В Академии состоялся вечер памяти архимандрита Кирилла (Павлова)
Вечером 20 февраля Большой зал Московской духовной академии собрал множество людей, прибывших в Троицкую обитель из разных городов и весей земли Русской — со своими радостями и горестями, трагедиями жизни. Их объединила память, которую они с трепетом и любовью хранят в своем сердце; память об удивительном и светлом человеке, настоящем подвижнике и благовестнике Христовой истины — архимандрите Кирилле (Павлове).
Почтить добрым словом старца и всероссийского духовника прибыли в том числе его духовные чада, те, кому отец Кирилл помогал словом и делом в самые трудные моменты жизни.
Среди гостей вечера были игумен Киприан (Ященко), настоятель Спасо-Вифанского подворья Лавры игумен Аверкий (Лопатюк), бывший настоятель Кожеозерского Богоявленского монастыря иеромонах Михей (Разиньков), писатель и миссионер иерей Валерий Духанин, монахиня Евфимия (Аксаментова), которая более 20 лет несла послушание келейницы старца, и другие.
Неизвестные ранее видео из частных архивов, а также документальный фильм «Сталинградское Евангелие Кирилла (Павлова)» (2019), сценарий которого лег в основу одноименной книги, представил собравшимся кинорежиссер Владимир Шуванников. Фильм, по его словам, раскрывает суть старческого служения отца Кирилла, его исповеднический подвиг в годы гонений на Церковь, а также в период «второго Крещения Руси», когда у лаврского духовника окормлялось бесчисленное множество людей. Они шли к нему за советом и помощью в самых трудных жизненных обстоятельствах.
Режиссер рассказал и о новых видеоматериалах, запечатлевших старца, которые были найдены в 2023 году. Первый из них, 4-минутное видео, — обретение мощей и лития по святителям Московским Филарету (Дроздову), Иннокентию (Вениаминову) и наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) — был снят в Духовском соборе обители 11 октября 1994 года.
Второе 8-минутное видео — обед батюшки в Переделкине в присутствии трех пастырей — нынешних митрополитов Нижегородского и Арзамасского Георгия, Курганского и Белозерского Даниила, Липецкого и Задонского Арсения, а также келейницы отца Кирилла — ныне монахини Крестовоздвиженского монастыря Евфимии (Аксаментовой), датируется 1994 годом.
Присутствующая в зале монахиня Евфимия прокомментировала трогательные кадры, на которых архимандрит (Кирилл) во время обеда начинает ухаживать за гостями: разносит тарелки с супом, а затем моет посуду, привлекая к этому занятию известных ныне архиереев. По словам монахини Евфимии, отец Кирилл преображал рутину повседневной жизни. Ему не был в тягость любой человек и никогда не была в тягость никакая работа.
За внешней простотой скрывалось величие его души, глубина высокого смирения, с которой он взирал на жизнь и видел людей. Ему было дело до никому не нужного обыкновенного человека, поэтому, отметила монахиня Евфимия, и до нас ему тоже есть дело.
Монахиня Евфимия (Аксаментова):
«Отец Кирилл — это редкий человек. В нем была простота и обыкновенность поведения. Его величие было сокрыто за этой простотой, и тогда мы этого не очень понимали. Сейчас были показаны кадры, где батюшка разносит гостям тарелки с супом — он как-то всё время норовил обслужить гостей, и за столом он лучший кусок никогда не брал себе, а предлагал тем, кто сидел рядом. И это совершенно простые человеческие качества, не какие-то высокодуховные. Но они на самом деле говорят о многом. Великое начинается именно с незначительных вещей, оно сокрыто в малом.
Сегодня по дороге в Лавру я вспомнила о том, что не так давно в некрополе Московской духовной академии появилась новая могилка — архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова). Он, так же как и отец Кирилл, страдал и много лет был парализован, а ныне похоронен здесь, у стен Академии, близ могилки отца Кирилла.
В этих стенах вспоминается один эпизод из семинарской жизни, связанный с отцом Кириллом и владыкой Анатолием, тогда еще молодыми людьми — Иваном из деревни Маково Рязанской губернии и Женей из Иркутска. Представьте себе, ребенок из Иркутска оказывается в послевоенном Загорске, и ему приходит еще повестка в армию. Все его родные очень далеко, за пять тысяч километров. Он даже на семинарских каникулах не может позволить себе съездить к близким, как это делают другие студенты, кто живет рядом. А он совершенно чужой в этом месте. Лавра и Академия послевоенные, вы сами понимаете, это не такое благолепие, как сейчас. Здесь было всё в запущенном виде. В Трапезном храме в то время располагалось общежитие мирское. И вот в Московскую семинарию поступает мальчик Женя, которому предстояло еще пойти в армию. И лишь одному студенту из всех было до него дело, это был Иван Павлов, будущий архимандрит Кирилл. Он увидел в нем человека. Они поговорили, Иван Павлов помог Жене Кузнецову собрать вещи, вместе они помолились в Троицком соборе у преподобного Сергия, после чего Иван проводил Женю до призывного пункта.
Говоря простым языком, оно ему было надо? И вот отцу Кириллу “это было надо”. Сейчас спросить, конечно, не у кого, но, зная батюшку, можно предположить, что он переписывался потом с Женей, потому что ему же потом нужно было возвращаться в стены Академии. И Евгений, в постриге Анатолий, помнил об этом всю свою жизнь. Когда он приезжал к отцу Кириллу из Англии в Переделкино на исповедь, а затем навещал его, когда батюшка уже был парализован, он служил у нас Литургию и всегда вспоминал об этом.
Отец Кирилл имел нечеловеческую нагрузку в Лавре. Мы его знаем сегодня как духовника, окруженного почетом, любовью и вниманием. Его называют духовным отцом трех Патриархов, всероссийским духовником и прилагают к его имени прочие пышные эпитеты. Но он трудился, можно сказать, как чернорабочий в Лавре. У него были самые рутинные и самые занудные послушания, если можно так выразиться. Это бухгалтерия, документация, казначейские дела. Вы сами понимаете, что такой вид деятельности не располагает к тому, чтобы человек тихонечко сидел и мирно перебирал четочки с молитвой. При всём при этом он не забывал видеть людей вокруг себя и оказывать им помощь».
Присутствующий в зале игумен Киприан (Ященко), который по благословению старца принял в 1994 году монашество, будучи ученым, кандидатом педагогических наук, рассказал в тот вечер, как по слову отца Кирилла воплощались в жизнь масштабные церковно-государственные проекты.
По его благословению началось преподавание по всей России основ православной культуры в общегосударственных школах, были учреждены Международные Рождественские образовательные чтения (игумен Киприан стал их первым директором). Ныне это — крупнейший церковно-государственный форум, самый большой «народный собор». В Московской духовной академии открылись Высшие богословские курсы для интеллигенции (нынешний Отдел дополнительного образования), который выпустил уже более 20 тысяч специалистов в области религиозного образования. Начал работать Международный благотворительный кинофестиваль доброго кино «Лучезарный Ангел», вышел журнал духовно-нравственной культуры «Покров» — всё это живет, не исчезает, молитва старца стала своего рода скрепляющей печатью всех этих проектов.
Священник, миссионер, писатель отец Валерий (Духанин) поделился очень личными воспоминаниями о том, как по молитве батюшки он поступил в семинарию.
В 1993 году отец Валерий, тогда еще 18-летний молодой человек, приехал из Оренбурга поступать в духовную школу. Однако в семинарию его не взяли, он остался только кандидатом и стал трудиться на второй хозяйственной проходной, через которую в обитель въезжают машины. Однако добрый юноша открывал эти ворота, вопреки правилам, и по просьбам семинаристов. Кто-то пожаловался проректору, тот вызвал отца Валерия и строго сказал, что в семинарию за такое поведение его никогда не возьмут.
Иерей Валерий Духанин:
«И я уже думал собирать вещи, но мне сказали: сходи к батюшке Кириллу. А он совершенно спокойно говорит: “Все хорошо будет. Не переживай”. После этого недели две прошло, и меня зачисляют в семинарию — вопреки прямому распоряжению администрации. В силу вступили духовные законы, благословение Божие.
Отец Кирилл — самый смиренный человек, кого я видел за всю жизнь. А Господь и дает смиренным Свою благодать. Когда ты попадал в его келью в Варваринском корпусе, как будто оказывался в раю. Чувствовалось явное присутствие Божие, благодать Святого Духа».
О прозорливости отца Кирилла рассказал иеромонах Михей (Разиньков), бывший настоятель Кожеозерского Богоявленского монастыря Архангельской митрополии. Ему старец предсказал строительство часовни на некоем хозяйственном поле в Архангельской области — как потом оказалось, на месте спасения отца Михея от неминуемой гибели.
«Что это за часовня?» — несколько раз спросил батюшка Кирилл, глядя на фотографию тогда еще пустого поля, заросшего травой. Всё стало ясно после того, как отец Михей чудом спасся от вставшей на дыбы и напавшей на него лошади, на которой распахивали то самое поле.
Игумен Аверкий (Лопатюк), настоятель Спасо-Вифанского подворья Лавры, отметил, что архимандрит Кирилл, духовник над духовниками, был очень тихим, «умалившимся», простым и даже невыразительным человеком: если такой окажется в народе, его и не заметишь.
Но общение с ним было великим счастьем. Когда отец Кирилл приезжал из Переделкина в Лавру — все оживали, чувствовалась радость, свет, легкость, враждующие примирялись, Дух Божий, который витал в обители, преображал всё вокруг. И даже когда 13 лет батюшка болел, лежал в Переделкине, внешне ничего не видел и не слышал — к нему всё равно приходила братия: плакали, жаловались — и вопросы также разрешались.
Игумен Аверкий (Лопатюк):
«Отец Кирилл, и когда был здоровым, на исповедях много не говорил, изъяснялся очень просто, мог сказать два-три слова. Но человек выходил от него совершенно обновленным, появлялась ясность в голове, было понятно, что ты соприкасаешься с духоносным человеком, с Духом Святым.
Слово старца было кротким, не директивным руководством на уровне духа. От приходящего он мог выслушать два-три слова и сказать: все-все-все, иди-иди-иди. В другой раз внимательно слушал и 20, и 30 минут, не прерывая.
Однажды отец Кирилл произнес рядовую проповедь по отрывку Евангелия о мытаре Закхее, который взобрался на дерево, чтобы видеть Иисуса Христа. Проповедь была очень простая, но я слушал как завороженный и был просто потрясен.
Почему? Когда представился случай, я спросил об этом старца Кирилла. А тот ответил:
— А это Евангелие. Читайте Евангелие.
— А как читать, батюшка? Какую главу, евангелиста? Сколько читать?
Старец задумался…
— А ты полюби Евангелие, — сказал наконец.
— На славянском или на русском читать?
— На славянском — возвышеннее, а на русском — на сердце ложится…».
В заключение отец Аверкий поблагодарил организаторов за вечер:
«Сегодня мало примеров для подражания, а отец Кирилл — самый настоящий духоносный старец, который имел Духа Святого. И нам очень важно для поддержания жизни Духа даже просто говорить о нем, вспоминать, потому что всё забывается… А так душа воскресает».
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας