Преподаватели Академии приняли участие в Международной патриcтической конференции
С 30 сентября по 2 октября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия в очно-дистанционном формате проходила VII Международная патристическая конференция «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие». В ней приняли участие три преподавателя Московской духовной академии. На конференции были представлены биография и творения святителя Амвросия Медиоланского в разных аспектах. Среди докладчиков — ученые из России, Англии, Италии, Франции и Америки.
Профессор кафедры филологии МДА игумен Дионисий (Шлëнов) выступил с докладом на тему «Четыре “родовые” добродетели cогласно святителю Амвросию Медиоланскому». В докладе была раскрыта аретология святителя Амвросия Медиоланского на примере его учения о четырех родовых, или главных, добродетелей с учетом античных, во многом стоических, представлений. Среди добродетелей стоики (а под их влиянием и Цицерон) выделяли четыре «главные» — справедливость, умеренность/целомудрие, благоразумие и мужество. Каждая из этих добродетелей (включая мужество в западной традиции) описывалась и как равная другим и — в определенных контекстах — как наиважнейшая. Святитель Амвросий следует сложившимся представлениям, но считает главные добродетели достоянием не столько античной, сколько христианской традиции. При комплексном изучении данной темы в корпусе его сочинений можно заметить, что четыре добродетели оказываются главными наряду с семью добродетелями или дарованиями Святого Духа согласно описанию пророка Исаии (Ис. 11:2–3). При описании четырех добродетелей святитель Амвросий использует яркий образ четырехконной колесницы, который впоследствии был задействован и в греческой патристике, но не с такой степенью детализации. Доклад сопровождался показом презентации.
Доцент МДА диакон Сергий Кожухов представил доклад на тему «Христология святителя Амвросия Медиоланского в контексте последующих христологических споров». В докладе были проанализированы христологические тексты святителя Амвросия, приведенные у последующих авторов и в деяниях Вселенских Соборов. Речь идет о V–VII вв., когда предметом полемики был поиск точных формулировок в учении о едином Христе в двух природах после воплощения. Сам святитель Амвросий полемизировал на Западе с арианами, принадлежавшими к партии омиев, близких к самым крайним арианам, отрицавших различие природ или сущностей во Христе. В полемике с ними святитель обозначает четыре пункта учения о Христе, которые станут актуальны в последующей полемике: 1) различие Божественной и человеческой сущностей после воплощения; 2) различие двух принадлежащих этим природам воль; 3) сохранение единого Сына, рожденного предвечно от Бога Отца и во времени от Девы Марии; 4) тленность тела Христа как противоположность Божеству. На основании этих четырех пунктов производится рассмотрение цитируемых текстов святителя Амвросия в контексте христологической полемики.
Профессор кафедры богословия МДА А.Р. Фокин выступил с докладом на тему «Учение святителя Амвросия о Логосе: между Филоном, Оригеном и Максимом Исповедником».
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας