Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В Академии состоялась конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»

15 и 16 ноября 2023 г. в Московской духовной академии прошла осенняя сессия ежегодной научно-практической конференции кафедры библеистики «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». В первый день с докладами выступили преподаватели духовных и светских вузов, а также независимые исследователи. Во второй день были заслушаны доклады аспирантов и студентов.

Среди участников были представители Московской, Санкт-Петербургской, Сретенской духовных академий, ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Саратовской, Коломенской, Николо-Угрешской, Рязанской, Калужской, Ярославской, Тобольской, Псково-Печерской, Костромской и Екатеринодарской духовных семинарий, Национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, а также Экуменического института Боссэ. 

Открылось научное мероприятие пленарным заседанием, в начале которого заведующий библейским кабинетом МДА и старший преподаватель кафедры библеистики протоиерей Александр Тимофеев озвучил приветственной слово ректора Академии епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла:

«Ваши Высокопреподобия, Преподобия, уважаемые преподаватели и студенты!

Поздравляю вас с открытием ежегодной осенней Международной научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания”.

Целью нашей конференции является развитие отечественной православной церковной библеистики, а также повышение уровня интереса к изучению Библии среди учащихся как духовных, так и светских учебных заведений.

Один из первых отцов Церкви, священномученик Ириней Лионский (II в.), учил: “…она (Церковь) во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, не принимая ни прибавления, ни убавления: здесь (в Церкви) — чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писаний и превосходнейший дар любви, который драгоценнее познания, и славнее пророчества, и превосходнее всех других дарований”.

Именно этот постулат, указывающий на то, что вне Церкви невозможно никакое истинное понимание и истолкование Писания, является стержнем всей последующей святоотеческой экзегезы и православной библеистики.

В начале XX в. предельно четкое определение данного постулата было дано профессором и ректором МДА священномучеником Иларионом (Троицким; 1886–1929) в работе “Священное Писание и Церковь”: “Священное Писание — одно из проявлений общей благодатной жизни Церкви. Оно — имущество церковное, драгоценное и бесценное, но имущество именно церковное. Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной. Только Церковь дает существование Писанию. Священное Писание не есть самостоятельная величина; его нельзя считать извне данным для Церкви законом, который она может исполнять и от которого она может отступать. Священное Писание явилось в недрах Церкви и ради Церкви”. Именно поэтому стратегическим направлением деятельности современных кафедр библеистики духовных академий и семинарий должно стать развитие сотериологического подхода в библейских исследованиях на базе соответствующей “богословской аксиоматики”. Разумеется, нам необходимо и дальше поддерживать высокий уровень компетентных научно-богословских, культурно-исторических, филологических исследований, но важно помнить, что это лишь средство, инструмент. Цель — живая вера в Иисуса как Христа: “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин. 20:30–31).

В качестве напутственного пожелания всем участникам конференции плодотворной и успешной работы хотелось бы привести слова преподобного Иоанна Дамаскина (“Точное изложение православной веры”): “Исследовать Божественные Писания — дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо как древо, посаженное при потоках вод (Пс. 1:3), так и душа, орошаемая Божественным Писанием, утучняется и дает зрелый плод — православную веру и украшается вечно цветущими листьями, то есть богоугодными деяниями. Ибо и к добродетельному деянию, и к незамутненному созерцанию нас направляют святые Писания. Ибо в них мы находим призыв ко всякой добродетели и отвращение всякого зла. Итак, если мы будем любознательны, то будем и много знающими; ибо всё достигается усердием, и трудом, и благодатью Дающего. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11:10). Посему будем стучать в прекраснейший рай Писаний, благоуханный, сладчайший, звучащий вокруг наших ушей всевозможными напевами умных богоносных птиц, касающийся нашего сердца и утешающий его в скорби, успокаивающий в гневе и преисполняющий вечною радостью; помещающий наш ум на сияющие золотом и пресветлые рамена божественного голубя (Пс. 67:14), и на блистательнейших его крыльях поднимающий вверх к единородному Сыну и наследнику Насадителя умопостигаемого виноградника (Мф. 21:38 и далее), и через Него приводящий к Отцу светов (Иак. 1:17)! Но будем стучать не нерадиво, а напротив того — ревностно и терпеливо; да не устанем стучать! Ибо тогда нам откроют… Почерпнем из этого райского источника неиссякаемые и чистейшие воды, текущие в жизнь вечную (Ин. 4:14)”».

Затем с докладом на тему «Актуальность положений герменевтической теории Поля Рикера для Православной библеистики» выступил доцент кафедры библеистики священник Димитрий Барицкий. В докладе после ряда наглядных примеров отец Димитрий рассказал о трех стадиях подражания (mimesis) в герменевтической системе П. Рикера: 1) отображении физической реальности в сознании; 2) мире μυθός и 3) отображении мира μυθός в сознании читателя. Раскрытие трех стадий mimesis и их актуальность в православной библеистики отец Димитрий показал и доказал на примере отрывка из Евангелия от Луки (Лк. 1:1–4). 

Вторым на пленарном заседании прозвучал доклад заведующего кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии Алексея Сергеевича Кашкина «Молитва, размышление или прогулка: для чего Исаак вышел вечером в поле (Быт. 24:63)?». В сообщении докладчик обращается к экзегетическому анализу Быт. 24.63. Анализируя русские переводы данного фрагмента, Алексей Сергеевич констатирует, что исследователи расходятся относительно понимания мысли библейского повествования. В Масоретской Библии термин lasuah, присутствующий в Быт. 24.63, является hapax legomenon, а его перевод предполагает 12 вариантов понимания. Из таковых можно выделить четыре основных: 1) поразмыслить; 2) помолиться; 3) погулять; 4) излить свою скорбь перед Богом. Докладчик обращается к святоотеческой экзегезе и к исследованиям современной библеистики, что позволяет ему обозначить четыре основных направления в экзегезе данного фрагмента: 1) латинская Вульгата и западные переводы (кроме современных), а также святитель Амвросий Медиоланский понимают термин lasuah как «поразмыслить»; 2) представители иудейской экзегетической традиции понимают данный термин как «помолиться»; 3) святитель Амвросий Медиоланский (еще один его вариант) и Авраам ибн Эзра данный термин переводят в смысле «погулять»; 4) Лексикон 1871 г., некоторые комментаторы XIX в. и Новая Вульгата предлагают понимать данный термин как «скорбеть, жаловаться», что согласуется с Быт. 24.67. Таким образом, варианты «погулять» и «пожаловаться» докладчик понимает как наиболее вероятные. Однако вариант «пожаловаться, излить свою скорбь перед Богом» является более приемлемым, учитывая контекст всей главы. 

После пленарного заседания началась работа двух секций конференции. Доклады первой секции были представлены в Большом зале МДА, а доклады второй — в Библейском кабинете. Всего в первый день было заслушано двадцать докладов.

16 ноября в Большом зале МДА состоялось открытие второго дня конференции. Работу мероприятия предварило пленарное заседание, на котором доцент кафедры библеистики МДА протоиерей Георгий Климов выступил с докладом на тему «Новозаветное учение об основных свойствах христианского брака (по творениям церковных учителей II–III вв.)». Рассмотрев труды церковных учителей II–III вв., отец Георгий сделал вывод, что все древние свидетельства говорят о браке как о союзе, который в жизни христианина заключается только единожды. В браке плотское единение преобразуется в духовное, из чего вытекают принципы его нерасторжимости и неповторяемости.

По окончании пленарного заседания работа конференции, так же как и в первый день, была продолжена в рамках двух секций — в Большом зале и в Библейском кабинете. Во второй день всего было заслушано двадцать пять докладов. 

По итогам конференции всем участникам были вручены сертификаты, а тем, чьи доклады вызвали наибольшую дискуссию, были подарены особые награды — критическое издание Нового Завета под редакцией Эрвина Нестле и Курта Аланда, а также учебник греческого языка Ю.А. Шичалина.

Со списком докладов можно ознакомиться здесь:

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας