В МДА прошла лекция протоиерея Александра Дягилева «Причины семейных кризисов и способы их преодоления»
В настоящее время сложные взаимоотношения и конфликтные ситуации в семье — достаточно распространенная проблема. Чтобы семья не распалась, каждый член семьи должен искренне стремиться к ее сохранению. Тогда появляется возможность грамотно действовать в сложной ситуации и избегать кризисов. Но не каждый человек знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
30 мая в Большом актовом зале Московской духовной академии собрались студенты, преподаватели и жители Сергиева Посада. Люди пришли послушать лекцию священника-психолога протоиерея Александра Дягилева о причинах семейных кризисов и способах их преодоления.
В начале встречи отец Александр поприветствовал собравшихся радостным «Христос Воскресе!». Зал трижды пропел тропарь Воскресению Христову и слушатели заняли свои места.
Протоиерей Александр рассказал о том, что никогда не думал, что будет заниматься проблемой сохранения семей. Но случилось так, что в семейной жизни священника появились проблемы. И чтобы решить их, отец Александр и его супруга согласились принять участие в семинаре для семейных пар, который проводился в Санкт-Петербурге.
«Наша жизнь очень изменилась за эти три дня. Мы поняли, в чем причины наших разногласий, смогли их обговорить. Когда мы ехали в машине у меня появился вопрос: почему у нас никто этим не занимается?», — сказал отец Александр.
После этого случая отец Александр взял благословение у митрополита Санкт-Петербургского Владимира на проведение таких же мероприятий.
«Мы поехали в Варшаву, нашли там семейную пару, которая когда-то создала эту программу, подробнее о ней узнали и запустили такую же программу в Петербурге», — рассказал отец Александр.
Так, с 2010 года и в Православной Церкви появилась аналогичная программа по сохранению семей. Свою лекцию отец Александр начал со статистики по зарегистрированным бракам и разводам. В Российской Федерации за 2018 год распалось 64% зарегистрированных браков. Если более детально, то в Москве распадается 53% браков, в Санкт-Петербурге — 50%, в Ленинградской области — 86%. Почти такие же показатели среди венчанных браков.
«Почему это происходит?», — задал вопрос публике протоиерей Александр. После ответов слушателей он продолжил:
«Христианин — тоже человек. С такими же плюсами и минусами как и другие люди».
Следующий вопрос был о причинах разводов людей. На экран был выведен слайд с перечислением различных обстоятельств. Среди них особый акцент отец Александр сделал на дурные привычки и зависимости и супружеские измены, которые «являются результатом того, что было нехорошего в отношениях супругов перед изменой». Также одной из причин разводов является непринятие чувств и неумение построить диалог.
«Потому что если вы попытаетесь понять чувства друг друга и построить диалог — удается закрыть все проблемы», — прокомментировал он.
«Что такое непринятие чувств?» — следующий вопрос публике. Чтобы разобраться в этой теме отец Александр начал с простого: с самого понимания о чувствах. Для этого он показал в презентации фотографию пустыни и спросил, что чувствуют присутствующие, смотря на нее. Были разные ответы: свобода, искренность, вдохновение, тяжелый труд, желание спуститься туда и так далее.
Есть такая болезнь — алекситимия. Это когда человек на вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?» отвечает как на вопрос: «О чем ты сейчас думаешь?». Ею болеют примерно 90% мужчин и 70% женщин.
«Что я сейчас думаю — одно, что я сейчас чувствую — другое»
— для некоторых это было открытием.
Чтобы разобраться с понятием о чувствах, необходимо также знать, что «чувства не являются грехом». Протоиерей показал на слайде изображение головного мозга и объяснил структуру его действий. За разум и сознание отвечает кора головного мозга, а за чувства и рефлексы — лимбическая система головного мозга. А «деятельность лимбической системы напрямую разумом не осознается и не контролируется».
Физиологически эмоции длятся 10-30 минут. Все, что больше этого, — состояние. А состояние, например, уныния уже является грехом.
«Чувства — то, что пересылает уму представления о видимом бытии», — процитировал святого Максима Исповедника отец Александр.
Затем прозвучал следующий вопрос: «А любить себя нужно?». Правильный ответ — нужно.
«Высшая форма любви к себе — это действенная заинтересованность в спасении своей души. Если я не умею любить себя — я не сумею полюбить других», — заключил священник.
Дальше речь шла о подобии человека Богу. «Не бывает плохих людей. Бывают плохие поступки». Чтобы понять, почему человек поступает плохо, отец Александр показал пример с «табуреткой».
Суть «Табуретки Литвака» заключается в следующем. Как известно, табуретка имеет четыре ножки. Каждая из них имеет свое название: «я», «они», «труд» и «ты» («вы»). Ножка «я» отвечает за отношение к себе, «они» — отношение к людям вообще, «труд» — отношение к предметной деятельности и «вы» — отношение к ближним. Если у человека происходит деформация хотя бы одной «ножки» — сразу деформируются и другие. Как будто ее отпиливают, делят на части и присоединяют к другим. Из-за этого внутреннего дисбаланса человек начинает действовать опрометчиво.
Отец Александр также говорил о потребностях, которые стоят за чувствами.
«За чувствами стоят потребности. За потребностями — ценности», — рассказал он.
Ценность — то, что удовлетворяет потребность. Например, любовь — это духовная ценность. Когда в семье есть любовь, то человек, который живёт в такой семье испытывает приятные чувства — ему хорошо, а если ее там нет, то даже если в той семье есть деньги, жилплощадь, развлечения — ему плохо.
Часто люди приходят на исповедь и каются в употреблении суррогатов. Суррогаты — это алкоголь, наркотики, компьютерные игры, супружеские измены… Они делают это не потому, что они плохие люди, а потому, что по некоторым причинам не знают ценностей и им проще выбрать известные им суррогаты. На самом деле за всем этим стоит попытка унять неприятные чувства, которые их одолевают, или добавить приятных чувств, которых им не хватает, но они не знают, как это сделать иначе. Они часто даже не могут ответить на вопрос, а чего они хотят на самом деле — какая именно потребность не удовлетворена, какую ценность они в этом суррогате ищут.
«На самом деле суррогаты не удовлетворяют потребности. Они просто воздействуют на сферу чувств»
Вторая рассматриваемая проблема в отношениях, это «неумение построить диалог». Как правило, чтобы разобраться в каком-то деле, нужно понять его суть. Поэтому отец Александр сначала объяснил собравшимся принцип диалога:
«Есть 4 принципа диалога: слушать, прежде, чем говорить; делиться, а не спорить; понимать, а не оценивать; прежде всего, прощать»
Если один человек пытается найти общие темы для общения или как-то проявляет свою заинтересованность в деле, а другой не отвечает взаимностью — диалог нарушается и появляется монолог. Это обстоятельство уже может спровоцировать конфликтную ситуацию.
В завершение лекции протоиерей Александр рассказал о развитии института семьи.
«От времен Адама и Евы до начала XX века семья была патриархальной. Но вследствие разных исторических событий (революция, войны), а также вследствие психологических изменений тип семьи менялся дважды. Это привело к изменению психологии индивидуума — каждого из нас, и социума — отношение к другим. В итоге изменилась сама семья».
К особенностям патриархальной семьи относятся: иерархия (муж — глава семьи), общая цель (выживание и развитие), способ достижения (много детей), система взаимоотношений (зависимость) и все отношения строятся на традиции.
«Когда происходит качественный рывок в изменении образа жизни — традиция рушится».
Исторические события XX века оставили особый отпечаток на психологии каждого индивида. В трудные времена у женщин появился лозунг: «Я должна быть сильной!». Это кредо стало передаваться в следующие поколения, что и привело к образованию патриархально-матриархального типа семьи (1930-1950 годы). Его особенности: много семей без мужчин; алкоголизм мужского населения; потеря морально-ценностных ориентиров; женщина берет семью в руки; функция мужчины — отдавать зарплату семье.
Но с 1940-х стал формироваться новый тип семьи — детоцентричный. Особенности типа: глава семьи — мама (или бабушка); все — ради ребенка; папа — не обязателен; цель — дать ребенку счастливое детство, хорошее образование и так далее; не происходит естественного разрушение диады мать-ребенок. «Сначала они причиняют счастье, а потом «выкатывают» счет, — пояснил отец Александр. — Судьба таких детей — полная зависимость от матери». Когда ребенок из такой семьи примет решение заключить брак, со стороны матери (бабушки) последует недовольство этим решением. А это полностью противоречит Евангельской заповеди: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф: 9;5).
Сейчас все чаще встречается «супружеский» тип семьи. В нем супруги не зависят друг от друга, оба находятся в экономически и интеллектуально равном положении, начинаются отношения так же легко, как и заканчиваются, дети кажутся обузой, мешающей счастливой жизни. Цель брака — взаимная поддержка в развитии и взаимное удовлетворение потребностей.
В конце встречи протоиерей Александр Дягилев представил программу православного объединения «Супружеские встречи», помогающего людям настраивать диалог и выходить из семейных кризисов. После этого желающие задавали вопросы священнику-психологу.
Справка:
Протоиерей Александр Дягилев — настоятель и председатель Приходского совета храма святого праведного Симеона Богоприимца в Скачках Красносельского района г.Санкт-Петербурга. Имеет 3 высших светских и 1 церковное образование. С 1997 по 2001 г. обучался в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии.
17 апреля 2010 получил благословение на то, чтобы помогать супружеским парам в Санкт-Петербурге, и теперь активно занимается этой деятельностью.
Подробную информацию о его деятельности можно узнать, перейдя по ссылке на сайт «Церковный вестник»: ссылка
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας