Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В Академии прошла научная конференция «История Церкви: факт и мысль»

4 мая в Московской духовной академии в пятый раз прошла Всероссийская научная конференция «История Церкви: факт и мысль». Конференция проводится ежегодно кафедрой церковной истории МДА.

По сложившейся традиции этот научный форум объединяет уже состоявшихся ученых и делающих первые шаги в научном поле исследователей. В конференции приняли участие с докладами 90 человек.

Среди докладчиков были представители профессорско-преподавательской корпорации и учащиеся Московской, Санкт-Петербургской, Минской и Сретенской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Воронежской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Казанской, Коломенской, Николо-Угрешской, Новосибирской, Оренбургской, Смоленской, Тамбовской, Хабаровской духовных семинарий, Санкт-Петербургского, Смоленского, Сыктывкарского государственных университетов, Липецкого государственного педагогического университета, Афинского национального университета им. Кападистрии (Греция), Университета Цинхуа (КНР), сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, научные сотрудники Сибирского, Дальневосточного отделений Российской академии наук, Российского государственного архива древних актов, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Музея Москвы, Сергиево-Посадского музея-заповедника, Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Мемориального музея им. В.Г. Костомарова (Государственный институт Русского языка им. А.С. Пушкина), представители епархиальных структур, монастырей и независимые исследователи.

В 2023 году главной темой Всероссийской конференции «История Церкви: факт и мысль» стало 575-летие Автокефалии Русской Церкви. В связи с этим пленарное заседание и одна из секций были посвящены обсуждению событий обретения независимости Русской Церковью и феномену автокефалии в целом. Помимо пленарного заседания в рамках конференции осуществлялась работа восьми секций. Для удобства участников конференция была проведена в смешанной, очно-дистанционной форме.

Пленарное заседание открылось приветственным словом ректора Московской духовной академии епископа Звенигородский Кирилла, оглашенным проректором по научно-богословской работе МДА протоиереем Александром Задорновым. В своем приветствии владыка Кирилл отметил, что Автокефалия стала закономерным этапом в развитии Русской Церкви: «Со времени Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром Православие в нашей стране многое пережило и накопило огромный опыт: в просвещении паствы и воспитании новых поколений священнослужителей, создании оригинальной богословской традиции и защите чистоты веры, построении величественных храмов и выдвижении из своей среды настоящих “великанов” духа, вроде преподобного Сергия, игумена Радонежского, в лавре которого мы сегодня находимся. Все эти стороны жизни христианства России создали уникальный характер Православия в нашей стране и обусловили готовность Церкви к самостоятельному существованию». Также владыка подчеркнул своевременность обращения к событиям 1448 года для сегодняшнего дня: «Воспоминание и исследование истории получения Русской Церковью независимости и феномена автокефалии в целом сегодня важны еще и потому, что на историко-канонической почве создается множество мифов, призванных представить благовидные предлоги для оправдания антицерковных по своей природе процессов. Подлинно научное осмысление феномена церковной автокефалии ставит преграду нечистоплотным попыткам пересмотра границ пастырской ответственности Поместных Церквей на современном этапе».

Рабочую часть пленарной сессии открыл своим выступлением профессор архимандрит Макарий (Веретенников) с докладом «Святитель Иона — первый автокефальный митрополит Русской Церкви». Отец Макарий проследил жизненный путь святителя Ионы, акцентировав внимание слушателей на переломных его этапах. Развил тему, связанную с личностью первого предстоятеля автокефальной Русской Церкви, профессор кафедры церковной истории МДА Михаил Викторович Первушин с сообщением «Многоликий Иона: портреты святителя через призму источников». Докладчик показал, как менялся портрет святителя в отражении различных источников в зависимости от времени их создания и авторства. 

Продолжилось пленарное заседание обсуждением явления церковной автокефалии как на Руси, так и в других странах. Проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин показал историю внешних церковных связей в ближайшие за провозглашением автокефалии десятилетия. Правовое содержание понятия «автокефалия» получило раскрытие в докладах проректора по научно-богословской работе МДА протоиерея Александра Задорнова и профессора Олега Германовича Ульянова. Оба докладчика в своих сообщениях анализировали черты, отличающие автокефальное состояние Поместной Церкви, прослеживали развитие представления о них на разных этапах исторического развития, поясняли свои мысли на ярких примерах из прошлого Русской, Грузинской, Сербской и Болгарской Поместных Церквей. 

С заключительным сообщением на пленарном заседании выступил проректор по научно-богословской работе Минской духовной академии Александр Валерьевич Слесарев. Его доклад был посвящен генезису, развитию, современному состоянию и дальнейшим перспективам существования автокефальной идеи в рамках узко националистических идеологий. 

Завершилось пленарное заседание презентацией научных трудов священника Илии Письменюка, посвященных исследованию взаимоотношений Поместных Православных Церквей и Всемирного совета церквей. Отец Илия на протяжении многих лет занимался этой проблемой. Итогом его трудов стала успешная защита диссертации кандидата богословия. Параллельно подготовке диссертации отец Илия участвовал в процессе реализации гранта РФФИ по смежному научному направлению, итогом которого стало издание авторской монографии «Поместные Православные Церкви и Всемирный совет церквей в ХХ веке», а также составление учебного пособия «Хрестоматия. Поместные Православные Церкви и Всемирный совет церквей».

По завершении пленарного заседания всем участникам конференции был предложен обед в Праздничной палате. После обеда началась работа по секциям. 

Секция I «Феномен автокефалии в исторических исследованиях» стала логичным продолжением пленарного заседания. В рамках работы секции прозвучало восемь докладов. Тематически все они были связаны с проблемой автокефалии в древности или на современном этапе. Открыл работу секции В.И. Петрушко с докладом «Московский Собор 1441 г. и его роль в преодолении Флорентийской унии», в котором показал, как принятие унии Константинопольской Церковью поставило вопрос о получении автокефалии Русской Церковью. Продолжилось рассуждение о независимости русского Православия в докладах С.К. Севастьяновой и ее содокладчиков, а также иеромонаха Клавдиана (Меньшикова). В дальнейшем вопрос автокефалии обсуждался применительно к ХХ веку. Священник Евгений Агеев и Р.В. Булдаков представили сообщения о реакции Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов на автокефалистские движения в национальных окраинах Российской империи. Протоиерей Сергий Звонарёв и священник Ярослав Геращенко в своих докладах говорили о рецепции дарования автокефалии Православной Церкви в Америке в рамках межправославного диалога. Заключительным в работе секции стало сообщение священника Александра Лебедева о подготовке и проведении 500-летнего юбилея Автокефалии в 1948 году.

Секция II «Церковная жизнь в советскую эпоху» включала в себя доклады, освещавшие события разных периодов истории Православия в ХХ веке. Сообщения В.В. Никонова и И.Э. Астахова были посвящены драматичному времени борьбы Церкви за выживание в 1920-х годах. Доклады, сделанные остальными участниками, были связаны с событиями и процессами в церковной истории второй половины ХХ века. Диакон Борис Сандар и П.Е. Липовецкий представили свой анализ существующих воспоминаний о церковной жизни того времени. Иеромонах Виталий (Хахонин) и С.А. Секретарëв в своих сообщениях рассказали об отдельных сюжетах, связанных с периодом хрущевских гонений на Церковь. М.А. Жиляк постарался обобщить имеющиеся данные о роли Совета по делам Русской Православной Церкви (Совета по делам религий) в конфессиональной политике государства. Наконец, О.А. Шабалин представил доклад о ранних годах жизни выдающегося архиерея ХХ века — архиепископа Ермогена (Голубева).

Работа III секции освещала жизнь Церкви, государства и общества в Советском Союзе. Первые докладчики затронули в своих сообщениях различные аспекты антирелигиозной кампании на территории СССР. Епископ Волжский и Сернурский Феофан рассказал о процессе реализации в жизнь законодательства о закрытии храмов на территории Марийского Края, а иеромонах Антоний (Малинский) погрузил слушателей в реалии сталинских репрессий, представив вниманию ученого собрания два дела священнослужителей из материалов Темиргоевского НКВД. Тематика повествования следующих докладчиков была связана с церковно-государственными отношениями в Советском Союзе. Священник Константин Рева познакомил слушателей с регламентацией богослужебной практики Русской Православной Церкви в 1968–1977 годы, а протоиерей Павел Романенко рассказал о церковной жизни Краснодарской епархии в середине ХХ века глазами работников аппарата уполномоченного по делам религий. Два доклада были посвящены особому направлению в церковной истории, активно развивающемуся в настоящее время, — исследованию обновленческого раскола. А.А. Самсонов в своем докладе дал характеристику отечественной историографии обновленчества, а М.В. Афанасьев познакомил слушателей с учением обновленческого лжемитрополита Александра Введенского об общественном идеале. Отдельным, по-своему интересным блоком были представлены доклады о личной жизни подвижников благочестия в советское время. В.А. Сельская рассказала о жизненном пути и исповедничестве своего прадеда — протоиерея Авраамия Сельского, а старший преподаватель протоиерей Сергий Забелич представил слушателям историю своей родословной. Исповедническому подвигу святителя Макария (Невского) был посвящен доклад студента диакона Владимира Кузнецова.

В рамках IV секции конференции «История Церкви: Факт и мысль» были представлены доклады, освещающие историю Православной Российской Церкви в начале ХХ века. С сообщениями выступило 12 докладчиков. Тематически доклады представляли собой различные аспекты церковной истории начала прошлого столетия. Первой затрагивалась тема Поместного Собора 1917–1918 годов. Здесь были представлены четыре доклада: протоиерея Алексия Колчерина о подготовке публикации Деяний третьей сессии Собора; А.И. Мраморнова о представлениях членов Священного Собора о войне и мире; диакона Владислава Пшибышевского о повседневной жизни участников Собора; И.М. Константинова о деятельности и функциях руководящего органа Поместного Собора — Предсоборного Совета. В сообщениях священника Дмитрия Лаврова и М.С. Панферова анализировались различные вопросы церковной жизни, освещавшиеся на страницах церковной периодики. Доклад о духовной жизни первой половины ХХ века в г. Каргополе представила Г.Н. Мелехова. Общественно-политические вопросы, будоражившие не только гражданское, но и церковное сообщество, анализировались в сообщениях Н.А. Фроловой, К.А. Черепенникова и диакона Николая Борисова. С.С. Задикян ознакомил участников секции с представлениями русских эмигрантов о религиозности императора Николая II. 

В V секции «Русская Церковь в эпоху средневековья и нового времени: духовная жизнь, культура и дипломатия» докладчики представили разносторонние методологически и тематически сообщения, связанные с этим обширным периодом. Определению специфики религиозной жизни «народного православия» посвятил свой доклад протоиерей Олег Корытко. Другой стороне духовной жизни, на этот раз связанной с общественно-политической тематикой, было посвящено сообщение П.А. Лукьянова, рассказавшего о геральдических изображениях в элементах декора Троице-Сергиева монастыря. М.В. Моисеев и иеродиакон Георгий (Рамазян) докладывали об эпизодах из истории международных религиозных связей русского государства. Истории монастырей и монашества были посвящены сообщения священника Владимира Алёшкова и А.В. Алёшковой, Т.Е. Зинкевич, а также доклад священника Вячеслава Масина. Завершили работу секции сообщения священника Михаила Малютина и А.К. Иногамова на источниковедческие темы. 

Тематика докладов VI секции «Вселенское христианство: история и методология» отличалась широтой охвата хронологических (от ветхозаветных истоков христианства до новейшего времени) и географических рамок (от Италии до Индии, Китая и Японии), а также разнообразием продемонстрированных методов и подходов исторического исследования. В ходе обсуждения представленных докладчиками секции результатов своих научных изысканий участники получили много новой и полезной информации. Значительная часть сообщений, сделанных В.В. Бельским, священником Василием Равликом и диаконом Сергием Кожуховым, были посвящены древней истории. Доклады вызвали живой научный интерес, выступавшим задавались вопросы. Особенный акцент был сделан на истории христианства в Восточной Азии — этому региону было посвящено четыре доклада — В.А. Гайкина, И.В. Кузьминой, П.Г. Борисова и Ли Цзин. В этой связи присутствовавшие смогли приобщиться к опыту и духовному наследию миссионеров, трудившихся на Дальнем Востоке и в Японии. Доклад о положении христиан в Индии привлек особое внимание и вызвал живое обсуждение, едва не перешедшее в дискуссию. Сообщения А.А. Кутузовой и А.А. Тихонова затрагивали проблематику коммуникации христианства и западного общества. Завершающим аккордом секции стал новаторский доклад священника Георгия Гуторова, осветивший проблемы исследования и классификации изобразительных исторических источников.

В рамках работы VII секции «Проблемы истории духовного образования в России» участники поделись результатами своих исследований в области прошлого семинарий, академий и других церковных просветительских учреждений. Священник Виталий Гуляев посвятил свой доклад нереализованному проекту открытия духовной семинарии в Сибири в 1940–1960-х годах. В сообщении священника Александра Быканова были приведены данные об организации и функционировании церковно-приходских школ в Тамбовской епархии. Большой блок докладов освещал историю Московской духовной академии на разных этапах ее существования. Отрадно, что среди докладчиков этой части были не только студенты и преподаватели МДА, но и приглашенные специалисты. С.В. Панченко представил на основе статистики портрет студента МДА в XIX веке, а А. Берчук рассмотрел проблему распределения выпускников духовной школы в том виде, в каком она сложилась после реформы 1884 года. Неподдельный интерес участников вызывали сообщения о последних годах жизни МДА в дореволюционный период. Г.Е. Колыванов, монахиня Сергия (Каламкарова) и священник Дмитрий Фёдоров в своих сообщениях осветили различные аспекты жизни духовной школы в 1914–1920 годах. Не менее интересными представляются доклады о жизни возрожденной в середине ХХ века Московской духовной академии. И.С. Рязанов, К.А. Курников и В.А. Веретенников посвятили свои сообщения истории МДА в советский период. 

VIII секция под названием «Миссия, просвещение и общинная жизнь в истории христианства» работала в дистанционном режиме. Доклады участников секции были посвящены широкому кругу тем, связанному с церковно-общественными и просветительскими вопросами. Доклады А.А. Филипповой и Р.В. Черкасова были посвящены известным своими архитектурными достоинствами и богатой историй храмам — церкви святого Иоанна Крестителя в селе Царево-Займище и Покровскому собору Измайловской богадельни. Доклады целого ряда участников концентрировали внимание слушателей на вопросах христианского образования и просвещения. К.А. Шеманаев и В.А. Юрин сделали доклады о разных сюжетах в истории развития систематического христианского образования. С.В. Немшон говорил о важности личности в деле образования и науки на примере митрополита Сильвестра (Косова), а А.Г. Корнеева представила в своем докладе интересные сведения о деятельности просветительского братства при Московской духовной академии в начале ХХ века. С.О. Самохлиб сделал сообщение об особенностях работы православных миссионеров на Дальнем Востоке в Синодальный период. Доклады иеромонаха Серафима (Тищенко), диакона Константина Бабака и священника Серафима Беляева были посвящены проблематике церковно-общественных отношений в последние годы Российский империи и в период революции.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας