Преподаватели МДА приняли участие в конференции СПбДА
16 и 17 ноября в Санкт-Петербургской духовной академии при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви прошла ХII Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки».
Цель конференции — презентация научных исследований в области богословских наук и наук о Церкви. Вследствие сложной эпидемиологической обстановки конференция была проведена в очно-дистанционном формате. На конференции выступили с докладами представители духовных и светских вузов России и зарубежья.
От Московской духовной академии выступили представители кафедры богословия и библеистики.
Доцент МДА П.К. Доброцветов выступил в дистанционной форме с докладом на тему «Методология христианской апологетики в трудах блж. Феодорита Кирского». Докладчик выделил несколько методологических линий в апологетическом наследии блаженного Феодорита:
1) собственно апологетическую – защищающую христианство от нападок язычников;
2) критическую – показывающую ложность язычества в его разнообразных проявлениях;
3) миссионерскую – проповедующую христианство и разъясняющую суть христианства для неверующей аудитории;
4) преемственную – показывающую нечто в языческой философии и культуре, что было промыслительно дано истинным Богом и согласно с христианством;
5) вероучительно-педагогическую – направленную не к самим язычникам, а к читателям-христианам для их утверждения в вере и учении Церкви и даровании им аргументации для борьбы против язычества и для миссии среди язычников.
Преподаватели кафедры библеистики доцент М.В. Ковшов и иерей Сергий Фуфаев приняли участие в работе секции «Христианская антропология», которая прошла на интернет-платформе Zoom 17 ноября.
М.В. Ковшов также выступил ведущим секции. В своем сообщении на тему «Существование по образу Лиц Пресвятой Троицы как истинное бытие человека» он отметил: «Человек творится Богом по Его образу и подобию (Быт. 1:26–27). Это означает, что прежде, чем говорить о личности человека, мы должны рассмотреть ее Архетип — Бога, сотворившего человека по Своему образу и подобию. Изначальная сообразность человека своему Творцу предполагает, по словам епископа Диоклийского Каллиста (Уэра), что всë то, что мы говорим о Боге, может и даже должно быть приложено с соответствующими оговорками и к нам. Таким образом, мы, с одной стороны, можем говорить о человеке в тех же категориях, что и о Бессмертном Боге, а с другой стороны, мы никогда не должны упускать из виду человеческое несовершенство. Человеческая ограниченность связана с двумя фактами о его бытии: фактом тварности и фактом греховности.
Человек призван к отображению образа жизни Нетварного Бога в рамках своего ограниченного бытия. Образом же бытия Пресвятой Троицы является непрестанное перихоральное общение любви, в котором каждая из Ипостасей всецело отдает Себя Другой. Отсюда и образ бытия человека — не самозамкнутость, не эгоизм, не жизнь для себя, но любовь и самоотдача. Полагая центром бытия самого себя, человек самозамыкается и превращается в индивид-осколок. Напротив, видя центром бытия другого, он преодолевает свою ограниченность и становится тем целым, которое заключает в себе всю полноту Богозданной природы. Выход из состояния самости навстречу полноценному бытию осуществим только в общении с Богом и другими людьми. Путь к реализации этого общения есть Церковь, в которой в соединении со Христом при освящении от Святого Духа человек входит в общение с Пресвятой Троицей и одновременно с иными людьми, которые все вместе составляют единое Тело Христово, со Христом и во Христе входящее в общение с Богом».
Доклад священника Сергия Фуфаева «Сравнительный анализ учений священномученика Иринея Лионского и святителя Василия Великого об образе и подобии Божием в человеке» был посвящен учениям священномученика Иринея Лионского и святителя Василия Великого об образе и подобии Божием в человеке. Отец Сергий отметил, что, по учению святого Иринея, весь состав человеческого естества (т.е. не только душа, но и тело человека) создан по образу Божию, поскольку человек был создан по образу Бога Слова, Агнца, закланного еще прежде создания мира (см. 1 Пет. 1:19–20). Святой Василий Великий, напротив, настаивает на том, что только человеческая душа создана по образу Божию, поскольку только она имеет свойства, близкие к Богу. Телесное, сложное, изменчивое, смертное не может быть подобно бестелесному, простому, неизменчивому, бессмертному. Таким образом, возникает богословская проблема: с одной стороны, есть святоотеческая позиция, что тело человека не создано по образу Божию, но только душа, а с другой стороны, есть святоотеческая позиция, что всё человеческое естество создано по образу Божию. Кроме того, оба святых отца учат, что и душа и тело человека призваны быть причастными Богу. Идея обожения души и тела человека по благодати во Христе предполагает, что весь человек стал предельно похожим на Бога, поскольку Божественная благодать — это есть Сам Бог в Своих энергиях. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что любое тварное естество само по себе бесконечно отстоит от естества Божественного. Другими словами, любое тварное естество радикальным образом не похоже на естество Бога. Выходит, что если образ Божий отождествлять с естеством человека, либо с частью естества человека (душой), то следует признать, что Божественный образ в человеке бесконечно далек от Первообраза. А если подобие Божие отождествлять с обожением человека по нетварной благодати, то следует признать, что оно предельно близко к Первообразу. Необходимо отметить, что столь сильное расхождение «образа Божия» и «подобия Божия» между собой не соответствует тексту Священного Писания, которое, напротив, сближает между собой данные понятия. К тому же, бесконечное отдаление образа Божия от Первообраза обессмысливает это библейское понятие. Современное учение о том, что образом Божиим в человеке является совершенно неповторимая личность, предлагает вариант преодоления указанных затруднений. Божественный образ относится ко всему существу человека потому, что человеческое «я» проявляет себя во всём человеческом естестве. Подобие Божие в человеке понимается как его всецелая отдача себя Богу и другим людям по образу бытия Пресвятой Троицы.
В заключение работы секции ее участники отметили наиболее интересные и вызвавшие оживленную дискуссию доклады.