Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В день памяти отцов VII Вселенского Собора ректор МДА рукоположил студента Академии во диакона

26 и 27 октября епископ Звенигородский Питирим совершил всенощное бдение в Покровском храме и Литургию в храме преподобного Иоанна Лествичника. На Литургии он совершил диаконскую хиротонию и постриг студентов Академии во чтецов.

27 октября Церковь вспоминает отцов VII Вселенского Собора. Собор созвала святая императрица Ирина против лжеучения иконоборчества.

Иконоборчество — лжеучение, которое отрицает почитание святых икон. Оно появилось в начале VIII века, когда правил Лев Исавр. Иконоборцы считали, что поклонение иконам — то же самое, что и идолопоклонство. По их мысли, Бога изобразить нельзя, потому что его никто никогда не видел. Люди, почитающие святые иконы, поклоняются дереву и краскам. Но преподобный Иоанн Дамаскин писал иначе: 

Можно “представить”, “изобразить” Бога Невидимого; и сделать это можно… потому, что Он стал видимым для нас, восприняв плоть и кровь человеческую. 

На VII Вселенском Соборе святые отцы осудили учение иконоборцев. Они сказали, что честь, которую люди воздают образу, относится не к самой иконе, а к тому, кого изобразили на ней. Бога можно изображать на иконах, потому что Он воплотился. Икона — изображение не непостижимого и неизобразимого Божества, а человеческой природы Христа.

Сын, воссиявший от Отца неизреченно, от жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика,  но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова. 

Вечером 26 октября всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил ректор Московской духовной академии епископ Питирим. За богослужением накануне дня памяти святых отцов VII Вселенского Собора проповедь произнес студент 4 курса бакалавриата Анатолий Михайлов. Он рассказал собравшимся, как в христианстве понимается любовь:

Спаситель раскрывает суть настоящей христианской любви, говоря: никто не может оказать больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих (Ин. 15:13). Как же нам, простым людям, научиться выполнять самую главную Божию заповедь? Любовь к ближним – это всегда жертва: жертва своим временем, здоровьем, средствами, чем угодно.

Воскресным утром епископ Питирим в сослужении преподавателей и студентов в священном сане совершил Божественную литургию в храме преподобного Иоанна Лествичника. На антифонах ректор совершил постриг во чтецов студентов 3 курса бакалавриата Андрея Черненко, Илии Ермака, Владислава Новоселова, Иоанна Прищепова.

За Литургией епископ Питирим совершил диаконскую хиротонию студента магистратуры Николая Савенкова.

По запричастном стихе проповедь произнес студент магистратуры Димитрий Иванов. Он рассказал, почему важна решимость в духовной жизни человека:

Главное в духовном делании – это решимость; решимость отказаться от своих греховных склонностей, желание непрестанно делать шаги навстречу Богу, не отступая при этом назад, о чём предостерегает Господь: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9:62).

После Божественной литургии епископ Питирим обратился с архипастырским словом к собравшимся:

Как вы знаете VII Вселенский Собор был посвящен опровержению ереси иконоборчества. И иконоборчество по своей сути отвергало Боговоплощение.

В Ветхом Завете был запрет на изображение Бога, из-за того что Бог еще не воплотился. А когда Бог воплотился и пришел в мир, Он стал видимым, стал изобразим. Запрет на изображение Бога остался у иудеев, от иудеев его переняли мусульмане. В Православной Церкви со времен пришествия в мир Спасителя этот запрет не действует. Мы можем изображать Бога. Борьба святых отцов VII Вселенского Собора шла именно за Боговоплощение — очень важный догмат Православной Церкви.

Но современное иконоборчество тоже есть. Оно присутствует в более опасном виде, даже по сравнению с VII веком, когда была осуждена ересь. В чем заключается современное иконоборчество? Мы с вами знаем, что мы образ Божий. Образ и икона — одно и то же. И мы должны отразить в себе Бога, потому что мы созданы по Его образу и подобию.

Современное иконоборчество состоит в том, чтобы исказить в нас этот образ. Сегодня происходит самая страшная революция. Раньше революции касались социально-политической жизни общества. В настоящее время происходит антропологическая революция. Разрушается главное ядро общества — семья.

Нам не нужно позволить исказить в себе икону Бога. Мы должны ее сохранить. Мы должны сохранить и это вероучение и передать его своим потомкам, своим детям, чтобы они понимали, какие у нас традиционные ценности и в чем заключается в нас образ Божий, а в чем Богоподобие. 

Ректор поздравил диакона Николая с хиротонией, а чтецов — с постригом.

Справка:

Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Никифор (Кирзин), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Мелетий (Соколов), иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Валерий (Духанин), иеромонах Фаддей (Прядун), иеромонахи Варлаам (Череп), Василий (Мусса), иереи Вячеслав Селедцов, Никита Челядинов, Димитрий Никитенко, диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, иеродиаконы Борис (Зелюченко), Иннокентий (Глазистов), диакон Вячеслав Краснов.

За вечерним богослужением пел второй академический хор под управлением Димитрия Михалёва и третий академический хор под управлением Серафима Мороза.

Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника совершил ректор МДА епископ Звенигородский Питирим в сослужении духовенства. Ему сослужили: архимандрит Михаил (Борей), иеромонахи Филофей (Артюшин), Дамиан (Воронов), диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, иеродиакон Павел (Полевой).

За Божественной литургией пели первый смешанный хор под управлением студентки 3 курса регентского факультета Елизаветы Платинской, второй смешанный хор под управлением студентки 3 курса регентского факультета Ольги Ивановой и женский хор под управлением Ксении Алексеевой.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας

ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ