Санкт-Петербургский симфонический оркестр имени И.А. Мусина выступил в Московской духовной академии (ВИДЕО)
14 мая в Большом актовом зале МДА выступил Санкт-Петербургский симфонический оркестр имени И.А. Мусина. В концерте приняли участие лучшие артисты академических коллективов России, а также солисты Мариинского театра, заслужившие мировое признание. Дирижер оркестра — Роман Леонтьев.
Симфонический оркестр увековечивает память о великом учителе, дирижере и гениальном методисте Илье Александровиче Мусине. Среди его учеников — Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Александр Канторов, Владислав Чернушенко, Василий Синайский, Александр Титов, Сабрие Бекирова, Теодор Курентзис, Туган Сохиев, Эммануэль Ледюк-Баром, Роман Леонтьев, Рудольф Баршай и другие знаменитые на весь мир дирижеры и музыканты.
За несколько минут до начала концерта ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий и генеральный директор благотворительного фонда помощи детям и молодежи в культуре, спорте и просвещении «Будущее России» Кюри Усманов заключили договор о сотрудничестве. Этот фонд выступил организатором концерта Санкт-Петербургского симфонического оркестра имени И.А. Мусина в Московской духовной академии.
Перед началом концерта зрители посмотрели видеоролик-презентацию Московской духовной академии, который подготовила пресс-служба МДА в марте 2019 года.
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий приветствовал гостей:
Одна из миссий Московской духовной академии — поддерживать и развивать искусство, традиционную русскую культуру. Церковь, как наиболее консервативный институт общества, призвана сохранять традиционную культуру. Эта особенность изначально задана в церковном мировоззрении и укладе жизни. Именно благодаря христианству развилась и сохранилась культура, ставшая, пожалуй, самой сильной и убедительной среди всего мирового разнообразия.
Но нужно помнить, что вместе с миссией сохранять мы не должны становиться препятствием на пути к развитию нового. Искусство — это выражение божественного творческого начала в человеке. И как все поистине божественное — искусство разнообразно, неповторимо, бесконечно. Именно поэтому искусство противится плагиату. Потому что Божественный дар — бесконечен. И, тем не менее, порой что-то новое кажется пугающим, чужеродным. Мы устроены так, что легче воспринимаем то, к чему привыкли. Во все времена есть люди, которые не могут принять новых идей, нового образа мысли, новых способов выражения своих мыслей. Это нормально, поскольку это одно из качеств человеческой натуры.
Главный критерий, которым мы должны руководствоваться в восприятии искусства, — это рост, духовный и интеллектуальный. Всякое произведение искусства имеет внутреннее содержание, и это содержание должно преображать нас, должно помогать нам становиться выше, а не опускаться ниже.
Творчество, будучи божественным языком, проявляет себя по-разному в различные эпохи. И это разнообразие, пожалуй, и есть самое прекрасное в искусстве. Церковь всегда принимала искусство как инструмент проповеди, ведь искусство имеет характер неутилитарный, оно подразумевает то, что в человеке есть нечто высшее, и это явное выражение присутствия частички божественного в мире и в каждом из нас. Я считаю, что так должно быть и сейчас. Искусство во всех его проявлениях, а особенно — в музыке, является отражением нашего поиска Бога».
В первом отделении концерта оркестр исполнил полонез и ариозо Ленского из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», первую часть симфонии № 40 Вольфганга Амадея Моцарта, «Кампанеллу» Никколо Паганини, песенку Герцога из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди, «Зиму» и «Лето» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Солировали лауреат международного конкурса П.И. Чайковского Гайк Казарян и солист Мариинского театра Александр Михайлов.
В антракте ректор и высокопоставленные гости общались со студентами Академии.
Во втором отделении публика услышала произведения Г. Свиридова «Время вперед», А. Петрова «Петербургские тайны» и «Берегись автомобиля», М. Таривердиева «Снег над Ленинградом», Д. Кандера «Нью-Йорк, Нью-Йорк», М. Леграна «Шербургские зонтики» и «Ветряные мельницы», В. Космы «Игрушка», Л. Даллы «Памяти Карузо». Солировал Александр Михайлов.
Когда оркестр исполнял произведение «Время вперед» Г. Свиридова, солировал духовой орган. Это один из уникальных инструментов, изготовленных выдающимся мастером Павлом Чилиным. Выпускник института авиационного приборостроения, он увлекся вначале игрой на лютне, но нашел свое призвание в органе. Больше тридцати лет Павел Ульянович изготавливает эти инструменты, проживая в настоящее время в своем доме-мастерской в поселке в Ленинградской области.
Произведения знаменитого французского композитора М. Леграна прозвучали с соло его ученика и спутника в гастрольных турах — пианиста-импровизатора Константина Полякова.
Прямая трансляция концерта шла на всех экранах Академии, а также на YouTube-канале и в Instagram-аккаунте.
После концерта архиепископ Амвросий поблагодарил дирижера и музыкантов симфонического оркестра за мастерское исполнение. Во внимание к трудам на благо Академии ректор МДА наградил организатора концерта, президента фонда «Будущее Родины» Кюри Зайндиевича Усманова медалью святителя Филарета, митрополита Московского, III степени. Кюри Зайндинович поблагодарил академическую семью за теплый прием музыкантов и пообещал продолжить цикл подобных мероприятий в МДА.
На концерте присутствовали Президент благотворительного фонда «Будущее Родины» Кюри Усманов, посол Республики Кот Д’Ивуар господин Роже Ньянго, вице-президент фонда святителя Василия Великого Михаил Вильтер, исполнительный директор фонда «Церковь и Культура» Людмила Киселева, президент Общественной организации «Союз деловых женщин Сергиево-Посадского района» Валентина Устименко, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин, представители городской и районной администрации и многочисленные гости.
Благотворительный фонд Кюри Усманова «Будущее России» выступил организатором концерта Санкт-Петербургского симфонического оркестра имени И.А. Мусина в Московской духовной академии.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας