В Академии прошли праздничные богослужения в день памяти небесного покровителя духовной школы — святителя Филарета, митрополита Московского
В нынешний день академическая семья собралась за общей молитвой в домовом храме Покрова Божией Матери, чтобы почтить в праздничных песнопениях небесного покровителя и заботливого попечителя Московской духовной академии — святителя Филарета, митрополита Московского.
Его называли Московским Златоустом. Он был невероятно талантливым церковным и общественным деятелем, выдающимся богословом и исследователем Священного Писания. Его строгость удивительным образом сочеталась с любовью и уважением к ближним. Тот колоссальный период времени в 46 лет, когда святитель возглавлял Московскую кафедру, запечатлен в истории Русской Церкви как «эпоха Филарета».
Накануне дня его памяти, 1 декабря, Академия собралась за всенощным бдением, чтобы вспомнить о той заботе и внимании, которые он оказывал Троицкой обители и Московской духовной академии. Возглавил богослужение архимандрит Платон (Игумнов) в сослужении преподавателей и студентов в священном сане.
На великой вечерне архимандрит Платон совершил праздничную литию и вознес молитву Господу об освящении хлебов для молящихся.
Перед чтением кафизм студент 4 курса бакалавриата Даниил Данилов произнес проповедь.
2 декабря преподаватели и студенты вновь собрались в Покровском храме, чтобы приступить к Евхаристии и возблагодарить Господа.
Возглавил Божественную литургию ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл. Владыке сослужило академическое духовенство.
Проповедь перед причастием произнес студент 2 курса магистратуры иеродиакон Григорий (Трофимов).
После заамвонной молитвы духовенство совершило славление святителю Филарету.
После Литургии владыка Кирилл обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, дорогие отцы, братья и сестры, с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского, который был настоятелем нашей святой обители и также благотворителем, попечителем нашей Духовной академии. Настолько велика и постоянна было забота Святителя о нашей Духовной академии, что ее было принято называть “Филаретовская академия”.
Святитель Филарет достоин долгих и длинных поучительных разговоров о его подвигах и трудах, наставлениях и поучениях. Мы сегодня только кратко вспомним, что его жизнь является примером для всех пастырей и архипастырей. Глядя на то, как сегодня уже упоминалось, что святого часто воспринимали как человека строгого и сухого, мы должны научиться рассуждению и проверять те сведения, которые до нас кто-то доносит. В опровержение такого искаженного портрета скажем, что угодник Божий был очень строг прежде всего к самому себе. Более того, если почитать его переписку с наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры преподобным Антонием Радонежским, то мы найдем совсем иное свидетельство святого Антония. Нередко, приходя к Святителю с жалобой на кого-то из братии, наместник уходил от святителя Филарета немножко пристыженным, потому что Святитель показывал пример духовного разделения греха и человека, его сотворившего. Проявляя ко греху нетерпимость, а к человеку долготерпение и милосердие, Святитель говорил о том, что если мы будем слишком строги, то тогда и Господь к нам будет слишком строгим. И преподобный Антоний уходил с умиленным сердцем, понимая, что ему нужно проявить милость к тем, кто еще буквально час назад возмущал своим поведением.
Еще, пожалуй, стоит особенно обратить внимание на великое трудолюбие Святителя. Он проявил себя в разных сферах: и в богословии, и в толковании Священного Писания, и в изучении святоотеческих текстов, и в церковном каноническом праве, и в управлении епархией, и в управлении Лаврой. Четыре скита Лавры обязаны своим началом святителю Филарету. Это Гефсиманский, Черниговский и Святого Духа Утешителя (Параклита), а также Боголюбской иконы Богородицы. Обратим внимание также на его смирение. В письмах к тому же святому Антонию он удивлялся: “Я смотрю на многих священников, какую великую степень самонадеянности они имеют. Я, будучи архиереем уже несколько десятков лет, зачастую чувствую необходимость советоваться с учениками моих учеников, со священниками, которые служат на местах, и удивляюсь, как другие, будучи моложе и гораздо менее опытными, не считают нужным с кем-то более опытным, не говоря о младших, посоветоваться”. В качестве духовного отца Святитель выбрал себе святого Антония Радонежского и, несмотря на его малую ученость, очень доверял мнению наместника Лавры, отказываясь от своего собственного даже в случаях, весьма затруднительных для исполнения. Также нужно обратить внимание на духовную жизнь Святителя. Он вслед за святым Василием Великим не раз подчеркивал, что пред Богом важны не чины и звания, не иерархические степени, а любовь ко Христу. Он привечал тех людей, которые искренне стремились к Богу. И, будучи смиренным, тоже получал некоторые откровения. Это, наверное, последнее, о чем скажем сегодня.
Незадолго до своей кончины, за три недели, Святитель сказал святому Антонию, которого он выбрал своим духовником, что чувствует приближение кончины и что одновременно у него есть некое предощущение. Откровение святого Филарета было следующее: “Я чувствую большую опасность, тяжелую мрачную тучу, находящую на Россию и на нашу Церковь с Запада”. Мы знаем, что Святитель был человеком просвещенным, энциклопедически образованным, он даже в свое время имел надежду на воссоединение христиан Востока и Запада. Но в конце своей жизни он имел такое особое откровение. Святитель говорил об опасности с Запада, провидев своим духовным взором многое впоследствии произошедшее и ныне происходящее.
Но и самое последнее, это средства массовой информации. Тогда еще, в середине XIX века, святитель сказал, что если взять всё худое из светских журналов, опубликованное в течение одного месяца, и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный. Что же говорить о сегодняшних средствах массовой информации?
Дай Бог, чтобы молитвами Святителя мы научились от него и от наших святых мудрости, терпению и оберегали свое зрение и свой слух от того смрада, который, к сожалению, наполняет сейчас информационное пространство. Благодатью Господа Иисуса Христа душа наша да пребудет неприступной для этого духовного смрада, да будет живой для молитвы, прославляющей Спасителя нашего, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Справка:
Богослужебные песнопения исполнили 1-й академический хор под управлением студента 2 курса бакалавриата Иоанна Копырина и 1-й смешанный хор под управлением С.П. Боровинской.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας