В Москве состоялась презентация монографии «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века», вышедшей в Издательстве МДА
10 ноября 2023 года в Москве в Культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» состоялась презентация монографии секретаря Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарёва «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века». Данный научный труд вышел в 2023 году в Издательстве Московской духовной академии.
Мероприятие открылось приветственным словом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония.
Отметив, что в основе представленного ныне церковным академическим кругам, церковным практикам и широкой публике научного труда лежит кандидатская диссертация, которую автор защитил в 2007 году в Московской духовной академии, будучи сотрудником Отдела внешних церковных связей под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне – Патриарха Московского и всея Руси), митрополит Антоний сказал:
«Эта работа является попыткой комплексного исследования института высшей власти и управления Русской Православной Церкви в XX — начале XXI столетия».
Архипастырь констатировал: «Церковное общество начала XX века находилось в поиске путей обновления принципов управления Церковью. Активные дискуссии, которые велись в первую очередь в Предсоборном Присутствии, выявили глубокую неудовлетворенность синодальным устроением церковной жизни, засильем в ней чиновничьего духа. Цветом тогдашней академической мысли была предложена форма высшего церковного управления, которая могла бы гармонично сочетать в себе патриаршее и соборное начала. Тогда многое было сделано для конструирования церковно-государственных отношений, при которых отводилось особое место автономии Церкви, но под высшим патронатом православного государя, а также проектирования митрополичьих округов, призванных децентрализовать церковное управление и создать благоприятные условия для развития местной специфики церковной жизни. Всероссийский Церковный Собор 1917–1918 годов благодаря огромной работе, проделанной в предсоборных органах, напряженной дискуссии в отделах и на пленарных заседаниях, не только восстановил институт Патриаршества, но и создал целую систему высшей церковной власти и управления, которая состояла из Поместного Собора, Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха».
Как отметил с сожалением председатель ОВЦС, многое из того, что было задумано и решено Собором, не удалось воплотить в условиях жесточайших гонений, с которыми столкнулась Русская Православная Церковь в 20-е — 30-е годы XX столетия, в ситуации тотального контроля безбожной власти над церковной жизнью, когда Церковь была лишена возможности последовательного развития согласно собственному ее о том представлению.
«Пророческим стало избрание на всероссийский Патриарший престол святителя Тихона, который повел церковный корабль среди бушующих волн агрессивной церковной политики советской власти, — напомнил митрополит Антоний. — Свое жертвенное служение Патриарх Тихон осуществлял в условиях, когда Поместные Соборы как органы высшей церковной власти созывать не представлялось возможным, а составы коллегиальных органов церковного управления с каждым годом таяли, таким образом, Синод и Высший Церковный Совет не были способны разделить с Предстоятелем бремя ответственности за Церковь. Еще большие испытания выпали на долю Церкви с исповеднической кончиной святителя: никогда ранее она не сталкивалась с необходимостью передачи канонической власти по управлению на основании завещательных актов. В 1943 году Русская Церковь получила возможность избрать Патриарха и сформировать Синод, однако продолжала оставаться в плену богоборческой власти в течение практически всего советского периода».
Владыка напомнил, что восстановление идей соборности в высшем церковном управлении началось в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси:
«Устав об управлении Русской Православной Церковью восстановил периодичность созыва Поместных Соборов, детализировал статус и полномочия Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха. Этот устав продвинулся дальше всех предшествующих попыток рецепции соборных решений 1917–1918 годов, но в том коридоре возможностей, который определялся текущими церковно-государственными отношениями».
Он также указал на то, что дальнейшее реформирование высшего церковного управления как в 2000 году, так и в последующее время пошло по пути оптимизации работы его органов, формирования такой модели церковного администрирования, которая в полной мере отвечала бы нуждам Церкви.
«Церковь — живой организм, который чутко реагирует на запросы иерархии, духовенства и мирян, в том числе в сфере своего управления, — сказал митрополит Волоколамский Антоний. — В качестве общественного института она испытывает на себе изменения в общественно-политической сфере, но при этом настаивает на свободе своего самоопределения. История красноречиво свидетельствует, что наиболее успешные попытки церковного реформирования и настройки церковной жизни происходили в условиях отсутствия давления со стороны государства, внешнего вмешательства в церковные дела. Так происходило, когда начинал работу Собор 1917–1918 годов, так происходит и сейчас».
Председатель Отдела внешних церковных связей уверен: церковной науке будущего еще предстоит дать оценку нынешнему периоду деятельности Церкви, этапам конструирования ее высшей власти и управления.
«При этом принцип соборности должен стать предметом богословского осмысления. Его результаты призваны помочь в таком устроении жизни Церкви, которое бы предполагало следование евангельским идеалам, раскрываемым в святоотеческом учении, учет исторических традиций и опыта Церкви, преломляемых сквозь призму современных церковных нужд и интересов», — констатировал иерарх, выразив мнение, что представленный ныне труд, в котором рассматривается тема высшей власти и управления в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века, «будет способствовать очень важным и нужным дискуссиям внутри нашей церковной семьи».
Далее выступил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов. Он подчеркнул, что разработка заявленной темы «сама по себе является примером большой научной смелости, потому что писать о высшей церковной власти в Русской Церкви XX столетия, при этом писать честно, исторически объективно, научно — это смело».
Советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, который выступил научным редактором представленной монографии, засвидетельствовал: «Эта книга отмечена как строгой верностью автора Церкви, в которой он осуществляет свое служение, так и научной добросовестностью и объективностью».
Он отметил, что отец Сергий принялся за это исследование в те годы, когда научное сообщество Русской Православной Церкви только начало осваивать в полной мере тематику наследия Поместного Собора 1917–1918 годов.
«Тема эта очень важная, она имеет ключевое значение для церковной жизни. Все проблемы, которые возникали по ходу реформы высшего церковного управления, отец Сергий освещает очень честно, правдиво, без утайки, рассматривает причины и исторические обстоятельства, которые приводили к тому или иному решению», — считает протоиерей Николай Балашов.
В ходе презентации также прозвучало выступление протоиерея Александра Задорнова, проректора Московской духовной академии по научной работе.
«Когда я читал монографию, меня порадовало, что отец Сергий продолжил исследование ситуации после окончания Собора 1917–1918 годов, довел его до начала XXI века и актуализировал», — сказал священнослужитель. Он полагает, что данное исследование очень важно для современных студентов духовных школ, поскольку те очень часто видят только одну сторону проблемы, но не рассматривают ее в полном объеме. «У отца Сергия же это получилось, — подчеркнул проректор МДА. — Это тяжелая научная задача: не выбрать, а именно выработать ту точку зрения, которая позволит представить комплексный подход к предмету исследования».
Далее автор монографии протоиерей Сергий Звонарёв поделился с присутствовавшими своими размышлениями по итогам исследования заявленной в научной работе темы.
Отметив высокий уровень академической дискуссии, которая состоялась в начале XX века, в предсоборное время, отец Сергий подчеркнул: «Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов — событие исторического масштаба, которое было подготовлено трудами многих церковных деятелей. Собор разработал модель устройства высшей церковной власти и управления, в которой сочетались высшая власть Поместного Собора и высшее управление в лице Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха. Однако антицерковная политика советской власти не дала возможности опробовать эту модель в деле. Церковь боролась за выживание с 1917 по 1943 годы, и частью этой борьбы стала передача полномочий по управлению Церковью, носившая чрезвычайный характер и доныне вызывающая споры ученых. Несомненно то, что удалось сохранить преемство высшего церковного управления, а затем и нормализовать его, но уже в парадигме новых церковно-государственных отношений. Последние осуществлялись в условиях навязанного диктата со стороны государства. Была утрачена соборность в управлении Церковью, соборно-патриаршая система власти и управления».
Однако, подчеркнул автор монографии, Церковь не позабыла Поместный Собор 1917–1918 годов и при первой возможности постаралась встать на путь разумной рецепции его решений в области высшего церковного администрирования.
«Дальнейшее строительство высшей власти и управления Русской Церковью пошло по пути следования нуждам Церкви на текущем этапе исторического развития, — констатировал протоиерей Сергий Звонарёв. — И этот путь был ознаменован укреплением иерархического начала. Новая редакция устава 2000 года и новации последующих лет ограничивают власть Поместного Собора в области законодательства, управления и суда. Он потерял периодичность в своем созыве. Параллельно с этим укреплялись статус и полномочия Архиерейского Собора, что свидетельствовало о возрастании роли епископата в сфере осуществления высшей церковной власти. Такие изменения приближали систему управления Церковью к канонической норме “Собор епископов — Первоиерарх”, укрепляли иерархическую ответственность за Церковь со стороны Архиерейского Собора, Священного Синода и Патриарха. Такая вертикальная структура, предполагающая единство и сплоченность, в полной мере проявляет свои сильные стороны во времена скорбей и испытаний».
При этом, дабы не допустить кризиса соборности, апатии духовенства и мирян к устроению современной церковной жизни, разрыва между епископатом и духовенством, были учреждены Межсоборное Присутствие и Высший Церковный Совет, напомнил протоиерей Сергий Звонарёв. Кроме того, в Русской Православной Церкви появились митрополии и митрополичьи округа, объединившие в себе отдельные элементы моделей, разрабатывавшихся еще в 1906 году.
В ходе мероприятия состоялась дискуссия, в которой приняли участие: руководитель Издательства Московской Патриархии, главный редактор «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский Николай; ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов; заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, директор Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Александр Троицкий; заместитель заведующего Научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ священник Александр Мазырин; ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов; доцент кафедры церковно-практических дисциплин МДА, доцент кафедры церковно-практических дисциплин ОЦАД Н.С. Семенова.
На презентации также присутствовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря игумен Дионисий (Шлёнов), ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин), благочинный Андреевского благочиния г. Москвы, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках протоиерей Николай Карасёв, первый проректор ОЦАД протоиерей Валентин Васечко, доцент МДА протоиерей Павел Великанов, начальник Отдела по связям с основными российскими религиозными организациями Департамента МИД России по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями М.М. Мелех, церковные ученые и представители синодальных учреждений.
Ведущим презентации выступил директор Издательства Московской духовной академии диакон Димитрий Серов.
Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба МДА