Ректор Академии возглавил богослужение утрени Великой Среды в семинарском храме
Проникновенные песнопения, исполняемые за богослужением Великой Среды, раскрывают перед нашим мысленным взором историю, произошедшую в доме Симона прокаженного. Вслушиваясь в них и вникая в их смысл, мы становимся как бы свидетелями события, которое произошло более двух тысяч лет назад. Однако цель богослужебных песнопений не состоит лишь в поэтическом изложении истории. Она намного глубже.
Искусно составленные византийскими композиторами и гимнографами, стихиры Великой Среды предлагают нам взглянуть на две исторические фигуры — Иуду Искариота и безымянную блудницу — более внимательно и увидеть резкое противопоставление их образов. Стихиры дают наиболее яркие характеристики каждого образа, доводят их до предела, соотносят друг с другом и предлагают слушателям нравственный вывод на основе сравнения.
Распростерла блудница власы Тебе, Владыка, распростер Иуда руки беззаконным: одна, чтобы принять оставление прегрешений, другой же — взять сребреники…»
О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замыслил коварно поцелуем предать. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо благоуханного мира злобу смердящую: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!»
В лице Иуды мы видим близкого ученика, друга, сотрапезника, который разочаровывается в своем Учителе, отвергает Его и идет на предательство ради денег. Блудница в данном случае предстает полным антиподом Иуды. В ее лице мы видим женщину, опустившуюся на самое дно социума, презираемую и отвергаемую всеми. Но в своем покаянии, в решительном желании «порвать» со своим прошлым она ищет общества Христова, ищет встречи с Ним и, вероятно, отдает все свои деньги, чтобы купить миро и возлить его на главу Спасителя. Каждый из этих людей сделал свободный выбор в отношении Господа: один отверг Живодавца всех, другая же, ощутив Божество Спасителя, устремилась к Нему.
11 апреля, накануне Великой Среды, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл возглавил богослужение утрени в храме преподобного Иоанна Лествичника. Владыке сослужило академическое духовенство.
12 апреля студенты и преподаватели собрались в Покровском академическом храме, чтобы совершить великопостные часы, изобразительны и вечерню с последней в этом году Литургией Преждеосвященных Даров. Возглавил Литургию архимандрит Платон (Игумнов).
Сегодня Церковь также завершает чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая звучала в храмах на протяжении всей Святой Четыредесятницы.
Проповедь по запричастном стихе произнес студент 1 курса магистратуры Александр Бондарев. В своем слове он рассказал о тех мессианских чаяниях, которые были распространены в период земного служения Господа, и о том, как они отразились на судьбе иудейского народа.
Справка:
За Божественной литургией архимандриту Платону сослужили: архимандриты Иларион (Форкавец), Лука (Головков), Симеон (Томачинский), игумены Адриан (Пашин), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), иерей Павел Лизгунов, иеромонахи Феодор (Юлаев), Дамиан (Воронов), Михей (Копытов), Георгий (Пименов), диаконы Димитрий Маслов, Николай Гоюк, иеродиаконы Филарет (Зубов), Иннокентий (Мелихов), Антоний (Стребляченко).
Песнопения утрени Великой Среды в храме преподобного Иоанна Лествичника исполнили 1-й смешанный хор под управлением С.П. Боровинской и 3-й смешанный хор под управлением К.А. Букуровой.
За Божественной литургией в Покровском храме пели 1-й академический хор под управлением Е.В. Боровинского и 2-й смешанный хор под управлением К.А. Алексеевой.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας