Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В Академии за воскресными богослужениями почтили память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

9 октября, в 17-ю Неделю по Пятидесятнице, Святая Церковь совершает память двух великих светильников, просветивших мир светом Христова учения, — апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

8 октября, накануне воскресного дня, в Покровском академическом храме прошло праздничное всенощное бдение, которое возглавил епископ Скопинский и Шацкий Питирим. Ему сослужил ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл и академическое духовенство.

За богослужением ректор совершил праздничную литию и освятил хлеба.

На утрене, перед чтением кафизм, студент 1 курса магистратуры иерей Никита Седельников произнес проповедь.

В воскресный день студенты и преподаватели Академии собрались в Покровском храме, чтобы приступить к Таинству Евхаристии. Божественную литургию возглавил ректор Академии епископ Звенигородский Кирилл. Ему сослужили клирики академического храма.

За богослужением архипастырь совершил диаконскую хиротонию студента 2 курса магистратуры иподиакона Дмитрия Кузьмина.

После пения причастного стиха к молящимся с проповедью обратился студент 1 курса магистратуры Сергей Цыба. В своем слове проповедник призвал последовать завету святого апостола Иоанна Богослова: «Дети, любите друг друга» и не только на словах, но и на деле воплощать в своей жизни христианский образ любви.

После отпуста духовенство совершило праздничное славление перед образами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

По окончании богослужения ректор Академии епископ Кирилл обратился к молящимся с архипастырским словом:

«С праздником, дорогие братья и сёстры, воскресного дня, с днём памяти одного из четырёх евангелистов, самого близкого из всех апостолов ко Господу нашему Иисусу Христу — Иоанна Богослова, а также святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

В этом году исполняется 105 лет со времени избрания святителя Тихона на Патриаршество в конце 1917 года, в ноябре, в тяжелое для России время, в период революционных событий, на проходившем в те дни Всероссийском Поместном соборе. Святитель Тихон был одним из трёх кандидатов на Патриарший престол, о которых говорили, что один был самый строгий, другой самый умный, а третий самый добрый. Этим самым добром оказался митрополит Тихон (Белавин), который был путём жребия выбран на престол Всероссийский в качестве Патриарха. И потом один из тех трех кандидатов, митрополит Антоний (Храповицкий), уже будучи за границей, как-то даже высказался словами благодарения Богу, что избрали святителя Тихона, а не его, потому что он бы не смог проявлять такое долготерпение к революционным властям как святитель Тихон, а это нетерпение и жесткое противостояние вызвало бы все более и более жесточайшие волны гонений на Святую Русскую Церковь. Правда,  в начале своего патриаршества , в январе 1918 года, святитель Тихон выпустил “Послание с анафемой” всем безбожникам, творящим бесчиния в государстве. Но постепенно, всё больше и больше осознавая что новая власть пришла надолго, Святитель дошёл до того, что благословил даже поминовение за властей богослужением, тех властей, которые свергли правительство, которые устроили кровавую резню, уничтожали святыни и священников. Некоторые богословы русского зарубежья пытались доказать, что поминовение властей ввёл только Патриарх Сергий (Страгородский), а Патриарх Тихон к этому решению был не причастен. Но это неправда. Поминовение властей началось ещё в 1923 году. Но ещё раньше даже в разгар гражданской войны святитель Тихон выпускает Послание для всей паствы, в котором всячески предупреждает, что христиане в это тяжелейшее время должны следовать за Христом, не соблазниться, — как пишет он в 1919 году — не соблазниться перед искушением взять в руки “кровавый меч отмщения”, но идти за Христом до конца. При этом Святитель цитирует слова святого апостола Павла из двенадцатой главы Послания к Римлянам — «не будьте побеждаемы злом, но побеждайте зло добром».

Мы знаем, что святитель Тихон незадолго до своей кончины произнес такие слова: «Долгая тёмная ночь». Он понимал что́ ожидает нашу страну. По всей видимости ему было открыто, что пока не пройдут определенные от Бога времена и сроки, никто эту безбожную власть не свергнет и жертвы будут напрасными.  Но больше всего свт. Тихон боялся за сердца христиан, чтобы они не озлобились и не заразились той злобой и ненавистью, которыми болели все коммунисты и революционеры. Они жаждали мести за то, что действительно было в истории России — несправедливость от дворянства, от аристократии, жестокости, роскошь и так далее. Святой Тихон не хотел, чтобы его паства заразилась этим духом злобы. И действительно его можно сравнить с проповедником любви Христовой — апостолом Иоанном Богословом, который так и называется “Апостол любви”.

Действительно многие не понимали рассуждая о том, как же люди рушат храмы, уничтожают священнослужителей, а мы должны их прощать? Мы должны за них молиться? Но, дорогие братья и сёстры, ведь это же прямые слова Христа. Христос в Нагорной проповеди говорит: «Если вы любите только любящих вас, чем вы отличаетесь от язычников?». Проповедь о любви к врагам вообще чужда для человечества, это некое состояние души, которое превыше сил любого самого добродетельного человека. Это единственно дар Духа Святого, который стяжали люди Божии и который трудно-вместим для нашего сознания. 

Доводилось слышать одну проповедь, в которой один достаточно известный священник рассуждал о том, что любовь к врагам — это на самом деле, конечно, не любовь, а что то вроде симпатии или что то иное. Бог ведь не может “потребовать от нас невозможного”, рассуждал проповедник. Но на самом деле Христос имел в виду именно любовь  высочайшем смысле этого понятия. И оригинальный греческий текст Евангелия свидетельствует нам о том, что когда Христос говорит о любви ко врагам, то евангелисты использует глагол ἀγαπάω (Мф.5:44; Лк.6:35 ), а когда апостолы говорят о Боге, что он есть любовь, то используют однокоренное существительное — ἀγάπη (1Ин.4:8, 16; 2Кор.13:11). Эта любовь выше наших сил, ибо она божественна. Но как нам приблизиться к этой любви, о которой говорил Христос, заповедав любить врагов? Безусловно прежде всего самоукорением. Если мы далеки от этой заповеди, то хотя бы будем себя осуждать и говорить: «Прости нас, Господи, что мы даже не потрудились, чтобы приблизиться к этой Твоей заповеди”. Мы её принимаем частично своим умом, но на деле мы считаем, что в жизни воплотить такую любовь невозможно. Мы же не святые, думаем мы. Как мы должны любить тех, кто нас обманул, подвёл, оклеветал? Как можно полюбить негодяя и злодея?  Но мы даже не стараемся, братья и сёстры. Оправдываем себя тем, что творится беззаконие. И значит я имею право этих людей как минимум не желать видеть. И я уже буду считать себя героем если  я жёстко их не ненавижу. Тогда уже значит я герой, я христианин. 

Так что сегодня, вспоминая святителя Тихона и апостола Иоанна Богослова, попросим их молитв, чтобы они помогли нам в нашей личной жизни преуспевать в этой заповеди, хотя бы постепенно. Особенно это важно для будущих священников. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил в своё время: «Священники должны быть самыми опытными людьми в искусстве победы над злом через добро». Очень много священнику приходится встречаться со злом разного рода. Это большая опасность действительно оказаться незаметно для себя побежденным злом. Может, не в самых ярких формах, просто где-то в глубине сознания иметь неприязнь к людям, а это уже есть не-любовь, это ненависть, нежелание видеть людей. Слово ненависть происходит от нежелания видеть человека. В некоторых говорах русского языка и в некоторых славянских языках еще сохраняется слово “НАВИДЕТЬ”: «Навидеться с кем, свидеться, повидаться”.

И это большой вызов для всех нас, ибо, когда мы придём ко Христу, Он может сказать нам: «Вы не превзошли язычников, любили тех, кто вас любит, кто вам кланяется, кто вас превозносит или хотя бы просто проходит мимо». Легко любить человека, когда он просто прошёл мимо. А если он к тебе с претензиями или с неудовольствиями, а то и даже с подлостью? Это для будущих священников практический совет. Вы неизбежно встретитесь с подобными случаями, и к этому необходимо заранее свою душу готовить: «Как я с этим встречусь, как я буду реагировать?» Неизбежно в душе будет появляться неприязнь и раздражение. Но задача сегодня помнить урок апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона.

И наконец отметим, что в гражданской жизни нам невозможно полностью следовать этому завету. Об этом говорил святитель Филарет Московский. Невозможно в гражданской жизни и общественной следовать заветам Льва Толстого о всепрощении. Это приведёт к анархии, к хаосу, к торжеству людей самых подлых, коварных и злых над простыми, кроткими и немощными. Но в нашей духовной жизни как касающейся отношения к политическим событиям, а тем более церковной, личной, семейной, в том малом круге нашей Церкви, о котором Христос сказал: «Не бойся, малое стадо», дай Бог нам быть причастными к таинственной благодати прощения даром Святого Духа. Аминь».

Справка:

За всенощным бдением епископу Скопинскому и Шацкому Питириму и ректору МДА епископу Звенигородскому Кириллу сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Мелетий (Соколов), игумен Адриан (Пашин), иеромонах Варнава (Лосев), иеромонах Кассиан (Плоский), иеромонах Дамиан (Воронов), иеромонах Борис (Зелюченко), иеромонах Афанасий (Итало), иеромонах Серапион (Залесный), иеромонах Михей (Копытов), иеромонах Мефодий (Агус), диакон Димитрий Маслов, диакон Николай Гоюк, иеродиакон Иоанникий (Паджан), иеродиакон Иов (Урум).

За Божественной литургией епископу Кириллу сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Мелетий (Соколов), игумен Адриан (Пашин), иеромонах Варнава (Лосев), иеромонах Кассиан (Плоский), иеромонах Дамиан (Воронов), иеромонах Борис (Зелюченко), иеромонах Афанасий (Итало), иеромонах Серапион (Залесный), иеромонах Михей (Копытов), иеромонах Мефодий (Агус), диакон Димитрий Маслов, диакон Николай Гоюк, диакон Григорий Малюта, иеродиакон Иоанникий (Паджан), иеродиакон Иов (Урум).

Песнопения всенощного бдения и Литургии исполнили хоры под управлением Е.В. Боровинского и С.П. Боровинской.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας