Ректор МДА епископ Кирилл совершил воскресную Литургию в храме святого Александра Невского при воинской части поселка Совхоз
1 октября, накануне воскресного дня, в Покровском храме Московской духовной академии ректор епископ Звенигородский Кирилл совершил всенощное бдение. Архипастырю сослужили преподаватели и студенты в священном сане.
Перед чтением кафизм с проповедью к молящимся обратился студент 1 курса магистратуры Сергей Коновал. В своем слове проповедник уделил внимание экзегезе евангельского отрывка, прочитанного за воскресной утреней.
2 октября, в воскресный праздничный день, владыка возглавил Божественную литургию в домовом храме святого благоверного князя Александра Невского при воинской части поселка Совхоз Сергиево-Посадского района.
Владыке Кириллу сослужили преподаватели Московской духовной академии в священном сане.
После богослужения архиерей обратился к военнослужащим и прихожанам храма со словом проповеди:
«Милостью Божией, после довольно долгого перерыва, мы совершили здесь, в храме святого благоверного князя Александра Невского, Божественную литургию. Недавно этот святой храм праздновал свой престольный день — день памяти святого благоверного князя Александра Невского, который является покровителем воинов. В память о сегодняшней службе, которая, я надеюсь, положит начало постоянным богослужениям здесь, мы преподаем этому храму в дар изображение нашей прекрасной Троице-Сергиевой лавры. Воинская часть находится рядом с Лаврой преподобного Сергия, и это очень символично, ведь игумен земли Русской, как мы именуем преподобного Сергия, также является добрым покровителем воинства. Он усердно возносил свои молитвы за русское воинство и весь народ Христу Богу в дни татаро-монгольского нашествия. Особо, конечно, преподобный просил Бога о том, чтобы Он помог одолеть внутреннего врага — преодолеть то разделение, которое образовалось в стране в то время. Требовался колоссальный духовный труд, чтобы объединить силы русского народа и противостать внешнему врагу.
В наше довольно тяжёлое время, когда идет военная операция и растет число жертв с обеих сторон, многие люди оказываются в растерянности и не понимают, почему все это все происходит. Особенно это касается наших сограждан, которых мобилизовали совсем недавно. Но ведь военнослужащим хорошо известно, что когда воин не мотивирован, не понимает, зачем он должен подвергать свою жизнь опасности, он может принести больше вреда, чем пользы во время боевых действий. Поэтому в настоящее время общая задача церковнослужителей и военного начальства состоит в том, чтобы поддержать и вразумить растерянных, духовно сплотить защитников Родины. Информационная война, которая уже давно ведется против нашей Отчизны,сегодня требует особенной духовной собранности и трезвости, а победа в ней сейчас не менее необходима, чем на поле боя.
Во время Великой Отечественной войны атеистическая власть вспомнила о Церкви, вспомнила о необходимости молитвы. Мы надеемся, что и в наше время воины и их родственники, все мы, духовно соберемся. Святейший Патриарх недавно сказал в проповеди на праздник Рождества Божией Матери о необходимости духовной мобилизации, духовной концентрации сил нашего общества.
Конечно, есть люди, которые мало понимают, что такое молитва и как вообще нужно молиться. Но даже с такими людьми подчас случались удивительные вещи. В советское время был один замполит, который в период войны в Афганистане возил с собой крестик в партбилете. В этот документ все равно никто не заглядывал, поэтому этот офицер спрятал крестик именно там. Кроме того он подбадривал своих солдат не только какими-то обычными для советского времени идеологическими штампами, но давал им порой и духовное наставление. Иной раз подойдёт к нему солдат и скажет: “Товарищ офицер, чем больше я служу, тем вера моя больше укрепляется. Разные случаи происходят. Бывает помолюсь, и приходит какая-то особая помощь. Как мне быть, ведь я же комсомолец?”. А он, будучи советским офицером, на это отвечает: “Тебе вера помогает служить? Не мешает? Вот и хорошо. Служи и молись незаметно, про себя”.
Еще один замечательный случай, о котором хочется вам рассказать, произошел во время Великой Отечественной войны. Часто именно в таких критических ситуациях люди обретают веру и опыт молитвы. Одна медсестра, оказавшись на фронте, не знала ни одной молитвы. Когда вокруг нее происходили минометные удары, свистели пули, умирали люди, она была в шоковом состоянии. Одна из старших медсестер говорит ей: «Молиться надо! Что же ты не молишься?», а она в ответ говорит: «Я молитв не знаю».
— Ну “Отче наш”- то ты знаешь? Читай эту молитву.
Но молодая девушка и “Отче наш” не знала, но подумала, что эта молитва состоит всего из двух слов — Отче наш. Она и стала читать: “Отче наш”. Вытягивает раненого и читает: “Отче наш! Отче наш!”. И так эта молитва шла из глубины ее сердца, что даже раненые стали замечать от этой медсестры что-то особенное: «Чувствуем, что, когда перевязывает эта медсестра, идёт какая-то особая теплота».
Так она всю войну и прошла, молясь только двумя словами — Отче наш. Уже после войны, находясь в храме, она по прежнему молилась этими словами, и в то момент ей сказали: «А ты что дальше не читаешь?» А она спросила: «А что, дальше есть какие-то слова?” Так духовная жизнь человека строится по удивительным законам. Порой люди, находясь на совершенно разных этапах духовного возрастания, проходят некоторые схожие этапы. Духовная жизнь христианина, по учению святых отцов, напоминает некое спиралевидное движение. Та медсестра не читала Евангелия, не знала основ веры, но всю войну прошла со словами «Отче наш» на устах. В то время как один великий подвижник на Афоне имел некий схожий опыт, конечно, на своем уровне. Он был умудрен в изучении святоотеческих трудов, знал монашеские уставы, поучался ежедневно в Евангелии, много молился. Однако, когда он читал молитву «Отче наш», его ум останавливался на тех же ее начальных словах и не мог идти дальше. Старец поражался той глубокой мысли, что Бог — наш Отец. «Я, — говорил подвижник, — долгое время находился в духовном восторге от смысла этих двух слов так, что не мог читать эту молитву дальше». Таково было его духовное созерцание. Действительно, бывает, что люди на совершенно разных уровнях проходят некий единый духовный опыт.
Молитвенно желаем, чтобы нынешнее военное противостояние в скором времени завершилось. Но нам не стоит забегать вперёд и жить будущим. Важно, чтобы настоящее время мы использовали во благо своей душе и нашим ближним могли помочь, что-то подсказать и получили бы большую духовную пользу от того испытания, через которое нас проводит Господь Бог, а преподобный Сергий будет помогать всем зде трудящимся, поддерживать дух офицеров и солдат. Благодарим всех за службу».
Литургию в Покровском храме МДА возглавил архимандрит Венедикт (Князев) в сослужении академического духовенства.
После запричастного стиха студент 1 курса магистратуры Артём Бычков произнес проповедь. Размышляя над сегодняшним евангельским и апостольским чтением, проповедник попытался найти ту единую мысль, которая объединяет между собой разные на первый взгляд тексты. Если внимательно всмотреться в предложенные Церковью чтения, то можно увидеть, что в каждом из них звучит единый призыв — быть сотрудниками Христа, служителями благой вести о Нем. Каждый человек получает свой талант, свое дарование, свою особенную благодать, способную помочь ему стать достойным соработником у Бога.
Справка:
На всенощном бдении епископу Кириллу сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), Иларион (Фарковец), архимандрит Лука (Головков), архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Лазарь (Гнатив), игумен Филипп (Жиляков), игумен Герасим (Дьячков), игумен Мелетий (Соколов), иеромонах Варнава (Лосев), иеромонах Феодор (Юлаев), иеромонах Фаддей (Прядун), иерей Валерий Духанин, иеромонах Кассиан (Плоский), иерей Андрей Якубов, иеромонах Иоанн (Мерзляков), иеромонах Мефодий (Агус), диакон Дмитрий Маслов, диакон Николай Гоюк.
На Божественной литургии в храме святого благоверного князя Александра Невского епископу Кириллу сослужили: иеромонах Варнава (Лосев), иеромонах Фаддей (Прядун), иеромонах Дамиан (Воронов), диакон Дмитрий Маслов.
Песнопения Литургии исполнил хор МДА под управлением Е.В. Боровинского.
На Литургии в Покровском храме архимандриту Венедикту сослужили: архимандрит Платон (Игумнов), Иларион (Фарковец), архимандрит Лука (Головков), архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Лазарь (Гнатив), игумен Филипп (Жиляков), игумен Герасим (Дьячков), игумен Мелетий (Соколов), игумен Киприан (Ященко), иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Валерий Духанин, иеромонах Кассиан (Плоский), иерей Андрей Якубов, иеромонах Иоанн (Мерзляков), иеромонах Мефодий (Агус), иеродиакон Феодосий (Макаров), диакон Николай Гоюк.
В Покровском академическом храме песнопения всенощного бдения и Литургии исполнили хоры под управлением В.В. Чувилова и К.А. Тарелкиной.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας