
В МДА прошла богословско-патрологическая конференция памяти профессора Академии А.И. Сидорова — Сидоровские чтения
23 февраля на платформе Zoom прошла конференция научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА, приуроченная к первой годовщине со дня кончины профессора МДА А.И. Сидорова (†23.02.2020).

Конференция открылась вступительным словом организатора мероприятия, секретаря научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА, доцента кафедр богословия МДА и Сретенской ДС, профессора Николо-Перервинской ДС П.К. Доброцветова. Он поприветствовал участников конференции, а затем предоставил слово назначенному ректором МДА епископом Звенигородским Феодоритом ведущему конференции — проректору по научной работе МДА протоиерею Александру Задорнову, отметив известное теплое дружеское отношение профессора А.И. Сидорова к протоиерею Александру и замечательную проповедь отца Александра год назад на отпевании профессора А.И. Сидорова в Сретенском монастыре.
Проректор по научной работе протоиерей Александр Задорнов поприветствовал участников конференции и возгласил «Вечную память» почившему профессору МДА.

Затем со вступительным словом от научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА выступил доцент МДА П.К. Доброцветов. Он отметил, что ровно год назад, 23 февраля 2020 года, утром — во время возгласа, начинающего Божественную литургию, «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — на 76-м году жизни, после относительно непродолжительной (несколько месяцев), но тяжелой и мучительной болезни, от нас безвременно ушел любимый и дорогой профессор Алексей Иванович Сидоров, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории.
«Он по праву считается ведущим и авторитетным ученым-патрологом в современной постсоветской России, оказавшим большое влияние на развитие отечественной богословской и патрологической науки», — сказал Павел Кириллович.

П.К. Доброцветов рассказал о том, как общим решением ее нынешних участников возникла задумка Сидоровских чтений и их формата. И хотя они будут прежде всего касаться наследия профессора Сидорова, которое весьма обширно и является предметом пристального внимания и открытия вновь и вновь его актуальности в новой и постоянно развивающейся богословской и церковной ситуации, однако доклады на Чтениях будут не только о А.И. Сидорове, но также и в духе научных и мировоззренческих принципов А.И. Сидорова — на различные актуальные темы патрологии, богословия и церковной жизни.
Далее ведущий конференции вновь предоставил слово П.К. Доброцветову, который выступил с докладом на тему «Традиционность и оригинальность богословского языка и мысли профессора МДА А.И. Сидорова». Докладчик обрисовал интеллектуальную биографию почившего профессора, отметив, что его духовная и мировоззренческая эволюция напоминает путь к Богу блаженного Августина, и отметил достигнутый почившим высоко ценимый им идеал церковного гностика у Климента Александрийского. По словам докладчика, знания и харизма Алексея Ивановича были востребованы Церковью и государством еще при жизни: он преподавал в ПСТГУ, Иоанно-Богословском университете, МДА, Сретенской семинарии, трудился в Институте мировой литературы в Академии наук, в Лингвистическом университете в Москве. Автор отметил библиографическое наследие Алексея Ивановича, говорящее само за себя: за свою жизнь он издал не менее 18 книг переводов или монографий своих трудов или в коллективе. Чаще всего это сложные переводы с греческого с богатейшими комментариями. Еще два тома его собрания сочинений «Святоотеческое наследие и церковные древности» готовятся к изданию, а только что вышел 3-й том Антологии по патрологии в издательстве «Познание», в котором есть и переводы Алексея Ивановича.
Среди прочего докладчик отметил основные принципы православного патрологического исследования, сформулированные профессором А.И. Сидоровым в его последней работе «Два патрологических этюда», опубликованной в день конференции на сайте МДА, которые тот заканчивает кому-то могущими показаться неудобными в наше время словами: «Православие было и остается Православием, а ересь, в различных своих проявлениях, была и остается ересью. Между ними никогда не было “диалога”, а всегда существовала только война или та духовная брань, о которой свидетельствует вся история Церкви. И отцы Церкви всегда в этой брани выступали против “супротивной рати”, какие бы многоликие формы она ни приобретала и на какие бы тактические изощрения она ни умудрялась. Путь постижения отцов предполагает ясное осознание данного факта и исключает всякие попытки встать “над схваткой” ради миража некоей “научной объективности”».

Далее выступил доцент кафедры теологии Севастопольского государственного университета, директор Научно-образовательного центра «Международные политические исследования Большего Средиземноморья» Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета П.В. Кузенков с докладом «Униональная политика императора Ираклия в свете источников и современных исследований». Докладчик отметил, что в 1988 году в Историко-филологическом журнале Армянской АН была опубликована статья А. И. Сидорова «“Монофелитская” уния по свидетельству “Повествования о делах армянских”». В ней, на основе анализа текста основного источника о Каринском Соборе 632-633 года, было показано, что достигнутое в это время под давлением императора Ираклия воссоединение Армянской Церкви во главе с Езром I с Православием было достигнуто без богословского компромисса, аналогичного монофелитской формуле Александрийской унии патриарха Кира в 633 году. Это оказалось возможным по двум причинам: 1) авторитет Ираклия как победителя персов в Армении был особенно велик, и католикосу Езру было нетрудно объяснить акт воссоединения пастве; 2) главный противник Халкидонского Собора в Армении того времени, Иованнес Майрагомеци, был юлианистом и находился в оппозиции к учению Севира Антиохийского, последователям которого и были адресованы «моноэнергетическая» и монофелитская унии. Таким образом, Каринская уния означала полное и безоговорочное признания Армянской Апостольской Церковью на одном из этапов ее истории халкидонского христологического догмата — что служит хорошей базой для современных богословских собеседований.

А.В. Храпов, старший преподаватель кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, представил доклад на тему «“Неохалкидонизм” императора Юстиниана: К вопросу о рецепции богословской терминологии в IV–VI веках». Он продолжил тему христологических споров, начатую предыдущим докладчиком. Его доклад касался восприятия богословских терминов «природа», «сущность» и «ипостась» в учении о Святой Троице и в христологии в IV–VI веках. В нем рассматривались особенности возникновения и использования в современной церковно-исторической науке понятия «неохалкидонизм». Значительное место было посвящено изучению влияния богословского языка святого Кирилла Александрийского на формирование халкидонской традиции, в том числе на некоторые богословские работы святого императора Юстиниана.
С завершающим докладом на тему «Богословский и исторический анализ Церкви Востока и несторианства в исследованиях профессора А.И. Сидорова» выступил студент 5 курса бакалавриата ПСТГУ А.С. Биджамов. В докладе рассматривались богословские и церковно-исторические исследования профессора А.И. Сидорова в отношении Нестория и несторианства, «Церкви Востока» и ее отпадения от Православия. В своих работах А.И. Сидоров критиковал современных защитников Нестория и его христологию, проводил апологию учения о Богородице, показывая, что признание термина «Богородица» Несторием не являлось признанием им православного учения о Воплощении Бога Слова. По словам докладчика, А.И. Сидоров защищал святителя Кирилла Александрийского от нападок со стороны критиков, указывая, что вина за возникшие в связи с Несторием церковно-политические и догматические нестроения лежит не на святителе Кирилле, а на Нестории. Кроме этого, по словам докладчика, профессор А.И. Сидоров представил последовательный процесс отпадения «Церкви Востока» от Православной Церкви, разделив его на 4 этапа, а также выступал с защитой православности преподобного Исаака Сирина. По словам докладчика, рассмотрение богословских и церковно-исторических взглядов А.И. Сидорова по обозначенным темам имеет большую актуальность, ибо тот критиковал популярные и распространенные сегодня идеи «несторианских апологетов» XX века.

Конференция собрала 25 участников. Доклады вызвали продолжительную и оживленную дискуссию, и потому вместо запланированных двух часов конференция продлилась три часа.
В заключение организатор Сидоровских чтений доцент П.К. Доброцветов поблагодарил ректора МДА епископа Звенигородского Феодорита за возможность провести Первые Сидоровские чтения в МДА; ведущего конференции проректора по научной работе МДА протоиерея Александра Задорнова — за доброжелательное и конструктивное ведение конференции; участников — за интересные и содержательные доклады, а технических сотрудников — диакона Сергия Гимонова и студента бакалавриата МДА Сергея Дейкуна — за прекрасное техническое обеспечение конференции в программе Zoom.