственного эгоизма и тщеславия. Все добродетели, которые мы совершаем в нашей жизни, нами самими не должны выставляться напоказ, а наоборот мудро скрываться. Прятаться для того, чтобы их увидел Господь, но не всегда увидел человек.
Люди, предшествующие нашему поколению, очень часто говорили, — мне приходилось это слышать и восхищаться не просто словами, но именно делами таких людей, — что как только сделаешь доброе дело, нужно обязательно как бы отойти от него в сторону, не находиться рядом с ним, чтобы люди не благодарили, не хвалили, ибо когда здесь на земле получаешь некую благодарность и воздаяние, тогда теряешь возможность получения от Бога тех небесных благ, которые намного выше человеческой благодарности. Именно так говорили люди, которые понимали слова Священного Писания о том, чтобы правая рука делала так, чтобы не знала левая. В этом и состоит один из уроков нынешней недели о мытаре и фарисее. И таких уроков можно вынести из каждой священной истории очень много. Нужно лишь только остановиться, поразмышлять, посмотреть на пройденный путь, сделать ревизию собственных ошибок и увидеть, насколько мы приближаемся к фарисею или к мытарю, и что в нас от мытаря, и что от фарисея. И какие очередные попытки для исправления своих ошибок мы призваны сделать в предстоящем шествии по Великому посту».
Также владыка поздравил диакона Георгия с хиротонией:
«Дорогой отец диакон Георгий, сердечно поздравляю тебя с исполнением твоей мечты — служить у престола Царя Славы, Которому ты, следуя за своим родителем, решил посвятить свою жизнь. Кода Богу приносится все самое дорогое: способности, воля, время, сама жизнь – все это получает от Него освящение. Бог вместо земных дарует небесное, вместо временных дарует вечное, вместо тленных нетленное. Насколько твоя жизнь будет приношением Господу, настолько она будет твоим духовным возрастанием. Ты пришел к этой возможности служить Господу через испытания и особое участие в них Самого Бога, Который изменил многое, совершив невозможное. Он дал тебе повод во всем доверять Ему. Пусть это доверие Врачу душ и телес растет в тебе с каждым днем все больше и больше, и тогда тем большее место и большую власть в тебе будет иметь жизнь, источником бессмертным которой является для всех нас Святая Евхаристия. Отдавай свое Богу и получишь от Него благодать, которая сильна подарить человеку бесконечную свободу выбора. И помни, что не мы, а Он, истинный Бог наш, в Своем истинном богослужении создает подлинных людей. Уповай на Него и свободно плыви по морю своей судьбы».
Также архиепископ Амвросий сказал несколько слов о великопостных богослужениях:
«Совсем немного осталось до Великого Поста, и, порассуждав вместе с нашими священнослужителями, мы решили, что здесь, в Варваринском храме по средам, начиная со 2-й седмицы, вместо акафиста
Страстям Христовым в 17 часов мы будем совершать вечерню сЛитургией Преждеосвященных Даров для тех желающих, кто наберется решимости и терпения, до вечера сможет соблюсти евхаристический пост и принять Святые Христовы Тайны».
Справка:
Архиепископу Верейскому Амвросию сослужили: архимандрит Михаил (Борей), настоятель Тихвинского храма в Алексеевском г. Москвы протоиерей Георгий Гуторов, иеромонахи Аполлинарий (Панин), Филофей (Артюшин), Клавдиан (Меньшиков), диаконы Иоанн Зорин, Сергий Шумских, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских, Павел Фетисов, Иоанн Захаров,
На богослужениях пели первый смешанный хор под управлением Дарьи Кочергиной, второй смешанный хор под управлением Ирины Селезневой и третий смешанный хор под управлением Дарьи Дзюбы.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας