Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Преподаватели МДА выступили на научном семинаре в Риме

20–21 апреля 2023 года в Риме, в здании мэрии (Palazzo Senatorio) на Капитолийском холме, прошел XLIII Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Общая тема XLIII семинара: МИР: PAX, ORBIS. На семинаре обсуждались следующие аспекты общей темы: 

1. Мир как политическая система. 

2. Мир между Востоком и Западом. 

3. Pax Deorum и Христианский мир. 

4. От Льва Толстого до Джорджо Ла Пиры.

rhdr

XLIII семинар организован в сотрудничестве с Центром евразийских исследований Римского университета «Тор Вергата», руководимым профессором Риккардо Кардилли, и с Департаментом юридических наук Римского университета «Сапиенца», руководимым профессором Луизой Авитабиле.

В прозвучавшем дистанционно докладе заслуженного профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина «Русское слово “мир” (эволюция и полисемия)» рассматривалось множество значений понятия «мир» в историческом и современном контексте — в значении сельской общины, человечества, вселенной, как противоположность церковной, духовной сфере и как состояние, противоположное войне.

fbeautyoffrem

В докладе проректора Московской духовной академии, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин доцента протоиерея Александра Задорнова была представлена позиция Русской Православной Церкви в вопросах войны и мира, выраженная в ее официальных документах (Основы социальной концепции), наследии новомучеников (мученик Михаил Новосёлов) и русской религиозной мысли (Е. Трубецкой, И. Ильин).

Официальная позиция Русской Православной Церкви, выраженная в документе «Основы социальной концепции» (2000 год) называет войну нарушением законов Богом созданной природы (последствие греха). Выходом из ситуации войны может быть только восстановление закона, но какого закона? Если только человеческого, то это будет устранением ситуации «война всех против всех» (Томас Гоббс), внешнее сдерживание. Если же это восстановление Божьего закона, то это восстановление понятия iustitia в его первоначальном смысле «справедливости». Именно из этого исходит концепция «справедливой войны» христианских богословов. 

В частности, докладчик отметил нехристианский подход Льва Толстого к вопросам войны, абстрактный характер пацифизма писателя. Толстой говорит о войне как о нарушении природного закона, но эта природа — после грехопадения, вне замысла Божьего о мире. Отрицая христианское учение о Боге, Толстой неизбежно должен был прийти к выводу о наличии только законов природы (а не Божьих законов) и о том, что эти природные законы исправить невозможно, они фатальны: «В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием» («Война и мир»). Если «люди суть ярлыки», то невозможно и то христианское отношение к личной ответственности, о котором говорят рассмотренные нами примеры из религиозной философии и богословия. Именно эта нечуткость Толстого не позволяет признать его позицию справедливой.

Тема войны как противоположности Божественным и человеческим законам стала особенно важной в русской религиозной философии после революции. Известный консервативный мыслитель Иван Ильин поставил вопрос о духовном смысле войны с противоположной Толстому стороны — в каких случаях можно говорить если не о справедливой войне, то о справедливости действий человека, участвующего в этой войне.

rhdr

Религиозная философия прошла путь от античной и святоотеческой теории справедливой войны к иллюзии «вечного мира» эпохи Просвещения, развенчанию этих иллюзий и возвращению к концепции справедливой войны и ее переосмыслению в духе христианского персонализма и ответственности конкретного человека за свои действия в дни войны и мира.

Справка:

Исследовательский центр «Джорджо Ла Пира» Национального совета по научным исследованиям Римского университета «Сапиенца» ежегодно организует семинары «От Рима к Третьему Риму» по случаю дня рождения города Рима (21 апреля), согласно единодушно принятому постановлению Римского городского совета (№ 5461 от 22 сентября 1983 г.), а также на основе соглашения, заключенного в 1986 г. с Институтом российской истории Российской академии наук. Секция семинара проходила в Московской духовной академии осенью 2017 года.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας