 
        На кафедре библеистики МДА обсудили экклесиологию апостола Павла
29 октября 2025 года в Библейском кабинете Московской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялось совместное заседание научной школы кафедры библеистики «Наследие апостола Павла в святоотеческой экзегезе, русской дореволюционной и современной библеистике» и студенческого научно-богословского общества «Православная паулинистика».

Участниками заседания, общее число которых (очно и онлайн) превысило 35 человек, стали преподаватели и студенты МДА, ПСТГУ, а также Тульской, Перервинской и Екатеринбургской духовных семинарий.
С докладом на тему «Различные типы экклесиологии в Посланиях апостола Павла» выступил магистрант Отдела заочного образования МДА иерей Александр Минкин.

В начале своего выступления докладчик отметил актуальность темы, подчеркнув, что учение апостола о Церкви приобретает особое значение в контексте современных процессов, таких как территориальные и канонические разделения. Целью доклада было сформулировать и рассмотреть различные типы экклесиологического учения, представленного в посланиях апостола Павла.
Отец Александр пояснил, что, хотя для самого апостола учение о Церкви было единым, для научного исследования возможно выделение нескольких «типов», или способов описания церковной жизни. Докладчик выделил два основных уровня понимания Церкви в трудах апостола: экклесиология поместной общины и экклесиология вселенской Церкви.

Рассматривая поместную общину, отец Александр обратил внимание на феномен «домашней церкви». Первые христиане собирались в домах состоятельных членов общины для молитвенных встреч и совершения Евхаристии, или «преломления хлеба». Эти домашние общины стали фундаментом и центром распространения христианства. Другим важным аспектом является представление о Церкви как о «столпе и утверждении истины» (1 Тим. 3:15). Докладчик проанализировал греческие термины и подчеркнул, что функция Церкви заключается в том, чтобы быть опорой и поддержкой для истины Христова учения.
Переходя к вселенскому измерению, докладчик показал, как ветхозаветное понятие «народ Божий» трансформируется у апостола Павла. Теперь оно включает в себя не только Израиль, но и уверовавших язычников, что апостол иллюстрирует образом привитых к маслине диких ветвей.

Отец Александр подробно остановился на ключевых образах вселенской Церкви в посланиях апостола. Один из них — «невеста Христова». Этот образ описывает глубокие личные отношения между Христом и Церковью, подобные брачному союзу, где апостол представляет Коринфскую общину как «чистую деву», обрученную Христу (2 Кор. 11:2).
Центральным образом экклесиологии апостола Павла, по мнению докладчика, является «тело Христово». Церковь — это не просто организация, а мистический организм, в котором все верующие органически соединены со Христом как с Главой. Это единство, как подчеркнул отец Александр, преодолевает любые социальные и этнические различия: «нет ни Еллина, ни Иудея… но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Особое внимание в докладе было уделено неразрывной связи экклесиологии и Евхаристии. Церковь, по словам отца Александра, мыслится как «евхаристическая община». Именно через участие в Таинстве Тела и Крови Христовых верующий становится частью этого мистического Тела, и без Евхаристии, как утверждал докладчик, нет жизни Церкви.
После выступления состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие как присутствующие в аудитории, так и дистанционные участники. Были затронуты вопросы о границах Церкви, преемственности новозаветной экклесии по отношению к ветхозаветному народу Божию и богословской точности используемых терминов.

В завершение встречи был анонсирован следующий доклад, который состоится 5 ноября. С лекцией на тему «Антитеза в проповеди апостола Павла: от безумия Христа к силе Божией (1 Кор. 1:17–2:2)» выступит магистрант ОЗО МДА иерей Михаил Якутик.
 
                        