В издательстве МДА вышел 49-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»
В издательстве Московской духовной академии вышел 49-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», второй за 2023 год.
Номер содержит 16 статей по самым разным тематикам:
- библеистике,
- естественно-научной апологетике,
- религиозной философии,
- сравнительному богословию,
- патрологии и христианской литературе,
- истории Поместных Православных Церквей,
- истории Русской Православной Церкви,
- церковному искусству и археологии,
- религиоведению.
В этом номере:
Священник Дмитрий Барицкий в статье «“Противоречия” в евангельском повествовании через призму генеративной нарратологии» предпринимает попытку разрешить кажущиеся противоречия, которые возникают между евангельскими повествованиями, при помощи инструментов нарративной критики. В основу решения положено базовое положение нарратологии, согласно которому рассказ о произошедшем событии не есть само событие. Повествование возникает в результате интерпретационной активности авторского сознания, которое обрабатывает действительность с целью ее концептуализации. Используются наработки генеративной нарратологии, которые помогают выявить основные этапы этого процесса: «происходящее», «событие», «факт», «знак». В итоге автор сосредотачивается на двух генеративных уровнях нарратива, таких как «событие» и «факт». Отмечается, что для перехода от «события» к «факту» значимыми являются те герменевтические операции, в результате которых повествование приобретает размерность, конкретность, целостность. Наблюдение за особенностями этих параметров в рамках евангельского нарратива помогает объяснить ряд кажущихся противоречий между версиями евангелистов.
Розалия Моисеевна Рупова предлагает вниманию статью «Иерусалим и Силиконовая долина: два полюса современной цивилизации». Поставленный Тертуллианом во II в. вопрос, что может быть общего между Афинами и Иерусалимом, в приложении к нашему времени может звучать так: что может быть общего между Силиконовой долиной и Иерусалимом? В данном случае Силиконовая долина — символ современной технотронной цивилизации. Автор статьи строит аналогию, основанную на том, что очевидная вначале несовместимость эллинской культуры с христианским Благовестием затем обернулась вовлечением интеллектуальных форм Античности в формирование догматического учения Церкви. В русле аналогии с этим синтезом рассматриваются имевшие место в истории науки альтернативные проекты, составлявшие противовес секулярным подходам естествознания Нового времени. В заключение делается вывод о необходимости перенести фокус внимания в этой проблематике с научной теории на человека, ее творца, в руках которого ключевые ориентиры цивилизации, служит ли он идолу прогресса или нацелен на идеал преображения.
Митрополит Аристарх (Смирнов) в статье «Герменевтика имперсонального в молоканстве сквозь призму православного богословия» раскрывает специфику молоканского адогматического богословия, способы восприятия молоканами библейского текста в контексте устной культуры. Автор с позиции православного персонализма проводит сравнительный анализ святоотеческой личностной онтологии и молоканской герменевтики имперсонального. В научный оборот вводятся новые материалы полевых исследований, а именно беседы с молоканским «старцем» В.В. Тикуновым.
Иеромонах Паисий (Буй) предлагает статью «Религиозные воззрения Виктора Франкла». Статья посвящена анализу религиозных воззрений основателя логотерапии, австрийского психолога, психотерапевта и философа Виктора Эмиля Франкла. Труды Франкла оказали большое значение на философскую и психологическую мысль XX в., а также остаются актуальными и сегодня. Основатель логотерапии был верующим, что делает его учение о человеке важным и для богословия. На данный момент наследие Франкла не исследовано с православной точки зрения. В первую очередь богословие интересует вопрос о религиозных воззрениях самого Виктора Франкла, что и является целью данной статьи. При исследовании вопроса религиозности Франкла использовались следующие методы: историко-функциональный и биографический методы, которые позволили выявить причины и условия, повлиявшие на преемственность и формирование религиозных идей Франкла; метод лингвостилистического анализа, который позволил проанализировать лексику и фигуры речи, которые использует Франкл в своих трудах. А также методы индукции, обобщения, сопоставления, синтеза. В результате автор приходит к выводам о том, что Виктор Франкл, будучи религиозно воспитан, проносит веру через всю жизнь, в том числе через нацистский лагерь. Его религиозность принимала различные формы, но если обратить внимание на смысловое содержание его религиозных идей, то мы находим их удивительное соответствие христианским. Не со всем в христианстве Франкл был согласен, но здесь следует учитывать сложности интерпретации специфически теологических положений для философского и психологического сознания.
Артур Романович Антонян посвящает статью «Трансформация августиновского учения о спасении в богословском творчестве Бернарда Клервоского» рассмотрению антропологических и сотериологических позиций католического мистика Бернарда Клервоского. Показана рецепция тех богословских положений о безнадежно поврежденной человеческой природе, которые когда-то выдвинул Аврелий Августин и которые получили своеобразное осмысление в творчестве средневекового автора. Особое внимание уделено вопросу о свободе воли в контексте учения о первородном грехе. Обозначены важные точки соприкосновения и расхождения между богословскими постулатами Августина и Бернарда. Также в работе выделены основные аспекты синергетической концепции спасения, которой придерживался Бернард и которая по основным своим положениям выходит за рамки августинизма. Целью статьи является определение тех специфических черт сотериологии цистерцианского мистика, которые, имея основанием теологию Августина, тем не менее вступают в доктринальный конфликт с некоторыми августинианскими постулатами. Актуальность данной работы обусловлена тем, что преемственность концепции спасения от Августина к Бернарду Клервоскому не была предметом специального монографического исследования в отечественной историко-философской литературе. В качестве основного метода исследования автор использует сравнительный анализ.
Павел Геннадьевич Борисов в продолжение своего исследования предлагает статью «Индийский церковный раскол 1653 г.: противостояние колониальных миссионеров и идеологов клятвы креста Кунан», которая рассматривает предпосылки и последствия индийского церковного раскола 1653 г., а также его влияние на судьбу Маланкарской Церкви. Помимо религиозного значения, это событие имело глубокие исторические последствия, поскольку оно нарушило 54-летнее покровительство португальской короны (падроадо) над сирийской Церковью Маланкара, установленное в 1599 г. Синодом Удайамперура (Синод Диампера). В итоге статьи показывается, что церковный раскол 1653 г. является ключевым событием церковной жизни индийских христиан, последствия которого коснулись всех христиан Индии, оказавшихся против своей воли в условиях насильственной латнинизации со стороны европейских колонизаторов.
Алексей Николаевич Неманов и священник Андрей Лысевич в статье «Изречения монтанистов в произведениях древних авторов II–IV вв.» приводят дошедшие до нас изречения Монтана и его последователей, сохранившиеся главным образом в цитатах христианских писателей, полемизировавших с монтанизмом. Авторы предпринимают попытку богословского анализа изречений и формулируют основные положения, содержащиеся в них. В работе использованы первоисточники, в т.ч. ранее не переведенные на русский язык. Исследованы некоторые сочинения или фрагменты, принадлежащие различным авторам II–III вв., сохранившие изречения Монтана, его сподвижниц Максимиллы и Прискиллы или ближайших к ним единомышленников. Особо рассматриваются высказывания, упоминаемые Тертуллианом, известным защитником монтанизма. Также разбираются сохранившиеся в цитатах реплики Монтана и его сторонников, приводимые в сочинениях некоторых христианских авторов IV в., в частности святителя Епифания Кипрского.
Протоиерей Василий Петров предлагает вниманию научного сообщества статью «“Неизвестная” глава из “Невидимой брани” преподобного Никодима Святогорца в переводе святителя Феофана Затворника». Данная статья вводит в научный оборот часть рукописи святителя Феофана Затворника, хранящейся в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, а именно 49-ю главу «Невидимой брани» в переводе святителя. Текст приводится в сопоставлении с греческим текстом преподобного Никодима Святогорца и новым русским переводом, выполненным автором статьи. Попутно делаются некоторые замечания о составе трех известных изданий «Невидимой брани». Также на русском языке впервые публикуется перевод с греческого языка известного примечания Святогорца, которое послужило началом длительной дискуссии между преподобным Никодимом и преподобным Афанасием Парийским.
Священник Сергий Ким и Дмитрий Васильевич Зубов делятся статьей «Грузинские фрагменты из библиотеки монастыря святого великомученика Пантелеимона на Святой горе Афон». В статье публикуются фрагменты древнегрузинской христианской литературы, найденные в архиве библиотеки русского монастыря святого Пантелеимона на Святой горе Афон. Цель публикации — ввести в научный оборот данные о сохранившихся в библиотечном архиве русского монастыря четырех фрагментах грузинской афонской письменности. Вывод: обнаруженные листы были использованы, вероятно, в качестве охранного материала для других рукописей и представляют собой отрывки из догматического слова, похвальной речи, а также богослужебной книги.
Игумен Дионисий (Шлёнов) в статье «Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим “Православную Церковь Украины”» подробно рассматривает, как осенью 2018 г. Константинопольский Патриархат предоставил автокефалию двум раскольничьим деноминациям (отколовшимся от Московского Патриархата), объединив их и признав как одну «Святейшую церковь Украины» (менее официальное название — «Православная церковь Украины»), несмотря на существование в той же стране канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. С точки зрения сторонников теории первенства чести и власти Константинопольского Патриарха, такие действия были правомерны в силу его декларируемых особых судебных и административных привилегий. Однако это действие Константинополя явилось примером чрезмерной икономии, которая в действительности не может осуществляться ни внутриюрисдикционно, ни тем более экстерриториально. Автор показывает это на примере критики основных положений диссертации архимандрита Григория (Франгакиса) 2022 г., в которой отражена общая логика разрушительных действий Константинопольского Патриархата.
Епископ Леонид (Толмачёв) в статье «Опыт составления и издания архимандритом Леонидом (Кавелиным) исторического описания Оптиной пустыни и ее скита» показывает и анализирует процесс составления и издания архимандритом Леонидом (Кавелиным) его первого исторического исследования — «Исторического описания Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита святого Иоанна Предтечи», а также выявляет причины, побудившие его к созданию столь масштабного труда, выдержавшего несколько переизданий. На основе архивных материалов и опубликованных источников не только реконструируется процесс подготовки отцом Леонидом этого научного издания, но и представлена степень его участия в последующих переизданиях. Согласно проведенному исследованию первое историческое описание Оптиной пустыни и ее скита составлено автором в 1845–1846 гг. с совета опытного в издательском деле С.А. Бурачка и под руководством монаха Порфирия (Григорова). Второе издание подготовлено автором в 1860–1861 гг. Тогда он являлся насельником Оптиной пустыни и дополнил первое издание. Третье издание истории Оптиной пустыни было опубликовано без непосредственного участия отца Леонида, подготавливалось в 1873–1874 гг. иеромонахом Климентом (Зедергольмом). Последний исправил неточности и разделил книгу на основную часть и приложения. Четвертое издание вышло в 1885 г. и, по сути, являлось перепечаткой третьего, но без приложений.
Иеромонах Павел (Дудоров) в статье «Первые поселенцы-отшельники на Старом Городище: отшельничество и полное безмолвие в биографии первоначальника иеросхимонаха Иоанна» описывает бытование первых поселенцев-отшельников на Старом Городище на месте будущей Саровской пустыни, а также период отшельничества и полного безмолвия в биографии иеросхимонаха Иоанна (Попова), основателя Сатисо-градо-Саровской пустыни. Автор использовал такие теоретические методы исследования, как изучение рукописных источников и печатных изданий по теме, анализ, синтез и систематизация полученной информации, при этом основополагающим является описательный метод, включающий приемы интерпретации, сопоставления, обобщения и построения гипотез. В итоге были выявлены и последовательно структурированы все даты и события, относящиеся к изучаемому материалу; предпринята предварительная попытка исследовать бытование отшельников; для комплексного исследования в статье были затронуты и другие темы, связанные с личностью первоначальника и основателя Саровской обители; произведен анализ взглядов исследователей и историков по затрагиваемой теме, внесены поправки и уточнения; сделаны первые выводы при сопоставлении рукописи и печатного издания «Сказания о первом жительстве монахов»; прослежен и исследован первый этап зарождения русского мужского монастыря в XVII–XVIII вв. на примере Саровской общежительной пустыни.
Анастасия Михайловна Мелих посвящает статью «Традиции иконографии апокалипсиса в убранстве Благовещенского собора Московского Кремля» исследованию росписей собора. Центральная тема среди композиций в убранстве великокняжеского храма — сюжеты Апокалипсиса, принадлежащие редкой иконографической традиции в монументальном русском искусстве. Рассмотрение цикла последней книги Нового Завета в контексте программы росписей помогает изучить феномен придворного русского искусства XVI в. В статье прослежено развитие сюжетов иконографии в царском соборе, показаны ее варианты и указана их связь с толкованиями Андрея Кесарийского. Также в работе на основе всех имеющихся данных представлена реконструкция состава сцен и анализируются иконографические прототипы композиций цикла. Именно это позволяет глубже разобрать идейное содержание произведений, определить значение памятника в культуре того времени. Сам характер фресок сформирован сочетанием европейских и традиционных элементов в отечественном искусстве. Отдельно взятые сюжеты Апокалипсиса демонстрируют наличие разных традиций, пришедших из западных иконографических образцов в русскую монументальную живопись XVI в. Иконографическая программа домовой церкви наглядно показывает своеобразие художественных форм и смыслов эсхатологических аспектов Откровения Иоанна Богослова. Публикация снабжена иллюстрациями.
Анастасия Анатольевна Никитина в статье «П.П. Покрышкин — основоположник художественно-археологического подхода в реставрации» делает попытку дать максимально полную характеристику реставрационному подходу ведущего реставратора Российской империи, академика архитектуры Петра Петровича Покрышкина (1870–1922). Будучи реставратором-практиком, П.П. Покрышкин не оставил после себя трактата с подробно и систематически изложенными идейными основами собственного подхода, поэтому в статье рассмотрены основные реставрационные работы мастера, интересные с точки зрения трансформации и развития его научных взглядов; в статье проанализированы некоторые публикации П.П. Покрышкина, кратко охарактеризованы принципы и методы, которыми он руководствовался, изучен концептуальный аспект его деятельности в области реставрации памятников архитектуры и произведений живописи, дана характеристика подхода П.П. Покрышкина к оценке важности культурного наследия, а также изучен его вклад в отечественную теорию реставрации, что является главной целью данной статьи.
Наталья Ивановна Григорьева предлагает статью «Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии и личность Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского): к 145-летию со дня рождения Патриарха», посвященную изучению роли Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) в возобновлении и становлении крупнейшего в современной России и единственного во времена Советского Союза церковного музея — Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Патриарх Алексий I не только способствовал открытию Московских духовных школ и их возвращению в стены Троице-Сергиевой лавры, сыграл важную роль в сохранении памятников церковного искусства в стенах Церковно-археологического кабинета, устроенного по его благословению в Царских Чертогах Троице-Сергиевой лавры, но и стал идейным вдохновителем существующей по сей день концепции академического музея. Воспитанный в дореволюционной академии, Патриарх Алексий имел непосредственную живую связь с профессорами церковной археологии Московской духовной академии XIX в., а опосредованно эта связь доходила до митрополита Московского Филарета. Источниковедческой базой для раскрытия темы послужили дневниковые записи крестника Патриарха Алексия — заведующего Церковно-археологическим кабинетом протоиерея Алексия Остапова, а также сборники «Материалы Церковно-археологического кабинета», «Журналы Ученого Совета», хранящиеся в библиотеке и архиве Московской духовной академии.
Протоиерей Олег Корытко посвящает статью «Об одном архаическом древнеславянском влиянии на толкование фразы “Богатеть в Бога” (Лк. 12:21)» проблеме богословской интерпретации евангельской притчи о неразумном богаче (см. Лк. 12:16–21) и заключительной ее фразы о богатении в Бога. Автор обращает внимание на этимологическую связь лексем «Бог» и «богатство», делает экскурс в историческую семантику, представляя возможный спектр значений праславянского *bogъ и показывая на примере из родственных индоевропейских языков его отношение к идее судьбы и наделения человека благами. Влияние архаических дохристианских идей находит выражение в восприятии и толковании евангельской притчи известными русскими духовными писателями (в частности, святителем Филаретом Московским, святителем Феофаном Затворником, святителем Игнатием Брянчаниновым), которые традиционно объединяют экзегетические линии: доброделания нуждающимся, освящения земных благ Богом через жертву на церковные нужды и идею Бога как единственного высшего блага, которого надлежит искать человеку, жаждущему Царства Небесного и правды Его.
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Библеистика
Священник Дмитрий Барицкий
«Противоречия» в евангельском повествовании через призму генеративной нарратологии
Естественно-научная апологетика
Розалия Моисеевна Рупова
Иерусалим и Силиконовая долина: два полюса современной цивилизации
Религиозная философия
Митрополит Аристарх (Смирнов)
Герменевтика имперсонального в молоканстве сквозь призму православного богословия
Иеромонах Паисий (Буй)
Религиозные воззрения Виктора Франкла
Сравнительное богословие
Артур Романович Антонян
Трансформация августиновского учения о спасении в богословском творчестве Бернарда Клервоского
Павел Геннадьевич Борисов
Индийский церковный раскол 1653 г.: противостояние колониальных миссионеров и идеологов клятвы креста Кунан
Патрология и христианская литература
Алексей Николаевич Неманов, священник Андрей Лысевич
Изречения монтанистов в произведениях древних авторов II–IV вв.
Протоиерей Василий Петров
«Неизвестная» глава из «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца в переводе святителя Феофана Затворника
Священник Сергий Ким, Дмитрий Васильевич Зубов
Грузинские фрагменты из библиотеки монастыря святого великомученика Пантелеимона на Святой горе Афон
История Поместных Православных Церквей
Игумен Дионисий (Шлёнов)
Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную Церковь Украины»
История Русской Православной Церкви
Епископ Леонид (Толмачёв)
Опыт составления и издания архимандритом Леонидом (Кавелиным) исторического описания Оптиной пустыни и ее скита
Иеромонах Павел (Дудоров)
Первые поселенцы-отшельники на Старом Городище: отшельничество и полное безмолвие в биографии первоначальника иеросхимонаха Иоанна
Церковное искусство и археология
Анастасия Михайловна Мелих
Традиции иконографии апокалипсиса в убранстве Благовещенского собора Московского Кремля
Анастасия Анатольевна Никитина
П.П. Покрышкин — основоположник «художественно-археологического» подхода в реставрации
Наталья Ивановна Григорьева
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии и личность Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского): к 145-летию со дня рождения Патриарха
Религиоведение
Протоиерей Олег Корытко
Об одном архаическом древнеславянском влиянии на толкование фразы «Богатеть в Бога» (Лк. 12:21)
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας