Состоялся визит профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) в Белорусский экзархат Русской Православной Церкви
С 13 по 19 ноября 2023 г. состоялся визит наместника Андреевского ставропигиального монастыря, профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) в Белорусский экзархат Русской Православной Церкви по приглашению митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
Основная цель визита — проведение богословских лекций и встреч в рамках общей духовно-образовательной деятельности Белорусской Церкви Московского Патриархата. В 2017 г. в Белорусском Экзархате начали работать курсы повышения квалификации для духовенства на базе Минской духовной академии и Минской духовной семинарии, на которых читаются лекции по определённой программе, а также существует традиция организации духовно-образовательных встреч для духовенства в епархиях. Получение духовенством дополнительного духовного образования и базовых знаний — существенно важная задача, особенно с учётом сложных реалий современной эпохи.
Один из предельно важных и актуальных вопросов: что происходит в мире Православных Церквей? Почему между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом прервано евхаристическое общение? Как можно описать и обосновать соборную экклесиологию и чем она отличается от экклесиологии, в основе которой лежит понятие чрезмерного первенства? Каковы опасные тенденции первенства Константинопольского Патриархата в современном мире?
На данные вопросы с учётом церковно-исторической и канонической перспективы были даны ответы в развёрнутой лекции игумена Дионисия (Шлёнова) под названием «Критика теории первенства чести и власти Константинопольского Патриарха». Данная лекция сопровождалась показом презентации с несколькими десятками слайдов.
В качестве эпиграфа к лекции выбраны слова свт. Афанасия Александрийского «одностороннее не имеет силы» (τὰ κατὰ μονομέρειαν ἰσχὺν οὐκ ἔχει). Данные слова, первоначально направленные против арианского учения, Иерусалимский Патриарх Досифей произнёс в 1686 г. о Константинопольском Патриархе — подчёркивая недопустимость любых односторонних решений.
В результате односторонней реализации теории первенства Константинопольского Патриарха происходит отступление от традиционных ценностей и понятий. Сторонники данной теории настаивают на относительности канонов и малозначимости святоотеческого предания. При этом их уверенность в том, что и каноны, и святоотеческая традиция поддерживают именно их теорию, не подтверждается фактами.
К основополагающим постулатам теории первенства среди прочих относятся:
- Первенство чести и власти принадлежало Римской Церкви в I тысячелетии, а значит, его унаследовала Константинопольская Церковь во II-м.
- Константинопольская Церковь стала обладать первенством чести и власти на Востоке начиная со II Вселенского Собора (381 г.) и в любом случае после IV Вселенского Собора (451).
- Константинопольская Церковь в отличие от других автокефальных Церквей имеет вселенский характер и является — по чудесному исключению — Церковью без границ, призванной иметь заботу и попечение о всех остальных Церквях.
- Константинопольская Церковь имеет исключительное право предоставлять автокефалию церкви в любой независимой стране.
- Константинопольская Церковь имеет право руководить всей диаспорой, то есть приходами всех церквей вне их национальных границ.
В основной ткани лекции показывается призрачность данных и аналогичных постулатов, в которых желаемое выдается за действительное. Экстерриториальная апелляция, юрисдикция, икономия, автокефалия не могут иметь место в традиции соборной Церкви, которая учит о равноправных Поместных Православных Церквях вне зависимости от времени их создания. Для доказательства соборной экклесиологии Церкви детально разбираются церковные правила (особо — актуальные 9, 17 и 28 правила Халкидонского Собора) и 123 новелла императора Юстиниана, которая во многом легла в основу дальнейшего законодательства и соответствует соборному церковному устройству. Права и привилегии Константинопольского Патриарха византийской или поствизантийской эпохи носили эпизодический характер и не могут применяться в современное время. В частности, толкования Феодора Вальсамона, которыми пользуются сторонники теории первенства, не могут обосновать экстерриториальные деяния Константинополя в настоящее время.
В понедельник 13 ноября лекция была представлена духовенству Гродненской епархии. В течение двух часов докладчик раскрывал перед собравшимся священством подлинный смысл канонической традиции Православной Церкви, делая особый акцент на недопустимости экстерриториальных решений и подходов. Признание так называемой «Православной церкви Украины» со стороны Константинопольского Патриархата осенью 2018 г. — категорически недозволительное деяние, притом что тенденция к односторонним решениям восходит к предшествующим эпохам, но в последнее время приняла самые неприемлемые формы.
В тот же день во второй лекции «Покаяние в святоотеческой и византийской традиции» духовенству Гродненской епархии была представлена история Таинства Покаяния и основные смыслы, которые вкладывали святые отцы и христианские писатели Византии в данное понятие. Покаяние (μετάνοια) в дословном переводе с древнегреческого означает «изменение точки зрения или сознания». В духовном смысле — это духовное уврачевание, движение, богопознание. Покаяние считалось святыми отцами одной из добродетелей и при этом предельно важной. По точному выражению прп. Никодима Святогорца «нет более страшного греха, чем грех нераскаянной совести». Прп. Симеон Новый Богослов учил о «непрестанном плаче», как об особо важной добродетели, и о «непрестанном покаянии».
Во вторник 14 ноября критика теории первенства была раскрыта перед духовенством двух епархий: Новгородской и Лидской — в Жировичском Свято-Успенском митрополичьем монастыре. Особый акцент делался на понятии гармонии, которое можно применить во взаимоотношениях между Церквями. Каждая Православная Поместная Церковь имеет общее и частное — то своеобразие, которое позволяет ей обогащать общее духовное единство без доминирования и превозношения. В целом были повторены и раскрыты общие тезисы об отсутствии здравых предпосылок для первенства как в Западной Церкви в первом тысячелетии, так и в Восточной Церкви, которая отстаивала принципиальную важность соборного равночестного и равноправного устройства Церкви.
После завершения лекций Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Жировичского монастыря, ректор Минской духовной семинарии, наградил игумена Дионисия юбилейной медалью «В память 500-летия Успенского Жировичского мужского монастыря».
В среду 15 ноября в Солигорске состоялась аналогичная встреча с духовенством Слуцкой епархии.
Здесь, как и ранее, после лекции был задан ключевой вопрос: «А что же далее? Удастся ли преодолеть печальное разделение?» В ответ указывалось на важность открытого диалога на основании истины. По слову Священного Писания «невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18, 27). На основании истины и традиции Православия можно преодолеть данное разделение, что, однако, предельно сложно с учётом недиалогичности другой стороны, опирающейся больше на субъективную идеологию, чем на объективную науку.
В четверг 16 ноября в Минске игумен Дионисий дал интервью для программы «Прикосновение к свету» на телеканале РТР-Беларусь.
После интервью игум. Дионисий принял участие в VIII богословской конференции «Церковная наука в начале III тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития»1 с докладом, посвящённом учению о высшей судебной власти византийского канониста и богослова XIV в. иером. Матфея Властаря в контексте его богословских взглядов. Данный доклад представляет собой попытку раскрыть один из частных аспектов общей темы в защиту соборной экклесиологии. Хотя сторонники теории неумеренного первенства ссылаются на иером. Матфея как на своего предшественника, в действительности комплексное рассмотрение учения о высшей церковной власти в «Алфавитной синтагме» ясно показывает, что иером. Матфей считал высшими судьями предстоятелей Поместных Церквей — каждого для своей юрисдикции — а не одного только Константинопольского Патриарха. Данное понимание усиливается на фоне богословских взглядов иером. Матфея как сторонника учения свт. Григория Паламы о Боге, непостижимом по сущности и постижимом/приобщимом для достойных по нетварным божественным энергиям. В свете данного учения представления об иерархичности среди Лиц Святой Троицы как аналог для аналогичных иерархических отношений среди предстоятелей Церквей (современная концепция митр. Иоанна (Зизиуласа) в защиту первенства власти) становятся совсем не обоснованными.
После Пленарного заседания конференции состоялась встреча с духовенством Борисовской епархии на общую тему с критикой теории первенства. Перед аудиторией была представлена соборная экклесиология Православной Церкви по принципу гармонии, нарушение которой через реализацию теории первенства власти Константинопольского Патриарха приводит к трудноисправимым тяжелым последствиям и в теоретических обоснованиях, и на практике.
В пятницу 17 ноября лектор оказался в пределах южной Белоруссии в Гомельской епархии. Первая встреча — с частью духовенства ряда благочиний — состоялась в Гомельском епархиальном управлении.
Вторая — с другой частью духовенства других благочиний — во второй половине дня в Светлогорске.
В частности, на лекциях были рассмотрены обвинения в так называемой ереси филетизма/этнофилетизма в адрес Болгарского экзархата на Константинопольском соборе 1872 г. и проведены некоторые аналогии с современной ситуацией. К сожалению, уже в ту эпоху обвинителей сплачивала экклесиология первенства, которая ещё более усиливается в современную эпоху.
В субботу 18 ноября игумен Дионисий сослужил митрополиту Вениамину и сонму белорусского духовенства в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Тарасово Минского района.
На богослужении присутствовали председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майор Молостов Константин Геннадьевич, заместители председателя Государственного пограничного комитета, а также курсанты ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь». Перед началом богослужения военнослужащими пограничных войск в храм была принесена хоругвь отряда пограничного контроля «Минск», освящённая Патриаршим Экзархом во время совместной молитвы с воинами-пограничниками 22 ноября 2015 года. В армии и особенно в пограничных войсках чтут память архистратига Михаила как покровителя и защитника воинства. Почитается архистратиг Михаил и в храме-колокольне Андреевского ставропигиального мужского монастыря в Москве.
В воскресенье 19 ноября после ранней литургии в кафедральном Свято-Духовом соборе г. Минск были проведены две последние встречи — с молодёжью во Всехсвятском храме г. Минск и с насельницами Свято-Елизаветинского монастыря. Встречи носили духовно-нравственный характер. На встрече с молодёжью была представлена презентация-доклад о предании и свободе в святоотеческой традиции.
На основании ряда первоисточников из святоотеческой и византийской традиции были выявлены и актуализированы основные смыслы данных понятий и их глубокая взаимосвязь. Слова свт. Иоанна Златоуста предельно актуальны:
«Где Христос, там свобода, равноправие всех, равнозаконие, равночестность, ибо все куплены честной кровью. Посему уже ни раб еси, ни иудей, но свободный, ибо все мы во Христе стали свободными».
На такой духовно оптимистической ноте завершились встречи на Белорусской земле. Критика теории первенства совсем не означает нелюбви к греческому миру и культуре. Однако об истине надо говорить, ведь именно её и хранит святая Церковь как столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).
Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор МДА, игум. Дионисий (Шлёнов) вернулся в московскую обитель с научным приобретением — полным каталогом библиотеки Радзивиллов, которая в настоящее время хранится в центральной библиотеке Минска и является самым крупным собранием старопечатных книг в Белоруссии.
Сайт Андреевского монастыря /Пресс-служба МДА