«Познаем, братие, таинства силу»: ректор МДА совершил монашеский постриг в Троицком соборе Лавры
Вечером 6 апреля после праздничного богослужения в честь Благовещения Пресвятой Богородицы академическое духовенство, преподаватели и студенты собрались под сводами Троицкого собора Лавры у мощей преподобного аввы Сергия, чтобы стать свидетелями удивительного таинства — рождения к новой, равноангельной жизни пяти студентов и одного преподавателя Академии.
Совершил монашеский постриг ректор МДА епископ Звенигородский Кирилл.
В академическое монашеское братство вошли:
- монах Филарет (секретарь и преподаватель кафедры библеистики МДА Сергей Вячеславович Зубов. Имя в постриге получил в честь святителя Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского);
- монах Иннокентий (аспирант 1 курса, ассистент кафедры богословия МДА Александр Мелихов. Имя в постриге получил в честь святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского);
- монах Антоний (студент 2 курса магистратуры МДА Владимир Стребляченко. Имя в постриге получил в честь преподобного Антония Радонежского);
- монах Арсений (студент 2 курса магистратуры МДА Алексей Салов. Имя в постриге получил в честь святителя Арсения Тверского);
- монах Григорий (студент 1 курса магистратуры, ассистент кафедры филологии МДА Пëтр Трофимов. Имя в постриге получил в честь святителя Григория Богослова);
- монах Пимен (студент 1 курса магистратуры МДА Пëтр Шеин. Имя в постриге получил в честь преподобного Пимена Великого).
По академической традиции восприемником новопостриженных стал духовник МДА архимандрит Иларион (Форкавец).
По завершении чина монашеского пострига владыка Кирилл обратился к новопостриженным с напутственным словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поздравляем дорогих новопостриженных отцов с принятием малой схимы (мантии), а также поздравляем и всех начальствующих, учащих и учащихся, всю Духовную академию с этим духовным праздником пострига!
Плоды воспитания, плоды обучения многоразличны. Но этот плод всегда был особенным, ибо находится наша Академия у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Русской земли. Кто-то из новопостриженных будет причислен к братии Лавры, кто-то, как те белые птицы в видении Преподобному, полетит на послушание в разные части нашего необъятного Отечества, а кто-то останется при духовных школах. Но тем не менее мы знаем, что преподобный Сергий молился не только о Лавре и ее братии, он молился о всей нашей Родине, о всей Отчизне. Его молитвы были услышаны, и они слышны у Господа и сегодня.
Поблагодарим Господа Бога за то, что в нынешнее время, когда среди многих молодых людей, желающих жить свободно, не связывая себя никакими обещаниями и обязательствами, находятся те, кто, возгоревшись любовью к слову Евангельскому, к наследию Святой Церкви, желают послужить Господу на непростом иноческом, монашеском пути.
Как мы знаем, монахи — это те люди, которые особенно стараются быть подлинными учениками Господа Иисуса Христа. Неверен тезис о том, что монашество появилось только после окончания активных гонений на христиан. Оно появилось раньше: многие принимали монашество, чтобы поддержать дух ревности по Богу первых христиан. И все древние, самые первые монашеские уставы ориентировались на жизнь апостолов, которые находились рядом с Господом Иисусом Христом, а также на жизнь первохристианской общины, описанной в Деяниях святых апостолов. Думается, что монашествующий должен быть особым ревнителем славы Божией, имени Господня.
В современном мире Евангелие, пожалуй, проповедано по всем странам. Но многие люди, находясь близко к Церкви, а то и в ней самой, осознанно или не очень осознанно считают, что выполнение многих добродетелей из слов Евангелия невозможно. Но жизнь монаха должна быть направлена на то, чтобы подтвердить истину и силу слов Христовых, чтобы, глядя на монашествующих, люди могли сказать: “Да, Евангельское слово продолжает действовать и в наше время”. Глядя на монашествующих, люди должны понять, что Слово Божие живо и действенно в нашей жизни и не является просто красивой высоконравственной теорией, недоступной для современного человека.
У святого Василия Великого в одной из проповедей мы находим довольно страшные слова. Он говорит о том, что диавол много насмехается пред Богом, говоря Ему: “Смотри на Своих христиан — Ты за них страдал, а я не страдал; Твое слово они исполняют через пень-колоду, а за мной они бегут, стоит мне только хвостом немного вильнуть — они меня больше слушают, чем Тебя, а я за них не распинался”. Вот такое страшное свидетельство у святителя Василия мы находим о жизни христиан даже в первые века Церкви Христовой. Что мы скажем о современном мире? Православные христиане, крещеные и даже воцерковленные, очень много дают поводов для насмехательства демонам и людям, далеким от Церкви. Монахи должны быть ревнителями слова Божия, славы Божией, славы Православной Церкви. Эта великая ответственность, конечно, лежит на всех христианах, но всё-таки особая ответственность лежит на монашествующих, ведь если монах пойдет обратным путем или даже просто совершит какие-то серьезные ошибки, то это становится в современном информационном мире почвой для насмехательств.
Дай Бог, чтобы молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, всех Радонежских святых, а также новомучеников и исповедников все мы — но особенно к вам, отцы и братья, обращаю свое слово — постарались послужить Богу во славу Его Святой Церкви. Это должно быть самым главным вашим желанием. Будем молиться, и вы молитесь крепко, чтобы не думать, в каком месте и в каком чине вы окажетесь, но иметь лишь одну заботу на каждый час — как своей жизнью прославить Бога. Сами мы, даже если и прославимся здесь, на земле, получим лишь временную, тленную славу. Даже о самых знаменитых людях быстро забывают. Но слава Божия — нетленна, она уходит в вечность. И если мы этой Божественной славе послужим, то мы сами станем наследниками нетленного Царства Божия. Дай Бог, чтобы так оно и случилось.
От одних можно услышать мысль о том, что монах должен быть веселым, а от других — что монах должен плакать. Но на самом деле монах должен одновременно и быть веселым, и плакать о своих грехах. Только он должен научиться по-настоящему плакать и по-настоящему радоваться и не какими-то мелкими человеческими “плачами” или внешними пустыми “радостями”, а именно глубокой, настоящей печалью по Богу и глубокой духовной радостью. В каком-то смысле истинный монах должен быть по-настоящему человеком, созданным по образу Божию, который мы во многом потеряли. Дай Бог, чтобы красота образа Божия просияла вас, но так, чтобы вы помнили, что это красота не наша, а Божия. Аминь».
Справка:
Во время пострига песнопения исполнил мужской хор под управлением Е.В. Боровинского.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας