
Преподаватели Академии выступили на конференции в Риме
21 апреля 2024 года исполнилось 2777 лет со дня основания Рима. В это время традиционно проводится международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму», организованный римским университетом Ла Сапиенца и Институтом российской истории РАН. В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры церковно-практических дисциплин МДА: профессор протоиерей Владислав Цыпин и заведующий кафедрой доцент протоиерей Александр Задорнов.

Утреннее заседание 22 апреля модерировал проректор по научно-богословской работе Академии протоиерей Александр Задорнов, он же выступил с докладом «Рим и его право в Православной Церкви сегодня». Как отмечалось в докладе, если всё ещё возможны споры о действительной рецепции античного наследия в Древней Руси, то бесспорен тот элемент, который напрямую связан с античным миром, –— римское право. Его нормы при этом отражены в государственном законодательстве только опосредованно, в то время как сфера церковного права единственная, где они действовали напрямую, как в области законодательства, так и в правоприменении. Так, например, Церковь переняла римскую практику respondere — ответов авторитетных юристов на возникавшие в ходе правоприменения вопросы. Так сложился корпус «правил святых отцов», получивших в Церкви тот же авторитет, что и пять великих римских юристов, перечисленных в Законе о цитировании 426 года.

Это наследие проявляется не только в формальной, но и в содержательной области. Так, в области брачного права в наивысшей мере проявляется связь между церковным и римским правом. Например, в Семейном кодексе Российской Федерации сегодня отсутствует определение понятия «брак», в то время как в церковном документе «О канонических аспектах церковного брака» такое определение есть, и заимствовано оно напрямую у римского юриста Модестина: «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Более того, из существующих сегодня в Русской Православной Церкви 14 препятствий для Венчания брака, 8 препятствий также заимствованы из гражданского римского законодательства, и только 6 имеют церковно-богословский характер.
Высокая оценка римского права содержится в основополагающем документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции» 2000 года. В нем особенно отмечается, что предпринятый при святом императоре Юстиниане опыт христианизации правовой системы, унаследованной от языческого Рима, «оказался вполне удачным не в последнюю очередь именно потому, что законодатель, создавая “Корпус”, вполне сознавал границу, отделяющую порядок мира сего, который и в христианскую эпоху несет на себе печать падшести и греховной поврежденности, от установлений благодатного тела Христова — Церкви — даже в том случае, когда члены сего тела и граждане христианского государства суть одни и те же лица. “Корпус” Юстиниана на века определил правовой строй Византии и оказал значительное влияние на развитие права в России и западноевропейских странах в Средневековье и Новое время».

Римское право — это и есть тот античный фундамент, который мы находим у начала церковной культуры на Руси.
В дистанционном выступлении заслуженного профессора МДА протоиерея Владислава Цыпина «Четвертому Риму не бывать» был сделан акцент на том факте, что из влиятельных историософских идей прошлого, совместимых с православным видением исторического процесса, самым концептуально содержательным представляется как раз то учение, квинтэссенция которого выражена в лаконичной формуле: «Москва — Третий Рим». По исторической адекватности, стратегической значимости и прагматической инструментальности ее можно поставить разве только рядом со знаменитой уваровской формулой «Православие, самодержавие, народность».
Пророчество о трех Римах и невозможности четвертого интерпретировалось в прошлом и интерпретируется ныне в двух разных направлениях: триумфалистско-оптимистическом и апокалиптическом, при том что текст посланий великого старца не содержит в себе противоречивых смыслов, хотя и дает повод для альтернативных толкований, которые выбираются в зависимости от мировоззренческих установок интерпретаторов — историков, публицистов, философов. Подобной односторонности в комментариях к учению старца Филофея следовало бы избегать.

«По профетическому предвидению старца Филофея Четвертому Риму не бывать, потому что если Россия не выстоит, то, как это видится ныне из самой России, исчезнет какой бы то ни было позитивный смысл в продолжении истории», — завершил свое выступление отец Владислав.
В конце конференции состоялась оживленная дискуссия по прозвучавшим в докладах темам и были намечены планы на будущую работу семинара.
Пресс-служба МДА