Преподаватели Академии приняли участие в конференции в СПбДА
28 сентября 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии начала свою работу XIV Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». В ее работе приняли участие преподаватели Московской духовной академии, выступившие с докладами и участвовавшие в секционных дискуссиях.
В рамках секции «Биоэтика» прозвучали два доклада преподавателей МДА: «Суррогатное материнство vs. эмбриональное усыновление» доцента иерея Стефана Домусчи и «Нейроэтика: истоки, методология, проблематика» преподавателя кафедры богословия иеромонаха Дамиана (Воронова).
В наши дни, отметил в своем выступлении отец Стефан, ЭКО стало вполне привычной и широко применяемой технологией борьбы с бесплодием. Одним из следствий распространения ЭКО стал рост числа криоконсервированных эмбрионов, которые могут использовать в том числе как для суррогатного материнства, так и для эмбрионального усыновления. Несмотря на то что последнее нередко воспринимается как вариант суррогатного материнства, этимологический, богословский и юридический анализ используемых терминов позволяет разделить эти способы использования эмбрионов и по-разному оценить их с нравственной точки зрения.
Автор доклада делает вывод, что в случае эмбрионального усыновления женщина не является суррогатной матерью, т.к. в ее беременности нет основных признаков суррогатности и она вынашивает усыновленный ею эмбрион как собственный, так же как приемная мать воспитывает приемного ребенка как своего. В свою очередь, усыновляемый эмбрион начинает восприниматься не как объект, но как субъект юридических отношений, то есть приравнивается к уже рожденным усыновляемым детям.
Иеромонах Дамиан (Воронов) представил в своем докладе краткий исторический обзор изучения функций головного мозга. На примере крупных научных проектов были рассмотрены основные виды нейротехнологий и их социальные эффекты, а также этические коллизии, сопровождающие развитие наук о мозге и сознании. На основе большого объема эмпирических данных было выполнено картирование проблемного поля нейроэтики, даны критерии оценки и критически осмыслены варианты интерпретации измерительных процедур, обозначены контуры возможных решений моральных парадоксов, ставших предметом не только концептуального анализа, но и конкретных фундаментальных исследований.
Сообщение доцента диакона Сергия Кожухова было посвящено учению представителей монофизитства VI столетия.
Кафедра библеистики МДА была представлена доцентом иеромонахом Филофеем (Артюшиным), преподавателем иереем Сергием Фуфаевым и профессором Розалией Моисеевной Руповой.
В докладе иерея Сергия Фуфаева «Потенциал богословского персонализма для раскрытия тайны образа и подобия Божиих в человеке» была показана проблемность сведения образа Божия к человеческому естеству или какой-либо его части, поскольку всякое тварное естество радикально непохоже на нетварное естество. Вариант решения этой проблемы содержится в персоналистской интерпретации образа Божия, которая исходит из православных триадологии, христологии и сотериологии. В частности, важно понимать, что если мы почитаем разум человека как то, что «по образу Божию», то тем более тот, кто руководит разумом и остальными силами души, должен быть нами почитаем как образ Божий. Очевидно, что руководитель не может иметь статус ниже своих подчиненных. Более того, он имеет статус выше. Поэтому следует признать, что несводимое к своей природе «я» человека и есть образ Божий, а высшие силы и способности человека можно назвать чертами образа Божия, которые позволяют абсолютно неповторимой личности реализовывать себя посредством общей человеческой природы. В конечном итоге, личность являет себя во всём своем естестве или, другими словами, человеческая природа всегда существует личностно. В этом смысле и можно утверждать, что весь человек создан по образу Божию.
Тема выступления профессора Р.М. Руповой — «Символическая природа человека и мира как основание построения универсальных герменевтических процедур». Символическая природа сотворенного Богом мира и человека, отраженная в трудах отцов Церкви, по мнению автора, открывает перспективу прочтения как символического текста и европейской культуры, которую можно рассматривать как расширенный комментарий к Священному Писанию. Богословское осмысление культуры может быть начато с применения к ней, с соответствующими поправками и допущениями, методов библейской герменевтики.
В докладе иеромонаха Филофея (Артюшина) на тему «А вы — те, кто пребыл со Мною в напастях моих (Лк. 22:28). Искушение (ho peirasmos) как герменевтический принцип в богословской композиции Евангелия от Луки» освещается богословский контекст употребления термина «искушение» (ho peirasmos) в Евангелии от Луки. Отправной точкой для проведения дальнейшего анализа становится повествовательное развитие указанного мотива в пределах Евангелия, в свете редакционной критики. В сравнении с прочими евангелистами-синоптиками именно Лука акцентирует внимание на том, что служение Христа проходит «под знаком искушения», кульминационными моментами которого становится начальный этап (выход на проповедь после искушений в пустыне: Лк. 4:1–13) и заключительный — Крестный путь, ознаменованный властью сатаны, который, в преддверии Страстей Христовых, «входит в Иуду» (Лк. 22:3). В конечном итоге, в историческом Евангелия богословским ответом евангелиста на современную ему ситуацию христианской общины (продолжающей, по примеру Христа, непрекращающуюся борьбу с силами зла) становится практический идеал милосердия, снисходительности к человеческой немощи и греху, благодаря которым и становится возможным реальное освобождение человека от уз греха и смерти (ср. Лк. 7:37–50; Лк. 13:16).
В секции, посвященной каноническим проблемам, приняли участие доценты кафедры церковно-практических дисциплин МДА. Кандидат юридических наук доцент Наталия Сергеевна Семенова выступила с докладом на тему «Современный правовой статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Молдова и на Украине: сравнительный анализ». В рамках выступления были обозначены основные факторы влияния на законодательство указанной группы государств, а также приведены в сравнительной характеристике базовые положения конституций и законов о свободе совести и вероисповедания России, Беларуси, Молдовы и Украины, определяющие правовой статус Русской Православной Церкви как религиозной организации на их территории.
Доклад заведующего кафедрой протоиерея Александра Задорнова затронул теоретические проблемы канонического права, связанные с большой экклезиологической проблемой статуса церковной организации в современном мире. Прямым способом автономизации церковной общины в современном обществе докладчик считает достижение Церковью реального статуса института sui iuris. Для этого требуется анализа конкретных аспектов такого статуса в области самостоятельности правового источника, высшего церковного управления и литургической жизни Церкви.
29 сентября конференция завершила свою работу.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας