На кафедре библеистики МДА обсудили проект новой научной школы — Московская духовная академия
Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

На кафедре библеистики МДА обсудили проект новой научной школы

26 марта на кафедре библеистики Московской духовной академии прошло очередное заседание, в ходе которого профессор Р.М. Рупова выступила с докладом о создании научной школы «Православная библейская наука в современном мире».

В своем выступлении Розалия Моисеевна обозначила ключевые доминанты будущей школы: 

  • сочетание строгости православного богословского мышления с открытостью к диалогу с современной наукой;  
  • апологетическая заостренность всех плодов научной деятельности школы.

По итогам обсуждения было принято решение о создании новой научной школы. Для детальной проработки ее деятельности 9 апреля 2025 года запланирован научный семинар «Вопросы по формированию научной школы кафедры».

Таким образом, на кафедре библеистики теперь будут действовать две научные школы: «Православная паулинистика» и «Православная библейская наука в современном мире». Их работе будут посвящены отдельные рубрики на кафедральном сайте.

В рамках заседания аспирант МДА диакон Иоанн Змиев прочитал пробную лекцию на тему «Проблематика соотношения тем Божественного суда и спасения в пророческих книгах». 

Диакон Иоанн исследовал ключевую проблему пророческого богословия — соотношение тем Божественного суда и спасения и пришел к важному богословскому синтезу через концепцию остатка.    

Антиномия суда и спасения составляет центральную проблему пророческих книг, где суд предстает как неизбежное следствие нарушения завета, а спасение — как следствие Божией верности завету и непреложности Его обетований. Анализ пророческих текстов выявил диалектическую триаду:

  • тезис (Божественный суд);  
  • антитезис (Божественное спасение);  
  • синтез (концепция остатка как разрешающего звена).

Было отмечено, что в основе тем суда и спасения лежит экзистенциальная проблема человеческого существования — проблема жизни и смерти. Именно в напряжении, связанном с этой проблемой, возникает мотив остатка (G.F. Hasel).  

Остаток предстает не просто как уцелевшая в бедствии часть народа, но как духовное ядро народа и носитель обетований. Поскольку остаток функционирует как мост между судом и спасением («functions as the bridge between disaster and salvation» — K.D. Mulzac), он оказывается в самом центре библейского богословия.

Этот мотив тесно связан с Божией милостью во время Его суда. В библейской истории во всех случаях Божественного суда над Его народом присутствует милость, благодаря которой не происходит полного уничтожения и сохраняется жизнь. В этом смысле остаток представляет собой явленную в суде Божию милость.  

В Священном Писании концепция остатка прослеживается от Ноя и Авраама к истории Израиля, демонстрируя постепенное сужение круга избранных (В.Н. Лосский) и трансформацию понятия «народ Божий» (Ис. 6:13). Можно сказать, что остаток — это форма существования народа Божия в истории.  

В Новом Завете этот мотив продолжается в образах малого стада (Лк. 12:32), узкого пути (Мф. 7:14), в притчах о пшенице и плевелах (Мф. 13:30), неводе (Мф. 13:47–50) и др. Проблема остатка также отражена в Послании святого апостола Павла к Римлянам (Рим. 9–11).

Диакон Иоанн продемонстрировал, что концепция остатка становится тем богословским синтезом, который разрешает кажущееся противоречие между Божественным судом и спасением. В этом раскрывается парадокс Божественного действия: Бог одновременно и Судия, и Спаситель, а остаток оказывается ключом к пониманию Его промысла.

Лекция вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой были затронуты вопросы герменевтики пророческих текстов и их актуальности для современной богословской мысли. Полная текстовая версия лекции будет опубликована в научном журнале кафедры.

Пресс-служба МДА