Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Представители МДА приняли участие в работе XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений

28 января 2019 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность», начали свою работу.

В этот день Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в богослужении приняли участие игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви, которые прибыли на монашеский форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.

Первый день работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» начался с пленарного заседания, на котором присутствовали архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; игумения Иулиания (Каледа), куратор направления, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Перед участниками выступил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий с докладом «Почему монахам нужно образование». Архиепископ Амвросий начал свой доклад с тезиса о том, что ученость монашества заложена в основание Предания Церкви и является добродетелью в святоотеческом понимании этого слова.

На первый план сегодня выступает такой аргумент, как возможность восполнить качественным образованием недостающий духовный и  житейский опыт в ситуации, когда от современного монашества повсеместно люди ждут наставления, духовных советов и поддержки, а большинство монашествующих к такой миссии не готовы. Монахи могут принести много пользы приходящим в обители людям, но, как сказал владыка Амвросий, повторив слова митрополита Сурожского Антония, «для этого нужно быть либо святым, либо образованным», в частности, не только глубоко знать христианскую традицию, но и уметь донести ее содержание до современников, особенно молодежи, на понятном им языке. Притом, в наше время всё чаще этот язык не  подразумевает упрощенность.

Дополнительной причиной для получения образования становится необходимость вести монастырское хозяйство, взаимодействовать с государственными структурами, разбираться в юридических тонкостях и на хорошем уровне обладать множеством других специфических знаний. Владыка Амвросий привел мнение святителя Василия Великого, сформулировавшего в свое время принцип пользы светского образования для образования духовного.

«Некогда монастыри были образовательными центрами, в настоящее время они могут стать центрами церковной науки»,

−  сказал архиепископ Амвросий, напомнив, что существует огромная нужда в современных переводах творений отцов Церкви, научных комментариях к Писанию; необходимо также уметь отвечать на вызовы антихристианских идеологий и т. п.

«Монастыри были и должны быть оплотами образованности, книжности, оплотами мудрости житейской и духовной»,

− этим утверждением подытожил свой доклад архиепископ Амвросий.

Игумен Дионисий (Шлёнов), преподаватель Московской духовной академии, заведующий академической библиотекой,  в исследовании «Свобода во Христе и путь к ней – святоотеческие определения и наставления» представил вниманию собравшихся панораму использования понятия «свобода» в текстах древней греческой традиции. Все авторские переводы текстов, посвященные этому термину, прозвучали впервые. Всего в греческой литературе слово «свобода» с IV до XVIII века встречается 10,5 тысяч раз. 790 раз это слово использовалось в эпоху до Рождества Христова. Таким образом, на христианскую эпоху приходится наиболее частое его употребление. Чаще всего использовал это понятие святитель Иоанн Златоуст.

В центральных регионах Византии слово «свобода» было употреблено в текстах рукописей 2,5 тысячи раз – чаще, чем в любом другом уголке земного шара в этот период. В Священном Писании есть несколько стихов − в Посланиях апостола Павла, апостола Иакова и апостола Петра − где говорится о свободе. Из приведенных докладчиком апостольских и святоотеческих цитат очевидно, что свобода понимается авторами текстов как освобождение человеческой души от рабства греха.  Формулировка «закон свободы» стала ключевой формулой христианской аскетики. Преподобный Марк Подвижник оставляет следующее определение: «Закон свободы научает всякой истине. Хотя многие прочитывают его согласно знанию, мало кто понимает его в соответствии с деланием заповедей. Не ищи его совершенства в человеческих добродетелях, ибо в них не найдется совершенства. Его совершенство скрывается в Кресте Спасителя».

29 января участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений продолжат работу.

Синодальный Отдел по монастырям и монашеству / Пресс-служба МДА

ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ