Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В МДА прошла межвузовская конференция «Occidens orthodoxus: латинская христианская литература первого тысячелетия»

7 ноября 2023 года ученые специалисты и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Института мировой литературы им. М. Горького Российской академии наук собрались в Елизаветинском зале МДА на конференцию «Occidens orthodoxus: латинская христианская литература первого тысячелетия». 

Научное собрание стало площадкой для демонстрации исследований в области латинской патрологии. Модераторами выступили Евгений Викторович Ткачёв, старший преподаватель и научный сотрудник кафедры богословия МДА, и иеродиакон Григорий (Трофимов), ассистент кафедры филологии МДА. 

Работу конференции открыл доклад «Учение о всеобщей и частной Церкви в западной патристике и схоластике» игумена Дионисия (Шлёнова), заведующего аспирантурой МДА и руководителя магистерской программы «Патрология и христианская литература». В докладе было проанализировано употребление выражений Ecclesia universalis и Ecclesia particularis в творениях западных отцов первого тысячелетия и позднейших европейских схоластов, а также предпринята попытка типологизировать мнения латинских авторов по вопросам первенства и соборности.

Тему экклезиологии в трудах латинских отцов продолжил Георгий Евгеньевич Захаров, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии ПСТГУ, кандидат исторических наук. Доклад Георгия Евгеньевича «Magnaeecclesiae в экклезиологии латинских отцов рубежа IV и V веков» был посвящен представлениям об универсальном единстве Церкви, сформировавшимся в латинской патристической традиции рубежа IV и V веков. Особое внимание исследователь уделил наследию римских пап от Дамаса I до Бонифация I, свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина. По мнению автора, универсальное единство Церкви всегда должно основываться на церковной преемственности. Связь преемства и согласия в жизни Церкви достигается через иерархизацию церковного общения. Докладчик соотнес идею универсального единства Церкви с представлениями об особом статусе и авторитете Римской кафедры и других апостольских престолов.

Доклад аспиранта ПСТГУ священника Василия Андроникова «Термин schisma в понимании блаженного Августина» вывел обсуждение на более широкий уровень. Отец Василий провел сравнительный анализ понимания раскола свт. Василием Великим и блж. Августином, коснулся темы врачевания схизмы, принятия раскольников и еретиков в Церковь. Разница между ересью и расколом, а также методы общения с еретиками и раскольниками и их принятия в Церковь — предмет древней дискуссии, письменные памятники которой были представлены докладчиком.

В докладе «Житие святого Мартина Турского в русском переводе: проблемы интерпретации» иерея Сергия Кима, доцента кафедр богословия и филологии МДА, было рассмотрено составленное Сульпицием Севером житие св. Мартина и его перевод на русский язык. Как пояснил отец Сергий, в 1999 году А.И. Донченко опубликовал перевод с латинского языка, который лег в основу нескольких исследований, касающихся фигуры святителя. Докладчик отметил, что качество перевода А.И. Донченко оставляет желать лучшего, и проанализировал текстуальные проблемы текста и перевода.

Мария Равильевна Ненарокова, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, завершила утреннее заседание конференции докладом «Идея единства и разделения у Беата Льебанского». Мария Равильевна обратилась к известному труду писателя — толкованию на Апокалипсис. Типологическое толкование касалось и нумерологии, и экклезиологии, и христологии. Особое внимание было уделено теме Святого Духа. По выражению Беата, «Святой Дух есть огонь», поэтому в своем толковании средневековый автор развивает этот аллегорический ряд, обращаясь к образам костра, языков пламени, горячей любви. Соединение человека с Богом и взаимодействие людей друг с другом благодаря огню Святого Духа — центральная тема в его трудах.

После небольшого перерыва конференция возобновилась. Дневное заседание началось с доклада Евгения Григорьевича Малюты, преподавателя МДА, младшего научного сотрудника ИМЛИ РАН, «Полулегендарные просветители Галлии и сведения о них во второй половине VI века». Докладчиком был предпринят комплексный обзор упоминаний о первых галльских епископах в книгах известного галльского историка и агиографа второй половины VI века Григория Турского. По мнению исследователя, проблема источников информации Григория Турского ставит ряд вопросов интерпретации агиографической информации, содержащейся в его книгах.

Доклад Александра Викторовича Карпука, магистранта СПбДА, «К вопросу о биографии Гая Мария Викторина» был посвящен анализу жизни, социального положения и религиозно-философского мировоззрения христианского неоплатоника III–IV веков, ритора Гая Мария Викторина (281/291–382/386), внесшего большой вклад в развитие никейского богословия на христианском западе. На основании анализа материалов о политической, социально-правовой и культурной сторонах жизни позднеантичного римского общества были озвучены предположения, способные пролить больший свет на малоизвестный жизненный путь христианского неоплатоника.

Диакон Владислав Юрченко, аспирант МДА, выступил с докладом «Правило веры — крещальные вопросы — декларативное вероисповедание: к вопросу о происхождении древнеримского Символа веры». Выступление представляло собой большое исследование в области вероучительных формул, сравнение различных древних текстов и их вариаций. Диакон Владислав привел подробный разбор древнеримского Символа веры и представил его в сравнении с Никео-Цареградским Символом веры.

Преподаватель ПСТГУ, старший научный сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» Пётр Алексеевич Пашков представил доклад «Святитель Иларий Пиктавийский о страдании Христовом: возможные интерпретации и перспективы дальнейшего исследования». Вопрос о понимании свт. Иларием характера страданий Христа Спасителя вызывает определенные трудности, так как некоторые утверждения «Афанасия Запада» весьма созвучны с воззрениями, впоследствии осужденными как ересь афтартодокетизма. Тем не менее некоторые исследователи находят возможность прочтения богословия святителя в православном ключе. В докладе прозвучал как анализ данных попыток «примирения» христологии свт. Илария с церковной традицией, так и обзор других историографических оценок учения Пиктавийского епископа.

Продолжил обсуждение доклад Елены Сергеевны Марей, доцента школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидата исторических наук, «Образ клирика в произведениях Валерия Бердигенского (конец VII века)». Рассматривая различные детали биографии Валерия, отшельника, жившего в конце VII века в горах Бьерсо, на северо-западе Пиренейского полуострова, Елена Сергеевна уделила особое внимание причине его конфликтов с местными церковными иерархами, в частности с пресвитерами Юстом и Флайном, а также епископом Асторги Исидором. По мнению автора, такие столкновения между монахами и клириками в раннесредневековой Испании были связаны с различным пониманием теми и другими пути обретения спасения, роли Церкви и духовенства.

Завершающий доклад «Проблема источников богословско-экзегетического материала “Моралий на Иова” святителя Григория Великого: предварительные наблюдения”» был представлен модератором конференции, ассистентом кафедры филологии МДА иеродиаконом Григорием (Трофимовым). Несмотря на то что в «Моралиях на Иова» отсутствуют прямые отсылки на предшествующих латинских экзегетов, внимательное чтение данного памятника позволяет обнаружить ряд параллелей с предшествующими латинскими комментариями на книгу Иова. По мнению докладчика, вопрос об отношении свт. Григория к латинской экзегетической традиции не вполне основательно раскрыт даже в зарубежных научных изданиях и требует тщательной методологической проработки.

В завершение межвузовской конференции прозвучали слова благодарности организаторам и участникам, а также были кратко обсуждены планы дальнейшей научной работы.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας