Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В День Святого Духа архиепископ Амвросий совершил праздничные богослужения в Покровском храме Академии

На следующий день после праздника Святой Троицы Православная Церковь празднует День Святого Духа, Третьего Лица Пресвятой Троицы. Церковь установила этот праздник как ответ ложным учениям, которые умаляли Святой Дух.

В День Святого Духа архиепископ Амвросий совершил праздничные богослужения в Покровском храме Академии

16 июня, накануне Дня Святого Духа, архиепископ Верейский Амвросий совершил  полиелейную утреню в Покровском храме Академии, а в сам день праздника — Божественную литургию.

В День Святого Духа архиепископ Амвросий совершил праздничные богослужения в Покровском храме Академии

По окончании Литургии архиепископ Амвросий обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом:

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Святого Духа. “Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается”, — поем мы очень часто на своих богослужениях. Действительно, Святой Дух дает человеку такие возможности, которые несмотря на его простоту, на его кажущиеся небольшие способности, позволяют ему творить плоды великие, плоды добрые, плоды, которые распространяются не только на окружающий его маленький мир, но и на весь мир, на всю вселенную, как бы это образно не казалось.

Господь избрал не книжных учеников. Он избрал людей с простым сердцем: рыбаков, которые были не совсем грамотны, но которые были смиренны и способны воспринять Его Слово. Там, где знание — часто бывает гордыня, и эта гордыня подчас ослепляет человека и заслоняет его взор на истинное видение вещей. Поэтому Церковь Свою Христос начал устроять с простых людей. С людей, доверивших Ему свое сердце. Это были не идеальные люди, они были со своими характерами, со своими слабостями. И впоследствии, мы знаем, как один из них, убеждавший Господа в своей верности, потом отрёкся от Него.

В этом мире в течение истории все примерно так и повторяется. Но самое главное, что эти первые люди, апостолы, окружающие Господа, доверили паруса своей судьбы веянию Духа Святого. И Дух Святой потом наполнил их жизнь, наполнил таким образом, что они были способны убеждать людей более образованных, более, по человеческим меркам, мудрых, потому что в них действовал Дух Святой. Этот Святой Дух освятил и наполнил Своим дыханием и человеческое знание, и культуру, и историю, и преобразил весь мир, конечно, через людей.

Сегодня, размышляя над смыслом нынешнего праздника, я перед богослужением вспомнил свои школьные годы. Тогда передо мной был пример взрослых. Взрослых, которые тоже доверили свою судьбу дыханию Духа Святаго. Потом, будучи ректором Петербургской духовной академии и всякий раз принимая экзамены, я спрашивал у абитуриентов: “Какова причина того, что вы решили поступать сюда, в духовную школу?” И очень часто они отвечали: “У нас был пример. У меня был пример отца-священника или священника-настоятеля моего храма”. То есть этот пример всегда увлекал и подвигал молодого человека задуматься над смыслом своей жизни, над тем, какое решение он примет. И он принимал решение, смотря на тот добрый пример в служении священнослужителя, который он видел перед своими глазами. А этот пример невозможно скрыть, он либо плохой, либо хороший; либо отталкивающий, либо привлекающий – среднего практически не бывает. И вот этот увлекающий пример подвиг многих из нас поступить в духовную школу и решить жизнь свою посвятить служению Церкви, день рождения которой мы праздновали вчера.

Таким был один священник в моей юности, их было несколько, но один из них некоторое время подавал пример своей простотой, своей молитвой. Он был неученый, не учился в семинарии, он был простым рабочим. А потом, поскольку в 80-е годы невозможно было найти достаточное число священников, да еще тех, которых бы допустил уполномоченный по делам религии к служению в храме, он был избран архиереем для служения. И пройдя небольшой искус на приходе, был рукоположен в священный сан. Но служил по-настоящему, истово. Он жил в церковном доме, где находилась его совсем маленькая келья. Там была еще одна проходная комната, проходя через которую можно было попасть в эту келью.  В этой проходной комнате, приезжая на приход, я останавливался и жил какое-то время, и видел, что до самого позднего часа у него горел свет – он читал правило. Он раньше меня утром вставал и снова молился. Он был человеком не очень образованным, у него практически всегда была одна и та же проповедь. Он не очень красиво служил, с точки зрения эстетики, он плохо произносил слова, но он делал всегда это очень сердечно, самозабвенно, по-настоящему искренне.

В то время, как, наверное, и сейчас во многих приходах, священника часто приглашали в деревню для того, чтобы совершить соборование, потому что деревни были удалены, храмов было немного. И тогда в Великий пост собиралась вся деревня и священник совершал соборование, и причащал запасными Дарами тех людей, которые не могли сами прийти в храм. Очень часто приглашали священника для того, чтобы в этих деревнях совершить чин отпевания усопшего христианина. И вот однажды я стал свидетелем настоящего чуда. Мы пробирались по деревне, была дождливая погода, дорогу развезло, мы еле продвигались в сапогах по грязи. И тут мы увидели процессию, которая направлялась навстречу нам. На телеге везли умирающую женщину. Врач до неё не смог добраться и ее везли к нему. Я, конечно, в то время не мог понять, что с ней случилось, я не медик, да и тогда не задавался этим вопросом. Некоторые предполагали, что у нее был инфаркт или инсульт, она была совершенно обездвижена уже второй день. Она только лишь дышала и не реагировала ни на какие звуки или прикосновения. Люди увидели, что по деревне идет священник и подъехали к нему. Я находился рядом с ним и видел, что происходило дальше. Они подъехали к нам на этой телеге, рассказали с плачем о своей беде, и он неожиданно стал читать молитву о болящей.  И он стал молиться своими словами об исцелении этой женщины. Наверное, об исцелении, потому что я не слышал, о чем он молился. Это было так просто, естественно. Но в конечном итоге он подошел к ней, взял ее рукой, потрепал за нос. И вдруг она открыла глаза, встала и пошла своими ногами домой. А потом, часа через два, когда мы в другом доме совершили отпевание умершей, мы пришли в дом чудесно исцелённой и она угощала нас приготовленным обедом. Это было воистину чудо. Прямо как в Евангелии. Чудо, которое совершает Бог через любящих Его людей, силой Духа Святого.

Дух Святой действует не как-то очень образно, сказочно. Он постоянно действует в нашей жизни. Мы лишь должны научиться видеть, замечать это Его действие. И не приписывать то, что происходит в нашей жизни, своим заслугам, своим талантам, а относить все это к действию Духа Божия, Который дает нам эти таланты, Который умножает, освящает и действует ими в мире так, как мы сами бы даже не могли себе предположить. Священник этот не был идеален, и даже, может быть, в какой-то момент Господь дал ему такие обстоятельства, которые смирили его сердце. Сейчас ему уже далеко за восемьдесят, и он служит, насколько может, в монастырском храме и единственным желанием его жизни остается – как можно дольше служить. Даже не жить, не что-то иметь в этой жизни, потому что он все уже видел и все, что можно было, потерял. Служить Литургию – это самое главное его призвание, и этим он живет. И пусть он делает это не совсем понятно, неказисто. Но он живет этим. Ведь и святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский, который и дикцией плохой обладал, и внешний вид имел юродивого, но сколько жизней спас в духовном смысле и самом прямом, физическом смысле! Тысячи людей спас от неминуемой гибели, потому что доверил жизнь свою Духу Святому, и несмотря на свои физические или какие-то иные недостатки, он соделал величайшее дело в своей жизни. Я желаю в этот день, чтобы каждый из нас направлял свою волю к тому, чтобы паруса своей жизни, паруса своей судьбы доверять дыханию Духа Святого».

В День Святого Духа архиепископ Амвросий совершил праздничные богослужения в Покровском храме Академии

Справка:

Накануне вечером архиепископу Верейскому Амвросию сослужили архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), игумены Адриан (Пашин), Пантелеимон (Бердников), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов, иеромонахи  Аполлинарий (Панин), Вячеслав (Сорокин), Таврион (Смыков), Фаддей (Прядун), Дометиан (Курланов), Онуфрий (Сонькин), иерей Виктор Ленок, иеромонах Дамиан Воронов, иерей Константин Кирчу, диаконы Иоанн Зорин, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских, Марк Матицин, Филипп Анисимов.

На Литургии ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), игумены Адриан (Пашин), Пантелеимон (Бердников), Всеволод (Варюшенко), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов, иеромонахи  Аполлинарий (Панин), Вячеслав (Сорокин), Таврион (Смыков), Фаддей (Прядун), Нектарий (Райкович), Дометиан (Курланов), Онуфрий (Сонькин), иерей Виктор Ленок, иеромонахи Дамиан (Воронов), Тихон (Киреев), иерей Константин Кирчу, диаконы Иоанн Зорин, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских, Марк Матицин, Филипп Анисимов.

На богослужении пели первый академический хор под управлением Марка Качанкина и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.

ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ