Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В ходе археологических раскопок на территории Московской духовной академии было обнаружено древнее монастырское зернохранилище

Одним из важных объектов археологического изучения Троице-Сергиевой лавры в 2022–2024 гг. является территория житного двора, где Подмосковная экспедиция Института археологии Российской академии наук ведет масштабные спасательные раскопки.

Житный двор — хранилище хлебных запасов, привозимых из многочисленных троицких вотчин, располагался в северо-восточной части монастыря.

Будучи крупнейшим землевладельцем, Троице-Сергиев монастырь в XVI–XVIII вв. обладал обширными земельными угодьями в 40 уездах Московского государства. По-видимому, наполнение житного двора происходило из урожаев, произраставших на полях сел и деревень, принадлежавших обители, а также поступало сюда в виде вкладов жертвователей и закупок.

Зерно относилось к числу стратегических запасов. Обитель торговала зерном, снабжала им монастырских крестьян в неурожайные годы, а в случае голода обеспечивала пропитанием голодавших, что было обычной практикой на Руси. Нередко монастырь обеспечивал экстраординарные потребности государства в зерне.

По данным письменных источников, житный двор на этом месте существовал по крайней мере с середины XVI в. Он был одной из наиболее значительных служб монастыря, в состав которой входили десятки амбаров, заведовал им «большой житенной старец» с подчиненным ему штатом. Для проживания работников в XVII в. на житном дворе имелась деревянная изба, а в начале XVIII в. — уже пять каменных келий. Эти лица занимались вопросами хранения и транспортировки, вели учет поступавшего хлеба, заключали различные сделки, распределяли семенной материал среди вотчинных крестьян. Судя по описи 1701 г., только ржи здесь находилось «десят тысячь девяносто одна четверть с осминою и полтара четверика и пол получетверика и мал четверик», то есть более 2000 тонн.

Более чем за 200 лет на исследуемом участке существовало множество деревянных житниц, которые с течением времени ветшали и разбирались, перестраивались или сгорали в пожарах. Именно благодаря последним в составе отложившегося здесь культурного слоя, иногда вперемешку с углями, а иногда монолитной массой, археологи нашли большое количество сгоревшего зерна, относящегося к разным периодам существования хранилища.

В ходе спасательных раскопок практически по всей не застроенной современными зданиями территории житного двора обнаружены его крупные скопления, а иногда и значительные (до 40 см) прослойки зерна, по большей части горелого, но есть и не горелое зерно. На территории житного двора были выявлены остатки зерна, датированного временем Смуты и позже. Сгоревшее зерно, датируемое второй половиной XV — первой половиной XVI в., найдено за пределами житного двора около Плотничьей башни. На выставке «Свидетели великой смуты: быт и вооружение защитников Троице-Сергиева монастыря» по археологическим исследованиям 2022–2023 гг., расположенной в главном корпусе Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника, демонстрируются различные виды найденного археологами на исследуемой территории троицкого «жита» периода осады Троицкого монастыря.

В целях более детального изучения коллекции различными специалистами (археоботаниками, палинологами, энтомологами, генетиками) зерновые скопления собраны полностью. В результате получена уникальная по размерам и полноте коллекция весом более 2,5 тонны. На настоящий момент это одна из наиболее крупных находок археологического зерна на территории Центральной России. Видовой состав ее разнообразен и будет предметом исследования еще долгое время, но уже сейчас понятно, что на житном дворе хранили рожь, ячмень, овес, пшеницу, просо, гречку, а также горох.

Образцы переданы в федеральный исследовательский центр «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» (Санкт-Петербург), где много лет ведутся работы по палеогенетике культурных растений, созданы условия для выделения ДНК из семян, в том числе найденных при археологических работах. Несмотря на то что часть семян карбонизирована, общая сохранность материала хорошая, и ученые считают, что молекулярно-генетический анализ даст результаты. Сотрудники лаборатории естественнонаучных методов в археологии Института археологии РАН также будут принимать участие в исследованиях этой важной коллекции.

Расшифровка фрагментов генов и генома археологического растительного материала и сравнение его с отечественным и мировым разнообразием сортов, представленным в коллекции ВИР, позволяет извлечь довольно подробную информацию о культурных растениях — вплоть до того, могла ли данная культура быть выращена на близлежащих к монастырю землях или завезена издалека и откуда именно. На основе анализа «обломков» ДНК, сохранившейся в древних семенах, можно реконструировать внешний облик растения, например характерные признаки колоса. По другим генам определить, приспособлены ли данные растения к возделыванию на той широте, где они найдены. Найденные археологами на участке житного двора образцы разнообразного растительного материала в хорошей сохранности могут помочь исследователям сделать выводы о сельском хозяйстве в XV–XVIII вв.
Пресс-служба МДА/Институт археологии РАН