В Академии прошел «День с преподобным Паисием»
31 марта в Московской духовной академии состоялась серия памятных мероприятий, посвященных 100-летию преподобного Паисия Святогорца.
Открыл «День с преподобным Паисием» в Большом зале Московской духовной академии заслуженный профессор МДА Алексей Ильич Осипов, который отметил, что святых мы прославляем даже не за труды, а за ту глубину смирения, которую постигает человек. Мера святости и есть мера смирения.
Затем перед собравшимися выступила Наталья Евгеньевна Сухинина, первый главный редактор издательства «Святая Гора». В свое время из Свято-Троицкой Сергиевой лавры по благословению Святейшего Патриарха Алексия II она начала свое пешее и автостопом паломничество в Иерусалим. Потом трудилась в возрожденной Лавре первым экскурсоводом. А затем Господь открыл ей нашего святого современника преподобного Паисия. Н.Е. Сухинина издала шеститомное собрание «Слов» преподобного Паисия Святогорца. Специально для этого собрания некогда было создано издательство «Святая Гора».
Мастер-класс «Как создавать добрые помыслы?» провел в тот день писатель и миссионер иерей Валерий Духанин. Добрые помыслы, конечно, помогает творить Иисусова молитва. Когда мы молимся с сокрушением, благодать касается нас, сердце наше смягчается, и в каком-то смысле это и есть уже сердечная молитва.
К старцу Паисию как-то пришли монахи: «Отец Паисий, ты исихаст, научи и нас». «Какой я исихаст? — запротестовал он. — Я только прошу у Бога милости».
Какой совет он давал по достижению сердечной молитвы? Говорил, что сердцем, а не умом мы будем молиться, лишь когда ощутим в сердце боль.
Святой Паисий доносил до нас: нужно стараться из всего извлекать какой-то урок. Вот обидел нас кто-то, и эти помыслы стучат-стучат в наших мозгах и мешают нам молиться — мы как о бетонную стену бьемся о них. Так они-то и есть эта стена, что теперь отделяет нас от Бога. Еще до молитвы надо стараться работать со своими помыслами — всех простить, прочитать главу-другую Евангелия. Но во всём должно быть рассуждение.
Своими воспоминаниями о жизни в афонском монастыре Кутлумуш, где подвизался некогда монах Паисий, поделился священник Димитрий Беседин: «Знаете, старец Паисий однажды сказал, что мы должны молиться не столько, сколько молятся в соседнем монастыре, а столько, сколько выдерживает братия».
Участник молодежной экспедиции на Афон «Реконструкция жизни преподобного Паисия Афонского» Игорь Ильин поделился видеозарисовками восхождения на Святую Гору и зачитал свои дневники, что вел в том паломничестве.
Еще одно видеопослание — на сей раз воспоминания святогорского схиархимандрита Анастасия (Топозиуса) — пришло непосредственно со Святой Горы. Пастырь рассказывал:
«Как раз мы рубили дрова с одним монахом в Панагуде — келье старца Паисия — и увидели паломника.
— Далеко ли келья старца Паисия? — спрашивает нас явно приезжий издалека юноша.
Прошло полчаса, 40 минут, и он возвращается назад. Мы смотрим — совершенно другой человек.
— Что случилось? — спрашиваем мы его.
— Я снова чувствую, я живу.
— Какой бензин он тебе налил, — стали тогда шутит те, кто понимал эту перемену. — Супербензин?
— Да, супербензин. Я живу!
Профессор МДА архимандрит Платон (Игумнов) привел слова Священного Писания: «Претерпевший же до конца, спасется» (Мк. 13:13). Также он напомнил, что «мы призваны оценивать все явления нашей жизни с точки зрения христианского миросозерцания. А его центром является Боговоплощение и Крестная Жертва Спасителя. Господь пришел, чтобы нас, людей земли, приобщить к вечной жизни в Боге. Когда Он пришел в мир, на всём лежала печать смерти, но Господь преобразил наш человеческий мир и продолжает его преображать.
Христианский мир — это еще и миллионы тех душ, что последовали за Христом и составляют ныне уже торжествующую небесную Церковь. Мы берем пример со святых, которые наставляли нас в истинах благочестия, но иногда создается иллюзия, что жизнь святых была легкой. Это не так — и жизнь преподобного Паисия Святогорца один из примеров тому».
У свободного микрофона каждый желающий мог поделиться своими личными историями участия в их жизни преподобного Паисия. Ты его только попроси — и он ответит. Кому-то он помог съездить в Грецию и посетить монастырь Суроти со своей могилкой, а после построить у себя на родине в России часовенку в его честь.
Другим помог в усыновлении двух осиротевших мальчиков из Луганска. А кому-то послал долгожданного вымоленного собственного сына, названного в честь преподобного его именем в миру — Арсений. Переболев менингитом, мальчик оглох, хотя врачи пугали еще и тем, что ослепнет. Но он все-таки видит. А мама не опустила руки и создала Социальный центр имени преподобного Паисия Святогорца, где по благословению митрополита Евлогия (Смирнова), ранее Владимирского и Суздальского, помогает сиротам-инвалидам.
В семье священника с Украины, матушка которого гостила как раз сейчас в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, бумажная иконка преподобного Паисия реально заплакала накануне Майдана. Семейство перепугалось, подумали, что святой плачет о них, а оказалось — обо всём украинском народе.
Татьяна Боровикова, многодетная мама, что некогда возглавляла общественную организацию «Много деток — хорошо», предложила создать Дом милосердия имени святого Паисия Святогорца.
Всем выступавшим на этих мероприятиях памяти преподобного Паисия дарили книгу главного редактора медиаресурса «Святые online» Ольги Орловой «Старец Паисий. Путь к святости». Издатель медиаресурса, фонд «Медиа просвещение», стал одним из организаторов мероприятия вместе с радио «Радонеж» и его главным редактором Николаем Бульчуком, фондом «Покров», Объединением православных ученых, Евразийским деловым клубом, Российским клубом православных меценатов.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας