Проректор по научно-богословской работе Академии выступил на научном семинаре в Риме — Московская духовная академия
Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Проректор по научно-богословской работе Академии выступил на научном семинаре в Риме

21–23 апреля 2025 года в Риме прошел XLV Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» c общей темой «Брак и Империя. От папы Сикста IV (1472 г.) к Российской империи». Исследовательский центр «Джорджо Ла Пира» Национального совета по научным исследованиям Римского университета «Сапиенца» ежегодно организует семинары «От Рима к Третьему Риму» по случаю дня рождения города Рима (21 апреля), согласно постановлению Римского городского совета от 22 сентября 1983 года, а также на основе соглашения, заключенного в 1986 году с Институтом российской истории Российской академии наук. Также секция семинара проходила в Московской духовной академии осенью 2017 года.

Из-за отмены в связи с кончиной папы Франциска всех мероприятий римской мэрией семинар 2025 года прошел не на Капитолийском холме, а в здании римского университета Тор Вергата. В заседании приняли участие исследователи разных стран, чьи сообщения были посвящены темам значения венчания брака в христианской традиции, практическим аспектам браковенчания, истории династических браков в Византийской ойкумене, современной проблематике вопроса о браке.

Проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии доцент протоиерей Александр Задорнов рассмотрел в своем сообщении статус Таинства Венчания в Российской империи и современной России. Как отметил докладчик, сегодня во всем мире институт брака находится в глубоком кризисе. При этом кризис именно в понимании брака, его необходимости для личности и для общества. Характерная черта: в 2021 году при переписи населения выяснилось, что считающих себя женатыми мужчин в России на 50 000 меньше, чем замужних женщин. Такая абсурдная арифметика объясняется только одним: женщины готовы признать браком любую форму партнерства, в то время как мужчины не считают себя ничем обязанными, если их союз не дошел до официальной регистрации.

Какое значение имеет Венчание при таком отношении к самому браку? Сегодня очевидно, что даже не все считающие себя «практикующими православными» готовы к Венчанию своего союза, уже заключенного государством. В чем же причина такой неготовности? Многие священники говорят о том, что сталкиваются со своеобразным страхом перед Венчанием среди своих прихожан. Часто этот страх имеет форму суеверия, но часто передает и понимание разницы между союзом, заключенным только перед людьми, и союзом, заключенным перед Богом. Сами вступающие в брак относятся к его Венчанию с гораздо большей серьезностью, чем к заключению брака перед лицом государственного чиновника: для многих христиан брак, заключенный гражданским порядком, есть не более чем конкубинат, а брак христианский начинается только с того момента, как брачующиеся получат религиозное освящение своего союза по церковному обряду.

Отметивший в свое время этот факт русский канонист И. Бердников подчеркивал, что важную услугу в деле законодательства по делам брачным оказала государству Церковь. Она помогла государству провести в жизнь идею свободного, непринужденного вступления в брак, идею равенства семейных прав и обязанностей у обоих супругов: «Можно сказать, что языческий брак замыкался на интересах одной семьи и одного домовладыки (paterfamilias). В христианстве же через церковное  венчание бракосочетание переходит из частной среды в сферу общественных отношений, становится делом церковно-общественным».

Сегодня Венчание выполняет, по сути, ту же функцию. Зачастую само государство рассматривает во многих аспектах брак как частное дело своих граждан. Так, например, сейчас для его регистрации в России не требуются даже свидетели. Венчание в храме, напротив, всегда публичный акт, демонстрация свободной воли супругов нести тяготы и радости брака.

В завершение семинара его участники выразили уверенность в необходимости его продолжения в связи с постоянной актуальностью темы Рима и его актуального наследия.

Пресс-служба МДА